Дж.АЛЕКПЕРОВА
В интервью Echo.az научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук, аналитик экспертного центра «Евразийское развитие» (ECED) Александр Воробьев рассказал об инвестиционной привлекательности Азербайджана
— Не так давно экспертный центр «Евразийское развитие» представил доклад об инвестиционной привлекательности стран Центральной Азии и Южного Кавказа. Цель исследования — формирование рейтинга стран ЦА и Южного Кавказа с точки зрения инвестиционной привлекательности, условий ведения бизнеса, политической устойчивости и гарантий зашиты прав инвесторов. Вы один из тех, кто принимал участие в данном исследовании, как вы можете охарактеризовать Азербайджан, учитывая вышеуказанные критерии?
— Да, действительно, такое исследование было нами проведено. В нем мы проанализировали страны Центральной Азии и Южного Кавказа по совокупности критериев. Среди них — инвестиционные и кредитные рейтинги государств, макроэкономическая устойчивость, транспортная доступность, наличие и эффективность государственных программ реформирования экономики, а также политические риски. В итоговом рейтинге Азербайджан продемонстрировал весьма неплохой результат, заняв второе место (на первом оказался Казахстан).
Оценивая республику по данным критериям, следует отметить сбалансированный и ровный — без явных провалов — характер показателей Азербайджана. Позиции республики в международных кредитных и инвестиционных рейтингах Doing Business, Moody’s, Fitch и Standart & Poor’s имеют средние для постсоветских стран значения с тенденцией к постепенному улучшению. Плюсом Азербайджана на фоне соседей является достаточно емкий внутренний рынок. В макроэкономическом плане республика сегодня также достаточно устойчива. У Азербайджана относительно невысокий уровень государственного долга (16% к ВВП). Несмотря на падение цен на нефть, республика по итогам прошлого года сохранила положительное сальдо внешней торговли. При этом, конечно, вызывают определенное беспокойство высокий уровень инфляции, а также сокращение доходов госбюджета.
В актив Азербайджану можно занести и достаточно развитую транспортную систему. В среднесрочной перспективе — с вводом двух железнодорожных проектов Азербайджан-Иран и Баку-Тбилиси-Карс — она станет еще более диверсифицированной. Республика располагает развитой автомобильной сетью дорог, связывающей ее с Россией, Ираном, Грузией. В процессе развития также находится портовое хозяйство на Каспийском море, но уже сейчас инфраструктура позволяет осуществлять транзитные функции для центральноазиатских стран. Страна также обладает развитой трубопроводной системой. По критерию политической стабильности и устойчивости Азербайджан был отнесен нами к группе благополучных в этом отношении государств.
Политические риски, безусловно, присутствуют. Они связаны как с внешними факторами — неурегулированностью ситуации вокруг Нагорного Карабаха, так и с внутренними, а именно: усилением рисков, ухудшением социально-экономической ситуации в стране. Тем не менее, команда президента Ильхама Алиева контролирует ситуацию в республике, пропрезидентская партия имеет устойчивое большинство в парламенте. Доверие к власти со стороны общества было подтверждено в ходе референдума, проведенного в сентябре 2016 года по вопросам изменения Конституции.
— Как вы считаете, инвесторов из каких стран сегодня больше привлекает Азербайджан? Если сравнивать Азербайджан с другими странами СНГ, на какую позиции вы бы его поставили и почему? Хотелось бы, чтобы вы назвали плюсы и минусы с точки зрения инвестпривлекательности…
— Интерес к инвестициям в азербайджанскую экономику проявляет широкий круг государств. Среди них, конечно же, присутствуют страны Запада, заинтересованные в поставках углеводородов из Азербайджана и являющиеся базой крупнейших транснациональных нефтяных корпораций. Значительную инвестиционную активность к Азербайджану проявляют соседи по региону. Лидерами по объему инвестиций в азербайджанскую экономику являются Турция, Великобритания, США и Нидерланды. Ощутимые вложения осуществили также Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Иран, Германия, Франция. В последние годы в Азербайджане растет инвестиционная активность Китая. Ее усиление вызвано стремлением Пекина развить сухопутный транспортно-инфраструктурный коридор из Восточной Азии в Европу и найти сферу приложения собственным производственным мощностям и инвестициям.
Как я уже отметил, в нашем рейтинге инвестиционной привлекательности Азербайджан занял твердое второе место, уступив лишь Казахстану. Тренды, которые мы сегодня можем наблюдать в Азербайджане, во многом схожи с показателями и тенденциями развития Казахстана. Однако Астана добилась большего прогресса в формировании благоприятного инвестиционного климата, что отражают высокие позиции Казахстана в международных рейтингах.
Власти центральноазиатского государства также предприняли более чем энергичные меры для модернизации транспортной инфраструктуры государства — строительства автомобильных и железнодорожных магистралей из Европы в Китай, а также развития портовой инфраструктуры на Каспии. При этом Азербайджан существенно опередил Казахстан по критерию политической определенности: в Казахстане вслед за Узбекистаном в ближайшие годы должен состояться транзит власти. Что касается непосредственных соседей Баку — Армении и Грузии, то они опережают Азербайджан в международном рейтинге Doing Business, характеризующем условия ведения бизнеса в стране, являясь лидерами нашего сравнения по данному показателю, а также имеют более высокие по сравнению с Баку позиции в индексе восприятия коррупции.
Однако по основным макроэкономическим показателям Армения и Грузия уступают Азербайджану, имея ощутимо большие масштабы безработицы, относительно высокий государственный долг и отрицательное сальдо внешней торговли. Отсюда вытекает и следующее: программы экономического реформирования, продвигаемые Ереваном и Тбилиси, имеют более скромные масштабы и испытывают значительный дефицит финансирования. Это снижает возможность властей этих стран эффективно реагировать на кризисные явления в экономике и закладывает на перспективу предпосылки для роста социальной напряженности в обществе и политической нестабильности.
Обобщая, можно сказать, что к факторам, повышающим инвестиционную привлекательность Азербайджана, относятся его значительный ресурсный потенциал, хорошая транспортная доступность и транзитные возможности, относительно емкий внутренний рынок, а также вполне «дружественная» и предсказуемая политика властей по отношению к иностранным инвесторам. Предпринимаемые сегодня властями страны меры по демонополизации и диверсификации экономики также повышают инвестиционную привлекательность Азербайджана. Вместе с тем присутствуют и негативные факторы, которые снижают инвестиционный потенциал республики.
Среди них — низкая степень диверсификации экономики и ее ориентация на ТЭК, монопольный характер экономики с доминированием крупных внутренних игроков, повышенный уровень бюрократизма, коррупции и государственного регулирования. Немаловажным фактором, вызывающим обеспокоенность существующих и потенциальных инвесторов, является риск дестабилизации региона в связи с возможной эскалацией конфликта с Арменией из-за проблемы Нагорного Карабаха.
— Сегодня Азербайджан нацелен на то, чтобы завлечь в страну как можно больше инвестиций. Но всем понятно, что в основном они направлены на нефтяной сектор. Вы как эксперт, какие советы могли бы дать, дабы ненефтяной сектор стал бы для инвесторов таким же привлекательным? Какие проекты стоит создавать или куда лучше вкладывать?
— Азербайджан сегодня действительно сильно заинтересован как в диверсификации экономики, так и в привлечении инвестиций, которые могли бы ускорить ее развитие. На первый взгляд, наблюдаемое сегодня восстановление мировых цен на нефть несколько снижает остроту проблемы. Однако в долгосрочной перспективе «нефтяное процветание» вновь оказывается под большим знаком вопроса. Давление на цены со стороны производителей сланцевой нефти в США, постоянно совершенствующих собственные технологии добычи, вероятно, продолжит нарастать.
Кроме того, страны Запада и многие государства Восточной Азии сегодня активно вкладываются в развитие возобновляемых источников энергии, поэтому вопрос диверсификации экономики будет являться для Азербайджана ключевым в ближайшие годы и десятилетия. В этих условиях наиболее перспективным и оправданным для республики, вероятно, явилось бы развитие обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства и туризма. Продукция машиностроения и металлообработки может найти применение как в добывающей промышленности, которая в среднесрочной перспективе останется становым хребтом азербайджанской экономики, так и в сельском хозяйстве. Что касается аграрного и туристического секторов, то в республике есть все необходимые природно-географические и историко- культурные условия для их развития.
Следует отметить, что необходимость диверсификации экономики отчетливо осознается и руководством Азербайджана, которое предпринимает шаги в данном направлении. Так, для разработки масштабной программы реформ были привлечены аналитики консалтинговой компании McKinsey. С помощью зарубежных специалистов власти республики разработали «дорожную карту», которая охватывает три периода: до 2020 года, 2020-2025, и после 2025. Одной из основных задач программы является снижение зависимости от трансферов из Государственного нефтяного фонда.
Среди шагов, направленных на стимулирование конкретных отраслей, намечены создание к 2019 году металлургического комплекса в Сумгайыте, состоящего из пяти заводов, учреждение Фонда аграрного страхования, организация десяти специализированных агроинкубаторов и ряд других. Также власти страны запланировали ускорить развитие туристического сектора, стимулируя новые виды туризма — оздоровительного, зимнего и экологического. В «дорожную карту» включены долгосрочные планы рекреационного развития таких районов, как Габала, Шабран, Масаллы и Лянкяран.