Культура и Общество

Исмаилу Ахундову — 110

ismayil-akhundovО.БУЛАНОВА

Сегодня исполнилось ровно 110 лет со дня рождения азербайджанского театрального художника, графика и плакатиста Исмаила Гусейноглу Ахундова. Молодому поколению это имя, скорее всего, ничего не скажет, а вот в советское время он был очень хорошо известен, за выдающиеся заслуги имел звания заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР (с 1940 г.) и народного художника Азербайджанской ССР (с 1960 г.), был даже лауреатом Сталинской премии.

Исмаил Ахундов родился 15 апреля 1907 года в селении Маштага. С раннего детства в мальчике прослеживалась тяга к рисованию, он рисовал где придется: в школьных тетрадках, на клочках бумаги, прутиком на песке. После окончания средней маштагинской школы Исмаил в 1921 году поступил в Бакинский педагогический техникум.

На том, чтобы получить какую-то более практичную профессию, чем профессия художника, настояли родители, впрочем, против работы учителем и сам Исмаил ничего не имел. Однако тяга к рисованию взяла свое, и в 1924 году он поступил в Азербайджанское художественное училище. Окончив его в 1928 году, новоиспеченный дипломированный художник стал активно участвовать в сатирическом журнале «Молла Насреддин», отправляя туда остроумные карикатуры.

В том же 1928 году Исмаил Ахундов поступил на факультет издательского дела в Московский полиграфический институт имени Ивана Федорова. Зарекомендовав себя как талантливый художник-график, Ахундов получил предложение о сотрудничестве от некоторых московских издательств, однако после окончания института в 1932 году вернулся в родной Баку и сразу же возглавил графическое бюро Азербайджанского государственного художественного училища.

Параллельно с этой работой он успешно работал в области графики, создавал иллюстрации для книг, делал самые разные эскизы, в том числе для шествий и демонстраций, а также для «наглядных пособий»: в то время во время демонстраций было принято носить не только плакаты и лозунги, но и различные предметы типа чучел и т.п.

К сожалению, от этого периода творчества художника мало что осталось, но даже на основании нескольких чудом сохранившихся в частной коллекции эскизов плакатов для демонстраций и логотипа для Института потребительской кооперации видно, что Исмаил Ахундов обладал богатой фантазией, пространственным воображением и способностью к обобщению в рисунке, что очень важно для графика и плакатиста.

Из книжных иллюстраций того периода наиболее выразительными являются работы для издания «Хоп-хоп-наме» Мирзы Алекпер Сабира (1934 г.) и «Искандернаме» Низами Гянджеви (1940 г.). Сохранилась еще одна интересная работа — иллюстрации для «Анекдотов Молла Насреддина», правда, эта работа более поздняя — 1958 года.

В 1937 году Ахундова назначили директором Азербайджанского государственного художественного училища. На этой должности он проработал до 1940 г., пока не получил повышение: ему предложили пост директора и главного художника Музея азербайджанской литературы имени Низами Гянджеви, который в эти годы как раз создавался. До сих пор среди старожилов музея сохранилась память об Исмаиле Ахундове как об очень ответственном директоре и компетентном специалисте. Наряду с таким деятелями азербайджанского изобразительного искусства, как Саламзаде, Власов, Амир Гаджиев, Исмаил Ахундов обращался в своем творчестве к истокам национальной живописи и старался использовать элементы классической миниатюры.

Однако у Исмаила Ахундова была еще одна страсть, кроме графики, — театр. С 1937 года он сотрудничал с рядом театров республики, в том числе с Азербайджанским государственным драматическим театром имени Мешади Азизбекова, создавая эскизы декораций и костюмов. Эскиз декораций к спектаклю «Мертвецы» по одноименной пьесе Джалила Мамедкулизаде до сих пор приводится во всех энциклопедиях. Эскиз этот хранится в Азербайджанском государственном музее театра.

Кроме пьесы Джалила Мамедкулизаде, Ахундов оформил такие спектакли, как «Яшар» и «Олюляр» Джафара Джаббарлы (1932-1933), «Хаджи Гара» Мирза Фатали Ахундова (1938 г.), «Вагиф» СамедаВургуна, «Без вины виноватые» и «Гроза» А.Островского (1943 г.) и др. Отличавшиеся красочностью и реалистичесностью декорации Ахундова помогали раскрытию идеи пьесы и сущности сценических образов, повышали эмоциональное звучание спектаклей. Когда началась Великая Отечественная война, все свои силы, весь свой пыл Исмаил Ахундов направил на создание серии агитационных антифашистских плакатов для так называемых агитокон (кстати, в стиле агитокон работал и Маяковский).

За годы Великой Отечественной Ахундов создал более ста таких плакатов. Эти произведения, по словам современников и коллег, обладали большой силой агитационного воздействия. С точки зрения современного человека они выглядят несколько наивно (особенно если учесть политику советского государства в первые годы войны — представлять фашистов уродами и недоумками), однако в художественной выразительности им отказать никак нельзя.

Отдельного внимания заслуживает плакат, на котором нарисован человек со связанными сзади руками. На его спине сидит некое существо типа черта и затягивает человеку рот платком. Под изображение надпись на азербайджанском и русском: «Почуяв, что смерть у ворот/ Шипит ядовитый урод:/ — Воюй до последнего дюйма!/ Ни звука о крахе! Вперед!/ Ни видеть, ни слышать, ни думать/ Не должен немецкий народ!». На еще одном плакате показана взлетающая от взрыва в воздух субмарина, а рядом — тонущий самолет. Надпись гласит: «От огня фашистам душно/ Вражий флот сражен бедой:/ Флот подводный стал воздушным/ А воздушный — под водой!».

К сожалению, плакатов работы Исмаила Ахундова практически не осталось — им никто не придавал значения как художественному произведению, они служили лишь короткое время. Несколько плакатов остались в частных коллекциях, иногда они появляются на аукционах. Когда в 1943 г. скончался народный художник Азербайджанской ССР, выдающийся живописец и график Азим Азимзаде, чьим именем впоследствии было названо Бакинское художественное училище, именно Исмаил Ахундов сменил его на посту председателя Союза художников Азербайджана и находился на этой работе, а также на посту ответственного секретаря Союза несколько лет.

После войны Исмаил Ахундов продолжил работу художника-иллюстратора и театрального художника. В 1952 году он начинает сотрудничать с сатирическим журналом «Кирпи» («Еж»). Это плодотворное сотрудничество продолжалось восемь лет. В 1950 году Исмаил Ахундов совместно с такими мастерами, как Лятиф Керимов и Кязим Кязимзаде, приступил к созданию художественного ковра, посвященного юбилею И.В. Сталина — его 70-летию. За эту работу в том же году Ахундов был удостоен Сталинской премии. С этими же художниками Исмаил Ахундов создал ковер с портретом В.И. Ленина.

Несмотря на тему, данные ковры представляют огромную художественную ценность. С начала 60-х годов начинается наиболее продуктивный период Исмаила Ахундова. В эти годы художник создал эскизы к декорациям и костюмам для спектаклей «Слава и забытый человек» Назыма Хикмета (1960 г.), «Алигулу женится» Сабита Рахмана (1961 г.), «Огонь» Мехти Гусейнаи «Огтай Элоглу» Джафара Джаббарлы (1966 г.), «Мосье Жордан и дервиш Местали шах» Мирзы Фатали Ахундова и др.

Об уровне художественного мастерства Исмаила Ахундова говорит следующий факт: именно его в начале 60-х годов пригласили стать главным художником Павильона Азербайджанской ССР на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве (будущая ВДНХ). Работа была выполнена прекрасно, все посетители восхищались красотой азербайджанского павильона. В последующем Ахундов оформил также несколько юбилейных выставок.

За свою творческую деятельность Исмаил Ахундов был удостоен не только званий и премий. Он награжден орденом «Знак Почета» и Орденом Трудового Красного Знамени (1967 г.), избирался депутатом Бакинского Совета и Верховного Совета Азербайджанской ССР.

В 1969 году Исмаил Ахундов волею судьбы оказался в польском городе Краков, где и скончался 13 сентября в возрасте всего шестидесяти двух лет.