НУРАНИ
НАТО рассматривает возможность повышения численности своих войск в Афганистане в рамках миссии «Решительная поддержка». Об этом в интервью изданию Welt am Sonntag заявил генсек альянса Йенс Столтенберг, передает РБК со ссылкой на The Telegraph.
Возможное расширение миссии обусловлено «сложной» ситуацией в стране в сфере безопасности. В настоящее время в Афганистане военный контингент НАТО, включая обсуживающий персонал, составляет около 13 тыс. человек., напоминает агентство. По словам генсека альянса, решение о возможном увеличении численности войск НАТО вынесет в июне 2017 года.
На обсуждении также находится вопрос об увеличении сроков ротации войск. Пока группировка войск НАТО обновляется ежегодно. Кроме того, Столтенберг добавил, что НАТО может увеличить свое присутствие в Иордании и Тунисе, которые назвал «островками стабильности» в неспокойном регионе. Вопрос об усилении присутствия НАТО в Афганистане поднимается не в первый раз, напоминают эксперты РБК.
Ранее, в феврале 2017 года, командующий группировкой войск США в Афганистане Джон Николсон призвал увеличить контингент НАТО в стране на несколько тысяч человек, передает Guardian. «Они могут прибыть как от наших союзников, так и из Соединенных Штатов», — заявил он.
По словам Николсона, существует потребность в усилении контингента в подразделениях менее корпуса для укрепления миссии военных советников. Известно и другое. Барак Обама, предшественник Дональда Трампа на посту президента США, объявил о начале вывода войск в Афганистане в 2011 году и обещание свое сдержал. В октябре 2014 года последние американские базы перешли под контроль афганских сил безопасности.
При этом в стране остаются военные НАТО, которые помогают правительству бороться с боевиками. Тогда в Вашингтоне, и не только в Вашингтоне, были уверены, что афганские силы безопасности уже «созрели» для того, чтобы контролировать ситуацию в стране. Но недавняя атака террористов на одну из военных баз, жертвами которой стали 150 человек, судя по всему, заставила многое пересмотреть.
В том числе и в структурах НАТО. Более того, речь, судя по многим признакам, идет о многокомпонентной стратегии. Как передает, в частности, «Коммерсантъ», в Североатлантическом альянсе рассматривают возможность создания поста координатора по антитеррористическим операциям организации, о чем сообщает The Wall Street Journal.
Это делается на фоне заявлений президента США Дональда Трампа о том, что НАТО должно усилить противодействие терроризму. Ни одна из стран альянса не выступила против этого предложения, однако некоторые дипломаты настроены скептически.
Они полагают, что в борьбе с терроризмом могут помочь общие усилия стран НАТО, например, финансирование программ подготовки специалистов, в том числе, военных. Тем не менее, об усилении «антитеррористического» компонента в деятельности НАТО говорят как о свершившемся факте и в Брюсселе, и в Вашингтоне.
Призывы президента США Дональда Трампа в НАТО оказали влияние, и североатлантический альянс сконцентрировался на борьбу с терроризмом, заявил вице-президент США Майк Пенс, передает BMF со ссылкой на ТАСС. «Президент говорил, что НАТО должно меняться, что наши союзники по альянсу должны начать брать на себя бремя по обеспечению коллективной обороны. И они делают это. Они также меняют свою миссию и больше фокусируются на борьбе с терроризмом», — сказал Пенс. По его словам, «это определенно именно то, к чему призывал президент».
Вице-президент США также напомнил призыв Трампа к повышению военных расходов стран — участниц НАТО. «Большая часть стран НАТО не вносят справедливый вклад в общее дело. Через пару недель президент Трамп отправится на саммит НАТО и снова поднимет данный вопрос», — информировал Пенс.
Он убежден, что в данном вопросе Трамп и генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг «стоят плечом к плечу». И, как нетрудно догадаться, едва ли не основной точкой приложения сил здесь обещает стать Афганистан. С одной стороны, усиление борьбы с террором в Афганистане — в интересах и стран Центральной Азии, и России.
Особенно если учесть, что в последнее время, по данным СМИ России, именно боевики центрально-азиатского «джихадистского подполья» стоят, в частности, за недавним взрывом в метро Санкт-Петербурга. Кроме того, выходцем из Центральной Азии был и Рахман Акилов, совершивший недавно теракт в центре Стокгольма. Но, с другой, укрепление позиций США и их союзников в Афганистане коренным образом меняет политический климат в Центральной Азии, где до недавнего времени едва ли не единственной альтернативой России были все те же «джихадисты».
Достаточно вспомнить, как нервно Москва реагировала на функционирование базы «Манас» в столице Киргизии Бишкеке. Теперь базы как бы нет, а вот опасность третьей революции в том же Кыргызстане вновь на повестке дня. Во всяком случае, как передает RNS, бывший депутат Жогорку Кенеша (парламента) Киргизии, оппозиционный политик Равшан Жээнбеков пожаловался в ходе мартовской встречи с депутатами Европарламента пожаловался им на влияние России на внутреннюю политику его страны.
По его словам, «избранниками Москвы» были и действующий глава республики — Алмазбек Атамбаев, и его предшественники — Аскар Акаев, Курманбек Бакиев. «Механизмы (влияния — прим. «Ленты.ру») разные — ставка на кандидата (в процессе выдвижения) медийная, финансовая, моральная поддержка», — сказал Жээнбеков. По мнению политика, Россия контролирует различные сектора экономики «такие, как газ, нефть, банки, телеком, мигранты, ЕАЭС».
«Силовые структуры, военные базы, спецслужбы под влиянием Москвы. Это и есть механизмы влияния на управление страной», — поделился своим взглядом Жээнбеков. Причем заявление это прозвучало на фоне очередного противостояния между властью и оппозицией. Наконец, немало неприятностей Москве обещает и расследование «центрально-азиатского следа» в шведском теракте. Так, Рудольф Херманн на страницах швейцарской газеты Neue Zuercher Zeitung, на которую ссылается ИноПресса, поднимает тему «российской торговли шведскими документами».
«Путаница вокруг личности 39-летнего мужчины, который две с половиной недели тому назад совершил теракт в центре Стокгольма, кажется, скоро прояснится», — пишет журналист. Первоначально шведские СМИ назвали исполнителем некого Рахмата Акилова из Узбекистана.
Однако в регистре шведской налоговой службы, которая также выполняет функции миграционного ведомства, одновременно с ним фигурирует и другой Рахмат Акилов, который, как оказалось, не имел никакого отношения к теракту. Во время расследования этого обстоятельства журналисты Шведского радио наткнулись на русскоязычный интернет-форум, на котором продаются самые различные поддельные документы, дающие внешне легальную возможность остаться и заработать в Швеции.
Ассортимент представлен всевозможными документами — от официальных адресов и трудовых договоров до фальшивых паспортов и шведских «номеров жителя», который можно или купить, или взять аренду. Также популярностью пользуются поддельные документы из других государств Евросоюза, так как с их помощью в Швеции без особых проблем можно получить шведский «номер жителя».
Этим интернет-форумом, согласно источнику, управляют люди из стран бывшего Советского Союза, и ориентируются они, в первую очередь, на заинтересованных выходцев из этого же региона. Однако есть и другие пути получить документы.
К примеру, журналисты встретились с человеком из небольшого шведского городка, который через объявление на форуме всего за 2,5 тыс. шведских крон (около 16 тыс. рублей. — Прим. ред.) был готов «сдать в аренду» и «номер жителя», и банковский счет.
Многое, как заключает Херманн, указывает на то, что стокгольмский террорист получил фальшивые документы как раз через этот форум, ведь в Швецию он попал при помощи польских документов. Словом, активизация НАТО в борьбе с терроризмом действительно может заставить Россию занервничать.