За рубежом

«Политическое землетрясение» в Великобритании продолжается

brexitНУРАНИ

«Политическое землетрясение» в Великобритании продолжается. Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй неожиданно объявила о проведении досрочных выборов в парламент, констатируют «Ведомости». Решение было принято на заседании кабинета министров. Затем законопроект выносится на рассмотрение парламента, для его принятия необходима поддержка двух третей депутатов.

По словам Мэй, досрочные выборы позволят укрепить единство в правительстве в условиях выхода Великобритании из Евросоюза.

«Отсутствие единства в правительстве не принесет успеха при переговорах с ЕС», — отметила премьер-министр, подчеркнув, что выход из Евросоюза является неизменной целью для консерваторов. «Если мы не проведем эти выборы, они (оппозиция. — Прим. ред.) продолжат вести свои политические игры. <…> Я уверена, что необходимо гарантировать сильное и стабильное лидерство, в котором нуждается эта страна», — подчеркнула Мэй, по словам которой «страна действует как единое целое, а Вестминстер (то есть парламент и правительство. — Прим. ред.) — нет».

При этом, как заверила Мэй, досрочные выборы не повлияют на график выхода Британии из ЕС. «Когда я стала премьер-министром, то была уверена, что важнее всего для страны — стабильность и уверенность британцев в том, что я могу провести процедуру Brexit.

Но когда дошло до начала реализации статьи 50 Лиссабонского договора (о выходе страны из ЕС, — «Росбалт»), стало понятно, что оппозиция намерена нам помешать», — пояснила Мэй свою позицию в интервью BBC, которое цитирует «Росбалт». При этом премьер-министр Великобритании Тереза Мэй отказывается принять участие в предвыборных телевизионных дебатах, о чем сообщает The Telegraph со ссылкой на источники, близкие к Мэй, передает ЛIГА.

Команда премьер-министра утверждает, что итог досрочных выборов «уже ясен», и ей не нужно появляться в дебатах. Вместе с тем издание отмечает, что такое решение откроет путь к нападениям политических оппонентов из-за того, что она «убегает от критики». Так, лидер Лейбористской партии в парламенте Британии Джереми Корбин уже отреагировал на заявление премьера и язвительно заметил в Twitter: «Если всеобщие выборы касаются лидерства, как Тереза Мэй сообщила сегодня утром, то она не должна уклоняться от дебатов лицом к лицу».

При этом среди экспертов нет единого мнения, куда может «вывернуть» ситуация на фоне сочетания «Брексита» и труднопредскауземых по определению выборов в Великобритании. Как напоминает обозреватель РИА «Новости» Ардаев, требования провести досрочные парламентские выборы и сформировать новое правительство звучали в Великобритании со второй половины прошлого года и в последнее время раздавались все чаще. С ними выступала не только оппозиция, но и представители правящей Консервативной партии.

При этом, если первые надеются на то, что им удастся изменить политику страны и, возможно, даже отказаться от планов по Brexit (что, с точки зрения права, практически невозможно), то вторые рассчитывают как раз на обратное — на укрепление и сплочение исполнительной и законодательной ветвей власти в непростой период прощания с ЕС.

Расчет консерваторов во главе с Мэй строится на том, что в результате выборов им удастся значительно увеличить число принадлежащих им депутатских мандатов. За последние месяцы тори стали в Великобритании партией Brexit, и многие евроскептики, включая членов партии UKIP, теперь переходят к ним, поясняет эксперт. На этом фоне консерваторы надеются, что выборы позволят им укрепить свое положение и заодно нанести новый удар по слабеющей Лейбористской партии. Получив больше мест в палате общин, они смогут легче преодолевать саботаж и бойкот со стороны оппозиции. И в итоге это облегчит процесс выхода страны из ЕС.

Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй удивила соотечественников, назначив на 8 июня досрочные парламентские выборы, «и это разумное, хотя и рискованное решение», пишет редакция The Wall Street Journal, чью статью цитирует «ИноПресса». Более безопасно было бы сначала согласовать условия «Брексита», однако Мэй все еще имеет дело с кэмероновским большинством тори, избранным до «Брексита», и рассчитывает занять более выгодную позицию на переговорах.

«Ее выдержка и вера в демократию достойны восхищения, особенно в нашу эпоху популистских сюрпризов», — пишет WSJ. «Британия переживает больше, чем незначительную тревогу после «Брексита», и даже синдром раскаяния», — отмечают авторы. В стране падает курс национальной валюты, инфляции должна превысить 3% в этом году, снижается уверенность бизнес-кругов, в Шотландии снова разгорается сепаратизм.

«Задача Мэй среди этого брожения — сформулировать представление о том, какова цель «Брексита»: это способ освободиться от государственного вмешательства Брюсселя или способ сохранить британскую национальную идентичность. Премьер-министр не разделяет до конца ни одну, ни другую точку зрения, полагает издание.

«Мэй надеется, что победа на выборах поможет ей преодолеть эти расхождения и представить на переговорах с ЕС единое правительство тори. Но, чтобы получить это большинство, ей нужно будет предложить перспективы более благополучной Британии, чем тот вид консерватизма, основанного на локальном самоуправлении, который она до сих пор предлагала», — считает издание. Британия сможет добиться успеха после «Брексита», только если станет Меккой для инвестиций и человеческого капитала, говорится в статье.

«На Даунинг-Стрит задул резкий ветер: премьер-министр Великобритании Тереза Мэй в очередной раз удивила свою страну и Европу способностью принимать жесткие политические решения», — комментирует обозреватель Die Welt Штефани Больцен заявление Мэй о досрочных парламентских выборах. Опросы общественного мнения выставляют решение Мэй, которое, по ее собственному признанию, было «принято спонтанно и вопреки ее воле», «во вполне логичном свете»: ее партия консерваторов почти на 20% опережает терпящую бедствие Лейбористскую партию.

«Сильный мандат, полученный на выборах, по расчету Мэй, освободит ее от причитающих противников «Брексита» в собственной партии и даст ей больше простора для маневра на переговорах с Брюсселем, — пишет автор. — Сильно поредевшей группе оппонентов жесткого «Брексита» придется похоронить свою угрозу сорвать выход страны из ЕС в нижней палате парламента. Расчет может оправдаться и с партийной точки зрения, ведь лейбористам, вероятно, понадобятся годы, чтобы оправиться от катастрофического поражения на выборах».

«Есть еще и шотландцы: в принципе, они и дальше смогут требовать своего референдума, но одобрить его может только премьер-министр, а в случае победы Мэй получит у народа мандат вывести из состава ЕС единую страну, — говорится в статье. — К тому же из-за досрочных выборов Мэй получит дополнительные два года на посту премьера». Как заявил во вторник эксперт по выборам Джон Кэртис, «Мэй, несмотря на хорошие рейтинги, надо будет проявлять осторожность»: «У нее нет никаких гарантий, что она выйдет из новых выборов со значительно более сильными позициями».

В стране существуют внутриполитические проблемы. К примеру, затяжной кризис переживает национальная система здравоохранения NHS: каждый день приходят новости об ужасном состоянии приемных покоев, о дефиците медицинских кадров и списках ожидания на проведение важных операций. «Поэтому, сможет ли Мэй впечатлить переговорщиков от ЕС за брюссельским столом сильным мандатом от своих избирателей, вопрос спорный», — заключает автор статьи.

Главный переговорщик по «Брекситу» от Европарламента Ги Верхофстадт видит в новых выборах «шанс для британцев высказать свое мнение по поводу будущих отношений между ЕС и Соединенным Королевством». Другими словами — «наказать Мэй», передает издание. «Будем откровенны: Британия не нуждается в этих всеобщих выборах, а ее народ их не требует, — пишет в редакционной статье британская The Guardian. — В правительстве нет кризиса. Мэй не теряет голоса в свою поддержку в Палате общин. Палата лордов не бросает ей вызов.

Нет законопроектов, которые находятся в опасности. Мы не в состоянии войны и не переживаем экономический кризис. До «Брексита» еще два года. Пресса не ратует за досрочные выборы. Правительство не страдает отсутствием идей. Оппозиция не готова к выборам». «Однако теперь парламент, рассчитанный на пять лет, просуществует только два года — единственно потому, что Мэй думает, что сейчас благоприятный момент, чтобы разгромить лидера лейбористов Джерими Корбина», — говорится в статье.

«Ее заявление о том, что есть потребность в голосовании, так как «разделение в Вестминстере» создает «вредоносную неопределенность и нестабильность», рискует прозвучать как местная версия того, что президент Эрдоган может заявлять в Турции. Разделение в парламенте необходимо и является неотъемлемой его чертой, особенно когда речь идет о таком важнейшем решении, как «Брексит», — уверена The Guardian. «Выборы — это также призыв к избирателям вслепую поддержать условия «Брексита», которые предложит Мэй», — говорится в статье.

Объявляя о досрочных выборах во вторник, премьер-министр заявила, что она хочет поддержки «решениям, которые мне придется принять». «Однако мы не знаем, что это будут за решения», и «переговоры будут включать в себя уступки», говорится в статье.

«Надо будет очень внимательно следить за манифестом тори — это будет необычайно важный документ (…) Самое главное, эти выборы не должны выписать ей незаполненный чек в отношении Европы», — подытоживает издание. Теперь можно сказать, что выборы в Европе в 2017 году будут идти практически без перерыва, констатирует и «Росбалт».

В апреле — начале мая президента выбирает Франция. Затем, в июне, парламентские выборы в Великобритании, а за ними — парламентские опять во Франции. В сентябре Бундестаг, а значит, и правительство во главе с новым федеральным канцлером, выбирает Германия. Затем пройдут парламентские выборы в небольшой, но довольно значимой для Центральной Европы Чехии.

А в начале 2018 года ожидаются досрочные парламентские выборы в Италии и всенародные выборы президента все той же Чехии. И это еще не полный список.

И, добавим от себя, тень «Брексита» на фоне растущего раздражения деятельностью евробюрократии стоит над каждым из этих плебисцитов. Вопрос только в том, чтобы этим обстоятельством не воспользовались исключительно политики типа Ле Пен или Вилдерса.