За рубежом

«Корейская стратегия» Дональда Трампа

donald-trump-cameraА.ШАКУР

События в Сирии по понятным причинам оставили в тени новости из других регионов мира, в том числе с Дальнего Востока. Однако эксперты отмечают: здесь также наблюдается существенный рост напряженности. Напомним: еще в минувшие выходные стало известно, что ударная группа Военно-морских сил (ВМС) США в ближайшее время отправится в западную часть Тихого океана к берегам Корейского полуострова.

По словам источника агентства Reuters, который пожелал остаться неназванным, соединение во главе с авианосцем «Карл Винсон» (Carl Vinson) выдвинется в проблемный азиатский регион из Сингапура, сообщило Newsru. Тяжелый атомный авианосец ВМС США класса Nimitz — Carl Vinson, направленный к берегам Корейского полуострова из Сингапура, укрепит обороноспособность Южной Кореи и поможет бороться с угрозами КНДР, заявил официальный представитель Министерства национальной обороны Республики Корея Мун Сан Гюн на брифинге для журналистов в Сеуле, передает «Газета.ру».

«Развертывание авианосной ударной группы (АУГ) отражает серьезное отношение США к ситуации на Корейском полуострове», — цитирует корейского военного ТАСС. Он подчеркнул, что действия Вашингтона в первую очередь направлены «на укрепление обороноспособности» в связи с возможным осуществлением КНДР «новых стратегических провокаций», включая ядерное испытание или запуски баллистических ракет.

Мун Сан Гюн также прокомментировал слухи о возможном нанесении США упреждающих ударов по КНДР, что может привести к полномасштабной войне в регионе. По его словам, южнокорейские войска готовы противостоять северокорейским провокациям, «учитывая, что непредсказуемый режим Ким Чен Ына может осуществить их в преддверии отмечаемой 15 апреля 105-й годовщины со дня рождения Ким Ир Сена».

Напомним: решение направить авианосную группу к корейским берегам американские власти приняли на фоне ракетных испытаний, которые продолжает регулярно проводить Северная Корея. Последний запуск произошел неделю назад в направлении Японского моря: ракета пролетела около 60 километров, после чего упала в воду. Примечательно, что власти США, комментируя новые испытания, уложились в две строчки: «Северная Корея запустила еще одну баллистическую ракету средней дальности. США достаточно говорили о Северной Корее. Больше комментариев нет».

Уже тогда эксперты, включая и нашу газету, предупреждали: вполне возможно, что в США в скором времени перейдут к более жестким мерам. И вот теперь этот сценарий, похоже, становится реальностью. Впрочем, вряд ли все это так уж неожиданно. В ответ на безответственные шаги северокорейского диктатора Ким Чен Ына США предупреждали, что это игра с огнем.

Президент США Дональд Трамп еще в конце марта заявил, что власти КНДР «ведут себя очень плохо», позволяют себе слишком многое и выставляют США на посмешище. А госсекретарь Рекс Тиллерсон за несколько дней до этого сообщил, что политика «стратегического терпения» Вашингтона по отношению к КНДР закончилась. «Разумеется, мы не хотим доводить дело до военного конфликта. Но очевидно, что если Северная Корея предпримет действия, которые будут угрожать силам Южной Кореи или нашим собственным, то ответ будет соответствующим», — подчеркнул тогда госсекретарь.

«Экономические известия», в свою очередь, отмечают, что приказ о выдвижении ударной группы был отдан командующим Тихоокеанским флотом США Гарри Гаррисом вскоре после того, как во Флориде, в резиденции Мар-о-Лаго, завершились первые переговоры с глазу на глаз между президентом США Дональдом Трампом и председателем КНР Си Цзиньпином. В ходе встречи лидеры признали, «насколько опасной стала ситуация», а Си согласился с тем, что «в отношении КНДР пора действовать», заявил госсекретарь США Рекс Тиллерсон в интервью CBS News.

О том, что Северная Корея обсуждалась на переговорах Трампа и Си Цзиньпина, сообщает и «Голос Америки». По сведениям VOA, президент США Дональд Трамп заявил журналистам, что на переговорах с лидером Китай Си Цзиньпином был достигнут «существенный прогресс». По словам главы Белого дома, Си Цзиньпин проявил «реальную заинтересованность» в обсуждении проблем, накопившихся в отношениях между двумя государствами, и что стороны продолжат добиваться успехов на переговорах.

Президент США также отметил, что его и китайского лидера связывают «потрясающие» отношения, и что они намерены неоднократно встречаться в будущем. В свою очередь, Си Цзиньпин поблагодарил администрацию США за теплый прием и отметил, что в результате переговоров, стороны лучше поняли друг друга. Дональд Трамп принял приглашение Си Цзиньпина и посетит Пекин в этом году — дата визита еще не была согласована.

При этом госсекретарь США Рекс Тиллерсон сообщил, что два лидера обсудили проблему Северной Кореи и согласились, что ее военные приготовления приобрели опасный размах. США и Китай привержены цели денуклеизации Корейского полуострова и согласились активизировать сотрудничество для достижения этой цели. Неделей ранее Трамп фактически выставил Китаю ультиматум, предложив «последний шанс» дипломатией урезонить Ким Чен Ына, который в апреле провел вторую с начала года серию ядерных испытаний и, согласно спутниковым снимкам, опубликованным 38 North, в конце марта начал подготовку к очередному взрыву, напоминают «ЭИ».

«Если Китай не разберется с Северной Кореей, это сделаем мы», — заявил тогда Трамп в интервью Financial Times. — Если они согласятся, это будет очень хорошо для Китая. Если они этого не сделают, хорошо не будет никому». Наконец, есть еще одно обстоятельство.

По словам Тиллерсона, Дональд Трамп лично проинформирован Си Цзиньпина о ракетном ударе по Сирии и причинах этого решения. В Москве всячески напирали на то обстоятельство, что ударить по Сирии Трамп решил как раз в то время, когда в его резиденции во Флориде шла подготовка к торжественному ужину, и что Китай воспримет это в качестве унижения и т.д.

Однако в Китае, судя по всему, пришли к выводу, что Трамп настроен весьма решительно, и рисковать отношениями с Вашингтоном ради Ким Чен Ына не стали. Другой вопрос, ограничатся ли в США одной отправкой авианосной группы к берегам Кореи. Еще в минувшие выходные СМИ, в том числе «Московский комсомолец», активно цитировали «утечку» NBC News о вариантах ответа США на ядерную программу КНДР, предложенных Советом национальной безопасности (СНБ) страны президенту Дональду Трампу.

Среди них — отправка диверсантов, размещение американского ядерного оружия в Южной Корее и даже убийство северокорейского лидера Ким Чен Ына. Предложенные сценарии входят в план, предусматривающий пересмотр политик США в отношении КНДР. Его подготовили перед встречей Трампа с китайским лидером Си Цзиньпином. В Белом доме питают надежды, что Китай с помощью дипломатии и санкций сможет активнее воздействовать на политику Пхеньяна, однако готовят и свой ответ, если эти надежды не оправдаются.

На этом фоне Василий Кашин, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН, старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, в 2010-2011 годах заместитель руководителя представительства РИА «Новости» в Пекине, на сайте «Газеты,ру» замечает: «Северокорейские успехи в развитии экономики в сочетании с прогрессом в области ракетных и ядерных технологий заставили США задуматься о возможности военного решения проблемы. Предполагается, что демонстрируемая готовность к военной акции сама по себе заставит главного экономического партнера страны, Китай, установить экономическую блокаду КНДР и тем самым принудить Пхеньян к уступкам.

С американской точки зрения, приемлемым может быть лишь одностороннее ядерное разоружение КНДР в качестве предварительного условия для переговоров по снижению давления на Пхеньян. Эта тактика имеет мало шансов на успех — северокорейские лидеры видят в ядерном статусе залог выживания страны и режима». А вот с военным решением все сложнее.

Как отмечает Кашин, «США надеются локальными ударами подорвать ракетный и ядерный потенциал КНДР, не позволив Северной Корее создать боеспособную межконтинентальную ракету, способную поразить Американский континент». При этом по его словам, «у КНДР практически нет технических возможностей для борьбы с авианосными ударными группами США в море».

Однако, по его словам, «опасность любых локальных действий против КНДР заключается в том, что Пхеньян, не имея возможности нанести серьезные потери атакующим американским силам, вероятно, направит ответный удар по гражданским целям в Южной Корее и Японии, что может иметь катастрофические последствия даже без применения ядерного оружия».

Другой вопрос, что беспроигрышных вариантов действий в нынешней ситуации уже нет. А тактика выжидания вовсе не означает, что КНДР не нанесет удар по гражданским целям в Южной Корее, Японии или США.