Политика, Эхо

«Апрельские бои за Карабах изменили состояние конфликта»

Дж.АЛЕКПЕРОВА

Конфликты в Нагорном Карабахе и в Приднестровье будут приоритетными для нового Подкомитета ПАСЕ по конфликтам между странами Совета Европы. Об этом заявил председатель этого подкомитета Штефан Шеннак.

Заместитель генерального директора Информационно-аналитического центра МГУ имени М.В.Ломоносова Андрей Петров считает, что совещательный орган Совета Европы, в том числе его подкомитеты, действительных рычагов давления не имеют, но это заявление может свидетельствовать о том, что Евросоюз также намерен включиться в активную посредническую работу по карабахскому конфликту.

«Подкомитет по конфликтам между странами СЕ не издает юридически обязывающие документы, однако он способен непредвзято рассмотреть истоки, ход и актуальное состояние нагорно-карабахского конфликта и сделать неангажированное заключение. И это по-настоящему важно,» — заявил он в интервью Echo.Az.

«Если активные боевые действия на азербайджанских землях сегодня не ведутся, то информационная война не утихает ни на один день, и международное сообщество остро нуждается в объективном взгляде на происходящие на оккупированных территориях события. Четырех резолюций ООН для этого оказалось недостаточно, как и позапрошлогоднего вердикта ЕСПЧ по делу «Чыраговы и другие против Армении», но если количество международных документов, констатирующих факты военной агрессии Еревана, оккупации части Азербайджана ВС Армении, этнических чисток и изгнания местного населения с захваченных земель, будет увеличиваться, со временем это приведет к тому, что продвигать иную точку зрения на нагорно-карабахский конфликт будет невозможно, поскольку все эти факты будут не только формально общепризнанны, но и общеизвестны,» — сказал Петров.

По его словам, решение этого Подкомитета заняться проблемой Карабаха можно только приветствовать, при этом, конечно, стоит понимать, что спокойной работы его членам ожидать не стоит.

«Они окажутся под несравнимо большим давлением, чем председатель комитета ПАСЕ по культуре, науке, образованию и СМИ Владимир Арьев, которого пытались в январе этого года подкупом и «компроматом» заставить вычеркнуть из своего доклада слова о Нагорном Карабахе как азербайджанской территории, контролируемой сепаратистами. Даже это давление стоит приветствовать при условии, если подобные попытки влияния на работу комитета будут подвергаться публичной огласке: чем ярче будет видно нежелание Еревана слышать объективную точку зрения на конфликт, тем очевидней будет недопустимость его позиции с точки зрения международного права,» — сказал Петров.

«Так что ПАСЕ не нужны рычаги, чтобы напрямую повлиять на урегулирование нагорно-карабахского конфликта — ассамблея внесет свою лепту в него, если очистит представление стран Совета Европы о нем от пропаганды,»- считает политолог.

Он также отметил, что мирное урегулирование нагорно-карабахского конфликта вновь перешло в стадию ожидания, намного более опасную сегодня, чем несколько лет назад.

«Апрельские бои за Карабах изменили состояние конфликта, показав, что возобновление боев в отсутствие дипломатических шагов неизбежно (напомню, что последняя встреча президентов Азербайджана и Армении произошла за полтора года до боев) и что военный путь позволяет изменить статус-кво, то есть деоккупировать азербайджанские территории,» — сказал Петров.

По его словам, международное сообщество воочию смогло убедиться, что безразличие к конфликту, выливающееся в поддержку затягивания формальных переговоров, ведет к его эскалации и человеческим жертвам, которых на словах посредники стремятся избежать.

«Но импульс, который апрельские бои придали мирному урегулированию, затух спустя всего несколько месяцев: состоялись встречи президентов в Вене и Санкт- Петербурге, в прессе началось широкое обсуждение неопубликованного «плана Лаврова», но затем, вместе со снижением остроты венного противостояния на линии соприкосновения войск, сошла на нет и видимая дипломатическая активность,» — отметил политолог.

«Безусловно, работа посредников ведется, однако Минская группа ОБСЕ все еще не выработала повестку дня, достаточную для новой встречи президентов,» — считает Петров.

«В Армении, между тем, по итогам выборов «партия войны» смогла вырасти до «парламента войны», поскольку все места в Национальном собрании заняли лояльные Сержу Саргсяну партии, что означает дополнительное сужение пространства для диалога со стороны Еревана. Вкупе с утратой международным сообществом широкого интереса к нагорно-карабахскому конфликту (на фоне которого, повторюсь, решение Подкомитета ПАСЕ по конфликтам выглядит настоящим позитивом) это может привести только к новым столкновениям на линии фронта. Произойти это может когда угодно — в том числе сегодня или завтра,» — подчеркнул он.

По его словам, «Парламенту войны» необходимо укреплять свое влияние, и делать это он будет по тому же сценарию, который всегда использовала «партия войны» — провоцировать бои на оккупированных территориях.

«В итоге сами апрельские бои за Карабах изменили ситуацию существенно, но после этого она вернулась в свое обычное состояние, и международным посредникам стоит приложить максимум усилий именно сейчас, чтобы активизировать мирное урегулирование и не допустить новых потерь с обеих сторон,» — отметил Петров.

Комментируя политику России по отношению к карабахскому урегулированию, политолог отметил, что она неизменна — конфликт не имеет военного решения и должен быть урегулирован мирным путем.

«Россия по-прежнему остается наиболее заинтересованным в стабилизации Кавказа международным посредником и прикладывает максимум усилий к тому, чтобы кровь на Кавказе не лилась. Безусловно, это означает и влияние на стороны конфликта с целью прекращения и сокращения в целом вспышек насилия на линии соприкосновения войск — напомню, что именно при активном участии России были завершены апрельские бои за Карабах, главы Генштабов Азербайджана и Армении подписывали новое соглашение о прекращении огня в Москве,» — сказал он.

«Если начнутся новые бои — Россия первая обратится к Еревану и Баку с предложением о перемирии. Если конфликт удастся удержать от этого, Россия продолжит работу по сближению позиций сторон и продвижению той или иной формулы урегулирования в качестве документа для содержательного обсуждения на переговорах,» — сказал он.

При этом, Петров считает, что изменения возможны в поведении США как сопредседателя Минской группы ОБСЕ.

«Новый Вашингтон сейчас активно выстраивает собственную внешнюю политику, и со временем его внимание дойдет и до карабахского вопроса. При этом прогнозировать собственно поведение президента Дональда Трампа и госсекретаря Рекса Тиллерсона невозможно: за прошедшие сто дней с момента вступления Трампа в должность мы смогли убедиться, что его предвыборные слова регулярно расходятся с делами,» — сказал политолог.

«Можно констатировать, что влияние на Белый дом армянской диаспоры, поддержавшей на выборах кандидатуру Хиллари Клинтон, ослабло, но из этого нельзя построить сколько-либо содержательный прогноз: США вполне могут снизить свое внимание к конфликтам вокруг России, но могут и найти причины усилить свое влияние на постсоветское пространство. В итоге нагорно-карабахский конфликт вернулся в состояние тревожной неопределенности,» — заявил он.