НУРАНИ
Преследование подозреваемых в попытке переворота является правом властей Турции, но оно должно осуществляться строго в рамках закона. Такое заявление сделал генсек НАТО Йенс Столтенберг. «Турция имеет право защищать себя и также преследовать в рамках закона тех, кто стоял за неудавшейся попыткой переворота», — сказал он по прибытии на неформальную встречу глав минобороны 28 стран-членов Евросоюза в Валлетте, передает РИА «Новости».
Генсек НАТО подчеркнул при этом, что проводимое турецкими властями расследование должно вестись строго в рамках закона. Заявление Столтенберга прозвучало на весьма показательном фоне. После неудавшейся попытки вооруженного мятежа, предпринятого сторонниками проповедника Фетхуллаха Гюлена, в Турции были арестованы около 32 тысяч человек, кроме того, уволены или отстранены от работы около 100 тысяч госслужащих.
Как теперь передает «Российская газета» со ссылкой на телеканал CNN Turk, после очередной «чистки» правоохранительных органов Турции от исполнения обязанностей отстранены более 9 тысяч полицейских. Уволенных заподозрили в связях с оппозиционным исламским проповедником Фетхуллахом Гюленом, которого власти страны подозревают в причастности к организации неудачного госпереворота летом прошлого года. Кроме того, в ряде провинций Турции спецслужбы провели полномасштабную акцию, в рамках которой задержали около тысячи подозреваемых в связях с Гюленом.
На Западе, прежде всего в европейских институтах, выступают с резкой критикой в адрес Турции: и изменения в Конституции страны, предложенные Эрдоганом и поддержанные на референдуме, не соответствуют «евростандартам», и разговоры о восстановлении смертной казни в Турции не на шутку волнуют европейцев. В ответ в Анкаре обещают провести новый референдум и пересмотреть свою стратегию в отношении Европы: если за 54 года процесс вступления страны в Евросоюз не продвинулся, то стоит ли «ждать в передней»?
И если учесть, как стремительно теряет популярность Евросоюз, то скептицизм Турции как минимум имеет под собой основания. На этом фоне заявление Йенса Столтенберга при всей его сбалансированности — это явный жест поддержки в адрес Анкары. Плюс ко всему вряд ли стоит напоминать, с каким напряженным вниманием за «разладом» между Турцией и ЕС наблюдают в Москве. Впрочем, судя по многим признакам, «медовый месяц» между РФ и Турцией тоже заканчивается, что особенно очевидно на сирийском треке.
Напомним: 25 апреля ВВС Турции нанесли удары по позициям курдов на сирийско-иракской границе. Как следует из сообщения Генштаба ВС Турции, ВВС страны провели операцию в районе горы Синджар на севере Ирака и в районе горы Карачок на северо-востоке Сирии. В ходе операции были уничтожены объекты Рабочей партии Курдистана (РКК). «Террористы сирийской и иракской ветвей РКК активно используют маршруты на севере Сирии и Ирака для переправки в Турцию боевиков, оружия, боеприпасов и взрывчатки», — говорится в сообщении турецкого Генштаба, которое цитирует агентство «Анадолу».
Проникшие этим маршрутом боевики РКК причастны к нападениям на пограничные посты, а также к организации терактов в Диярбакыре, объясняет турецкий Генштаб. Операции будут продолжены, сообщил Генштаб. Подобные удары турецкие ВВС наносили и раньше. Командование курдских отрядов самообороны (YPG) в Сирии заявило, что в результате авиаударов по штабу общего командования YPG в районе горы Карачок недалеко от города Дерик (Эль-Маликия) есть погибшие и раненые, однако информацию о количестве жертв и пострадавших не привело. Как отмечается в заявлении, в том же здании были размещены центры информации, вещания, связи.
Комментируя удары, глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу заявил: «Мы неоднократно информировали наших американских друзей по дипломатическим и военным каналам о том, что будем проводить операции в этой местности. Турция действует прозрачно в этом вопросе, у нас нет тайных целей. Турция больше всех придает значение территориальной целостности Ирака и Сирии. Бороться с террористическими организациями на этих территориях — наше законное право, отсюда исходит угроза для Турции. Террористы проникают в Турцию различными способами, роют туннели. Через эти туннели проходят и террористы, и проносятся тонны взрывчатки. Если есть угроза терроризма на границе, что мы должны делать? Как поступила бы другая страна в этом случае? Обязательно примет меры для устранения этой угрозы. Наши ожидания от соседей — оказание поддержки Турции в этой борьбе, а не препятствование этому. Пусть никто подобно YPG не заявляет о том, что проведенная Турцией операция является незаконной. Проведенная Турцией в Сирии последняя операция законная. Мы действовали в соответствии со статьей 51 Устава ООН. В дальнейшем мы также будем пользоваться этим правом».
Реакция на удар, однако, оказалась неоднозначной, и это еще мягко сказано. МИД России выразил обеспокоенность авиаударами Турции по районам Ирака и Сирии. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.
«Речь идет о действиях турецких военных против курдских сил, которые реально противостоят «на земле» террористическим группировкам, прежде всего ИГ. В условиях, когда война с террором в Ираке и Сирии еще далека от завершения, такие действия однозначно не способствуют консолидации антитеррористических усилий, накаляют и без того напряженную обстановку», — говорится в сообщении.
В ведомстве назвали подобные акции неприемлемыми, идущими вразрез с основополагающими принципами межгосударственных отношений. Справедливости ради, недовольство выразили и в США. «Эти воздушные удары не были одобрены коалицией и привели к невинным жертвам среди наших союзных сил в борьбе против ИГ. В частности, погибло множество бойцов движения пешмерга», — цитирует пресс-секретаря Госдепартамента Марка Тонера The Washington Times.
Он добавил, что США обеспокоены тем, что Турция проводила атаки без надлежащей координации, а также подчеркнул важность соблюдения границ и суверенитета Ирака. По словам Тонера, официальные лица США напрямую поделились своими опасениями с Турцией. Но тут есть существенная разница. Прежде всего в СМИ появлялись сообщения, что под турецкий удар по ошибке попали и силы, союзные для самой Анкары. Но самое главное — это позиция сторон относительно судьбы нынешнего президента Сирии Башара Асада.
Как передает «Газета.ру», на днях президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган заявил, что решения сирийского конфликта нет, пока у власти остается Башар Асад. Плюс ко всему президент Турции рассказал Reuters подробности переговоров с президентом России Владимиром Путиным, в ходе которых глава российского государства сообщил турецкому лидеру о своем отношении к президенту Сирии Башару Асаду. По словам Эрдогана, Путин заявил ему: «Эрдоган, не пойми меня неправильно, я не сторонник Асада, я не его адвокат».
По мнению Reuters, это явный признак изменения отношения к Асаду со стороны России. Впрочем, как напоминает агентство, ранее российские чиновники, включая главу МИД Сергея Лаврова, заявляли, что Россия не держится за президента Сирии лично, но считает его режим легитимным. Сам же турецкий президент в очередной раз подчеркнул, что, с его точки зрения, пока Асад находится у власти, разрешить сирийский конфликт, который длится уже больше шести лет, не представляется возможным. «Асад не является решением для потенциального урегулирования (ситуации) в Сирии. Сирию следует освободить от Асада, чтобы могло появиться решение», — цитирует его Reuters.
Но в реальности на готовность России обсуждать «Сирию без Асада» не указывает ничего, Более того, как с умилением сообщает Newsru, в столице Сирии Дамаске началась массовая раздача георгиевских ленточек с памятками на арабском языке, объясняющими сирийцам, что означает этот символ в России. Как сообщает РИА «Новости», «патриотическая акция «Георгиевская ленточка» впервые стартовала на территории Дамасского государственного университета». Она была организована бюро МИА «Россия сегодня» в Дамаске совместно с Центром по примирению враждующих сторон в Сирии и Союзом студентов Сирии.
«Для нас важен символ победы, и мы его знаем и чтим. Как у вас есть символ победы над фашизмом, мы хотим, чтобы у нас появился символ и праздник победы над терроризмом… С помощью России мы победим», — заявил руководитель кафедры русского языка Дамасского университета Мамдух Абу-аль-Лувей.
Можно, конечно, поспорить, символом победы над фашизмом в 1945 году или захвата Крыма и войны на Донбассе является георгиевская лента сегодня. Но важно другое: Москва явно считает Сирию своей вотчиной и едва ли не очередным «субъектом федерации». Более того, здесь готовы «прикрывать» Башара Асада даже в таком вопросе, как применение химического оружия в Идлибе.
Напомним: по информации РБК, Министерство иностранных дел Франции опубликовало доклад, в котором приведены аргументы французской разведки в пользу утверждения, что химическая атака в сирийской провинции Идлиб была совершена войсками президента Сирии Башара Асада, а приказ о проведении операции был отдан лично президентом или кем-то из его ближайшего окружения. Ранее с этим шестистраничным докладом ознакомился Reuters. В докладе представлены результаты анализа образцов с места атаки, которые французская разведка сумела получить, «задействовав необходимые ресурсы».
Во всех пробах с места атаки были найдены зарин, примесь гексамина (уротропина), характерная, как считают во французской разведке, для химического оружия, произведенного в сирийских лабораториях, и диизопропил метилфосфонат — побочный продукт синтеза зарина. Кроме того, французские спецслужбы «проанализировали тактическую обстановку» в районе применения химического оружия и пришли к заключению, что группировки, которые противостоят Асаду, не располагают химическим оружием «и средствами для его доставки по воздуху».
«Основываясь на этой общей оценке и на достоверной и последовательной информации, собранной нашими спецслужбами, Франция считает, что атака с применением химоружия в Сирии в городе Хан-Шейхун 4 апреля 2017 года была проведена ВВС Сирии и сирийскими спецслужбами», — говорится в докладе.
«Франция выражает серьезные сомнения в том, что информация об уничтожении арсенала химического оружия в Сирии точна, полна и правдива. Франция считает, что Сирия сохранила потенциал для производства зарина или его запаса, несмотря на свое обязательство уничтожить все химическое оружие и средства для его производства», — говорится в докладе.
Комментируя данные о выводах французской разведки, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что оценка Москвы инцидента с применением химического оружия в Хан-Шейхуне остается неизменной. По его словам, «единственным возможным способом установления правды произошедшего под Идлибом является беспристрастное международное расследование».
«Сам факт применения или использования отравляющих веществ вызывает мало сомнений, но приходить к тому выводу, кто виновен, мы считаем, что без международного расследования невозможно», — приводит слова Пескова «Интерфакс». А в такой ситуации, уверены наблюдатели, Москве будет непросто «удержать» отношения с Анкарой.