А.ШАКУР
Ситуация в Венесуэле продолжает накаляться. Как передают «Ведомости», в столице страны Каракасе прошла «мать всех маршей» — самая крупная акция протеста против президента Венесуэлы Николаса Мадуро за последние несколько месяцев, в которой приняли участие десятки тысяч венесуэльцев. Мадуро в ответ обвинил США в попытке дестабилизировать ситуацию в стране. «Несомненно, мы столкнулись с самым преступным и жестоким за последние годы натиском против мира, демократии и Конституции Венесуэлы.
Все эти дни, все эти недели мы имели дело с заговором, с натиском международных сил во главе с госдепартаментом и другими Государственными органами США», — заявил Мадуро (цитата по ТАСС). Вскоре стало известно, что в столице Венесуэлы Каракасе в ходе антиправительственных манифестаций, в которых приняли участие сотни тысяч людей, пострадали более 40 человек. Также, по данным представителей оппозиции, два человека были убиты: один в Каракасе, второй — в штате Тачира, передают «Вести».
Как указывает «Регнум», в ходе маршей погибли 17-летний молодой человек и 23-летняя девушка. Известно, что молодые люди умерли в результате огнестрельных ранений, причем молодой человек получил ранение в голову. Сообщается также, что эти люди активно не участвовали в протестах, так, например, тело девушки было найдено в городе Сан-Кристобаль штата Тачира в нескольких кварталах от места проведения демонстраций. Молодого человека нашли в центре Каракаса недалеко от района основных протестов. По сведениям его брата, он не имел отношения к политическим активистам и только прогуливался рядом.
Местные власти проводят расследование. У «матери всех маршей» нет конкретной цели, она должна главным образом показать, что противники Мадуро составляют большинство в стране и недовольство венесуэльцев уже перешло все возможные границы, убежден бывший венесуэльский дипломат Хосе Николас Рохас: «Мы уже испробовали все легальные способы его сместить, и никаких инструментов больше не осталось. Мы можем протестовать до бесконечности, но наша главная задача сейчас — выдвинуть единого кандидата от оппозиции к декабрю следующего года и выиграть президентские выборы. Оппозиция сейчас достаточно едина, но одного лидера у нее еще нет».
Оппозиция раньше представляла лишь маленькую политическую группу, однако из-за плачевного состояния экономики ее действия наложились на недовольство населения, и она стала массовой, объясняет Рохас. Армия, несмотря на призывы оппозиции перейти на их сторону, по-прежнему поддерживает Мадуро, ведь именно военные — опора режима, добавляет Рохас.
Россия активно сотрудничает с режимом Мадуро, и даже широкая международная критика этому не помешает, считает бывший дипломат: «Посмотрите, что творится в Сирии. Кремль слишком влиятельный, и здесь его тоже никто не остановит», указывают «Ведомости». Это уже не первые человеческие жертвы в ходе уличных протестов в Венесуэле. Волнения в стране продолжаются уже не менее трех недель.
По сообщению агентства Associated Press, среди протестующих уже накануне «матери всех протестов» уже насчитывалось пять погибших от рук полицейских, сотни участников маршей задержаны. Как отмечает агентство Reuters, неожиданностью для многих наблюдателей стало активное участие в антиправительственных выступлениях жителей беднейших регионов страны, до сих пор служивших опорой властей.
Напомним: Венесуэла занимает первое место в мире по запасам нефти, и экспорт «черного золота» составляет основу ее экономики. Пока цены на нефть держались на высокой отметке, доходы от ее продажи вкладывались в социальные программы для бедноты, составив экономическую основу так называемого «боливарианского социализма». Но затем, в связи с падением цен на нефть, экономика Венесуэлы серьезно пострадала: в стране наблюдаются острая нехватка самых необходимых продуктов и высокая миграция образованных венесуэльцев, а уровень инфляции, по прогнозам МВФ, составит 720% в этом году, а в следующем может достигнуть 2000%, напоминают «Ведомости».
«Вести-Экономика», в свою очередь, еще неделю назад указывали: на человеческом уровне ситуация еще более шокирующая: в 2016 г. из-за острого дефицита продуктов питания примерно три четверти венесуэльцев похудели в среднем на 8,7 кг. Причем виновата в этой катастрофе не война, иностранная или гражданская, а сама Венесуэла. И ситуация продолжает ухудшаться на фоне скатывания режима Николаса Мадуро к диктатуре. Когда цены на нефть взлетели в 2000-х гг., Венесуэла была завалена деньгами. В 2014 г. бум закончился.
Долларовый поток резко уменьшился, в результате чего новый президент Николас Мадуро, пришедший к власти после смерти Уго Чавеса, столкнулся с не очень большим выбором, напоминают «Вести-Экономика». Он мог позволить национальной валюте, боливару, обесцениться. Но в этом случае взлетели бы цены на импортные товары. Высокая инфляция противоречила бы эгалитарному духу боливарианского правительства Венесуэлы. Но самое главное, это сделало бы нового главу страны менее популярным.
Вместо этого Мадуро решил сохранить завышенный официальный обменный курс и ввел ограничения на импорт через жесткий правительственный контроль к доступу к иностранной валюте. Результат оказался совсем не тот, что ожидали. С сокращением импорта стремительно пошли вверх цены. Мадуро попытался искусственно сдерживать их, в ответ товары либо исчезали с прилавков магазинов, либо оказывались на «черном рынке». Фискальные проблемы правительства лишь усугубили ситуацию.
С сокращением наполовину нефтяных доходов резко увеличился бюджетный дефицит. Мадуро мог бы сократить расходы и увеличить налоги. Но эти шаги для президента показались неприемлемыми. Вместо этого Венесуэла включила печатный станок для оплаты счетов. Гиперинфляция еще больше подорвала национальную экономику, отмечает британский журнал The Economist. Таким образом, нефть в Венесуэле из источника благополучия и процветания превратилась в источник кризиса и обнищания, подводит итог «Вести-Экономика».
А это уже, добавим от себя, привело к вполне прогнозируемым политическим последствиям. Как напоминают в этой связи «Ведомости», оппозиция получила на парламентских выборах в декабре 2015 г. подавляющее большинство в Национальной ассамблее, обещая отстранить Мадуро от власти через референдум. Президент, чей срок полномочий истекает в 2019 г., не дал его провести, а помимо этого, перенес в прошлом году региональные выборы, которые у оппозиции были высокие шансы выиграть.
В конце марта Верховный суд забрал себе законодательные полномочия однопалатного парламента, после чего страну охватили акции протеста. В апреле губернатору штата Миранда, одному из лидеров оппозиции — Энрике Каприлесу суд запретил претендовать на выборные должности в течение 15 лет. Лидеры 11 латиноамериканских стран на этой неделе призвали Мадуро воздержаться от применения силы к протестам и назначить дату выборов. Венесуэльский МИД в ответ призвал соседей не вмешиваться не в свои дела.
Однако проигнорировать масштаб маршей для официального Каракаса оказалось слишком сложно. После маршей, прошедших в Венесуэле 19 апреля, в результате которых погибли, по меньшей мере, два человека, десятки получили ранения, и сотни были арестованы, лидеры оппозиции призвали к продолжению уличных протестов, а правительство Николаса Мадуро, в свою очередь, призвало к новому политическому диалогу, сообщает «Регнум» со ссылкой на Diario Libre.
«Не известно ни число раненых, ни задержанных, известно только число погибших», — заявил лидер оппозиции и губернатор штата Миранда Энрике Каприлес после маршей в ходе пресс-конференции оппозиционного парламентского блока «Круглого стола» демократического единства. Оппозиционер возложил ответственность на «силы безопасности Мадуро» за восемь смертей, которые произошли в ходе антиправительственных протестов за последние три недели.
Каприлес объявил, что оппозиция призывает к новым демонстрациям в ответ на «репрессии» правительства Мадуро. Он заявил, что альянс осуждает репрессии со стороны силовых структур и призывает «все международных организации и правозащитников прибыть в Венесуэлу», чтобы наблюдать «живых» венесуэльцев. Каприлес также отверг обвинения Мадуро в планировании и подготовке государственного переворота рядом депутатов парламента от правого блока.
После марша сторонников правительства в западном Каракасе президент Мадуро, в свою очередь, призвал политическую оппозицию к новому диалогу и назначил спикеров со своей стороны для этих потенциальных встреч. Президент заявил, что он «готов» встретиться с оппозиционными представителями и попросил «прекратить насилие и переворот». Он также призвал своих сторонников готовиться к «всеобщей» и «быстрой» избирательной кампании как варианту мирного разрешения конфликта, без предполагаемых заговоров и планов дестабилизации.
Он отметил, что избирательные власти Венесуэлы «независимы», и они «будут принимать решения, которые должны принять». Уполномоченный по правам человека в Венесуэле Тарек Уильям Сааб заявил, что убежден, что этот год станет «выборным», и венесуэльцы смогут урегулировать свои разногласия «мирно». Сааб считает, что «сегодня был один из ключевых дней для испытания венесуэльской демократии». Со своей стороны вице-президент Венесуэлы Тарек Эль-Ассами отверг обвинение оппозиции в том, что правительство несет ответственность за двух погибших 19 апреля на маршах.
Оппозиция «пытается манипулировать ужасными отвратительными фактами, чтобы обвинить активистов Боливарианской революции», — заявил Эль-Ассами в эфире государственного телевидения. Вице-президент добавил, что Каприлесу «придется отвечать перед судом за серьезные и гнусные обвинения, выдвинутые против революционного правительства».
Эль-Ассами возложил ответственность за двух погибших на депутата парламента Хулио Борхеса, «заявления которого делались на почве ненависти и нетерпимости». Теоретически призыв Мадуро к диалогу мог бы разблокировать ситуацию. Но, во-первых, не ясно, готов ли президент к реальному диалогу с оппозицией. А во-вторых, и «в-главных», предложение «сесть и поговорить» безнадежно запоздало.