НУРАНИ
СМИ Армении обсуждают очередные военные новости. Как с придыханием сообщает «Голос Армении», командующий войсками Южного военного округа генерал-полковник Александр Дворников проверил организацию занятий по боевой подготовке на российской авиационной военной базе Эребуни в Армении.
Как сообщается на сайте Минобороны РФ, в ходе командно-штабной тренировки на высокогорном полигоне Алагяз экипажи истребителей МиГ-29, вертолетов Ми-8МТ и Ми-24П выполнили условные пуски неуправляемых ракет и бомбометание по мишеням, имитирующим колонну бронетехники условного противника. Также летчики отработали перехват самолетов условного противника и ведение воздушного боя на высотах от 200 до 3 тыс. метров. В ходе полетов пилоты также отработали задачи по обнаружению и условному уничтожению авиации, пунктов управления, радиолокационных станций и зенитных ракетных комплексов условного противника.
Истребители и вертолеты выполняли задачи одиночно, в составе пар и звеньев в условиях высокогорной местности в простых и сложных метеоусловиях. Для проведения учебно-тренировочных полетов были задействованы специальная и авиационная военная техника, а также около 300 военнослужащих из числа инженерно-технического и летного состава, имеющих квалификацию не ниже 2-го класса. По идее, эти бравурные рапорты должны уверить ереванскую аудиторию, что Москва готова всеми силами прикрывать свой «форпост» в лице Армении. Правда, эти военные игры вызывают чувство гордости и умиления далеко не у всех.
Во всяком случае, ереванская «Лрагир» по этому поводу рассуждает:
«Есть мнения, что Армения в любом случае не должна поднимать вопрос базы, поскольку она нужна Армении. Видимо, имеется в виду, что база является сдерживающим Турцию фактором. Есть и обратное мнение, согласно которому база является для Армении источником не безопасности, а угроз. Имеется в виду как «бытовой» аспект — за эти годы военнослужащие базы совершили немало преступлений в Гюмри, жертвами которых стали десятки человек, так и геополитический. Во-первых, отмечается, что база не может быть фактором безопасности для Армении, учитывая количество вооружений и личного состава и уровень милитаризации стран региона. База обеспечивает военное присутствие России в регионе, она близко расположена к Ближнему Востоку, где у России нет опорных пунктов. Кроме того, база не может сдерживать Турцию, которую пока сдерживают США и НАТО. С другой стороны, база может стать мишенью в условиях бурных событий на Ближнем Востоке, как, например, российские военные объекты в Сирии, и в этой ситуации Армения может невольно стать «объектом» развитий. А они не исключаются, учитывая «выяснение» лагерей на Ближнем Востоке и «ультиматум» США партнерам. Армения может оказаться «во вражеском лагере», со всеми исходящими из этого последствиями». Не говоря о том, что «в памяти армян все еще свежи роль и действия российской армии в Армении в 1921-23 гг. во время вторжения турецких войск. Тогда две этих страны помогли друг другу выбраться из сложной международной ситуации».
Здесь, конечно, надо бы напомнить господам из «Лрагир», кто на самом деле вторгался на чужую территорию и строил планы «прихватизации» чужих земель. Другой вопрос, что в армянской среде никак не могут простить Москве заключенных с Турцией в двадцатые годы договоров о границе, тех самых, после которых были благополучно забыты планы создания «Западной Армении» на землях турецкой Восточной Анатолии.
Впрочем, с тем, что эти планы уже давно покрылись архивной пылью и представляют интерес разве что для историков, в армянской и околоармянской политической «тусовке» никак не желают мириться. И периодически изобретают повод заявить, будто бы Московский и Карсский договоры еще можно «пересмотреть» в пользу Еревана. Во всяком случае, изрядную пищу для размышлений дает здесь реакция ереванского политического бомонда на стартовавшие 1 мая совместные военно-тактические учения ВС Азербайджана и Турции.
В их ходе, сообщает РИА «Новости», будут использованы артиллерийские установки, бронетехника, минометы, боевые и транспортные вертолеты военно-воздушных сил, а также примут участие подразделения противовоздушной обороны и зенитно-ракетные подразделения.
«В соответствии с соглашением о военном сотрудничестве между Азербайджаном и Турцией, с 1 по 5 мая будут проведены совместные тактические учения с боевыми стрельбами вооруженных сил двух стран», — сообщили в Минобороны Азербайджана. По данным военного ведомства, основной целью учений являются улучшение координации через обмен опытом между ВС Азербайджана и Турции, а также достижение взаимодействия военных подразделений с помощью совместного планирования штабов, повышения готовности и способности подразделений проводить операции.
Как ранее заявили РИА «Новости» в оборонном ведомстве, на совместных учениях будут привлечены бронетехника, артиллерийские установки, минометы, боевые и транспортные вертолеты военно-воздушных сил, а также подразделения противовоздушной обороны и зенитно-ракетные подразделения, оснащенные современными оборонительными комплексами с целью защиты группировок с воздуха. В Армении за учениями армий Азербайджана и Турции следят с понятным напряжением. Турецкая армия, напомним, вторая по мощи в НАТО — после США, и вторая по мощи в Европе — после российской, и по этому показателю Турция оставляет позади себя и немецкий бундесвер, и французские вооруженные силы.
И если теперь Азербайджан не только успешно реформирует свою армию, но и развивает с братской Турцией еще и военное сотрудничество, то Армении, которая продолжает оккупацию азербайджанских земель, действительно есть о чем волноваться. Во всяком случае, по информации Tert.am, Чрезвычайный и Полномочный Посол Арман Навасардян на своей очередной встрече с журналистами, комментируя начавшиеся военные учения, ошарашил аудиторию: Турция намеревается создать в Нахчыване военную базу!
«Турецкая политическая мысль посылает в своем роде месседж, в первую очередь Армении и ее протеже — РФ. Говорится о том, что, поскольку между Арменией и РФ установлено тесное военное сотрудничество, которое асимметрично сотрудничеству Азербайджан — Турция, то Турция предлагает еще больше углубить сотрудничество Азербайджану и высказывает намерение относительно открытия в Нахчыване военной базы», — стращал он слабонервную публику.
А затем вполне прозрачно дал понять, зачем ему (и тем, кто за ним стоит) эта «страшилка» понадобилась. По словам Армана Навасардяна, хотя в Турции и говорят, что, согласно Карсскому договору, это полностью выполнимо, поскольку Турция может размещать свои военные силы в Нахчыване, тем временем 5-й пункт договора исключает дислокацию какого-либо войскового объединения.
«В 4-й статье говорится, что если на такой шаг пойдут Турция и Азербайджан, значит, будут пересмотрены те границы, которые в 20-х гг. были у Турции, то есть, могут лишиться целостности, если пойдут на такой шаг», — уверял Навасардян. Потом открыто усомнился, пойдут ли после всего этого они на такой шаг. По версии армянского дипломата, «турки рассчитывают на то, что США положительно отнесутся к этому намерению», а вот
Навасардян в этом не уверен: «Лично я очень сомневаюсь в том, что они идут на такой шаг, мотивируя курдский вопрос: если будет создана военная база, то курдское движение на этой территории будет заблокировано, однако это поспособствует вытеснению курдов в направлении границы Армении. По турецкой версии, они могут разместить курдов на тех территориях Азербайджана, которые расположены на границе Азербайджана и Карабаха, создавая тем самым буферную зону», — фантазировал посол, ударяясь затем в рассуждения, что, дескать, Иран будет категорически против решения, которое будет иметь серьезные последствия.
Тем не менее, по его словам, армянская сторона также должна воспользоваться поднятием этого вопроса, требуя пересмотреть договор.
«Нет ли необходимости в пересмотре договора? Необходимо предпринять серьезные меры для того, чтобы уберечь Нахчыван от такого посягательства, которое может привести к серьезным проблемам», — сказал он.
Здесь, пожалуй, господину Навасардяну надо бы посоветовать остановиться и еще раз перечитать документ, который он так неосторожно взялся комментировать. Заключенный в 1921 году Карсский договор, как может убедиться любой, кто имеет доступ к Интернету и имеет хотя бы базовые навыки использования «поисковиков», вовсе не предусматривает автоматической перекройки границ.
Другое дело, что он очерчивает статус и границы Нахчыванской АР в составе Азербайджана. И оставляет за Турцией право на вмешательство, в том числе вооруженное, если этот статус или границы попытаются перекроить силовым путем. А вот тут надо бы напомнить, что претензии на Нахчыван в Армении предъявляют с тем же жаром, что и на турецкую Восточную Анатолию. Плюс ко всему именно Карсский договор очерчивает и нынешнюю границу Турции с Арменией.
В 1921 году именно подписанные в Карсе и Москве соглашения с Турецкой Республикой поставили крест на планах выкроить за счет турецкой Восточной Анатолии «Западную Армению». Наконец, понятно и другое. Об этом уже рассказывалось в прессе, в том числе в нашей газете, но, тем не менее, напомним: вопрос признания (или, вернее, непризнания) нынешней границы с Турцией для Армении — во всех смыслах взрывоопасный.
Во-первых, напомним в который уже раз: еще в 1991 году, сразу же после распада СССР, Турция, которая, напомним, признала все 15 новых независимых государств в их «постсоветских» границах, выразила обеспокоенность, что Армения предъявит ей претензии на шесть восточноанатолийских вилайетов. Дипломатических отношений между Ереваном и Анкарой нет, вопрос о границе двух стран «завис» с 1991 года без решения, но Армения по-прежнему рисует на своем гербе расположенный в Турции Агры-Даг, а ее политики вообще старательно обходят вопрос, признает ли официальный Ереван Карсский договор или нет.
В самом деле, заявить, что Армения этот договор признает, значит, навлечь на себя гнев всех ревнителей «армянского дела», и тут уже ответная реакция будет посерьезнее, чем охаживание ботинком портрета Сержа Саргсяна на «диаспорских» митингах в разгар армяно-турецких переговоров. Публично подтвердить претензии к Турции — в Армении прекрасно понимают, что «политическая цена» такого шага будет ой какой высокой.
Вот и ищут представители местной «интеллектуальной элиты» изящные способы то ли обойти этот неудобный договор, то ли вообще поставить его под сомнение так, чтобы виноватыми были бы Азербайджан и Турция, но никак не «многострадальная Армения».
И самое главное, при помощи шумихи вокруг иллюзорных шансов на пересмотр докарсского договора в Армении, судя по всему, пытаются отвлечь аудиторию от куда более важной новости: азербайджано-турецкие учения в очередной раз напомнили, что военно-политическая обстановка в регионе меняется не в пользу Армении, и это еще мягко сказано. Но об этом в Ереване вслух лучше не говорить.