За рубежом

В Ереване вновь реанимируют «абхазские надежды»

rail-road-jeleznaya-dorogaНУРАНИ

В Армении — очередной всплеск «железнодорожных надежд». Как радостно сообщает News.am, «депутат парламента Абхазии» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) Левон Галустян в ходе телемоста «Перспективы развития армяно-абхазских отношений» бойко заявил: дескать, Абхазия готова к открытию железной дороги.

По его версии, как власти Абхазии заявили ранее, «республика» готова к открытию железной дороги на условии официального участия в проекте. А затем господин Галустян подвел итог: «Готовы обсуждать проект, но только с условием, чтобы Абхазия была представлена как самостоятельный участник переговоров, а не «абхазский участок» или что-то подобное».

А вот тут уже не обойтись без комментария. Напомним: «власти Абхазии», о которых рассуждал господин Левон Галустян, — это не более чем марионеточный режим, созданный Россией на оккупированных землях Грузии. И разглагольствования господина Галустяна, что, дескать, в Сухуми «готовы обсуждать проект, но только с условием, чтобы Абхазия была представлена как самостоятельный участник переговоров, а не «абхазский участок» или что-то подобное», в переводе как раз и означают, что сухумские марионетки Москвы намерены использовать «ереванский транзит» как повод в очередной раз продемонстрировать свою «независимость».

Удастся ли в таком случае договориться с Тбилиси, вопрос, честно говоря, риторический. В то же время известно и другое. Общей границы с Россией Армения не имеет. Прямой железнодорожной связи, соответственно, тоже. В годы существования СССР поезда Москва-Ереван ходили транзитом через территорию Грузии: сначала из Еревана в Тбилиси, затем в Сухуми, а уже оттуда по территории России через Сочи до Москвы.

Но затем абхазский участок Грузинской железной дороги оказался блокирован в результате агрессии России против Грузии, весьма условно замаскированной под сепаратистский мятеж в Абхазии. Сама Грузия легко осуществляет железнодорожную связь с Россией по территории Азербайджана (притом, что цифры товарооборота здесь не зашкаливают), а вот для Армении такой вариант по понятным причинам закрыт. Сегодня сухопутная связь Армении и России осуществляется только через КПП «Верхний Ларс» на Военно-Грузинской дороге, и эта тоненькая «ниточка» слишком часто оказывается перекрытой из-за капризов погоды.

Поиски альтернативы «Верхнему Ларсу» в ходе своих недавних визитов в Тбилиси обсуждали и президент Армении Серж Саргсян, и ее премьер-министр Карен Карапетян. Словом, в открытии транзитного движения по абхазскому участку Грузинской железной дороги заинтересованы в Ереване куда больше, чем в Тбилиси. Но это, так сказать, «журавль в небе», а «синица в руке» — нынешний транзит по территории Грузии, в том числе через ее черноморские порты в Европу, куда Армения худо-бедно продает руду и рудные концентраты. И по логике вещей, Армении надо бы беречь политические гарантии этого транзита как зеницу ока.

Но тогда…что означают и сам факт проведения телемоста «Перспективы развития армяно-абхазских отношений», и приглашение на него такой персоны, как Левон Галустян? К тому же это не единственный признак заигрывания Еревана с абхазским оккупационным режимом. Напомним: в конце марта нынешнего года в оккупированной Абхазии прошли «парламентские выборы».

После чего ереванский «Спутник» радостно возвестил: «Выборы в парламент Абхазии принесли победу троим представителям армянской общины — Левону Галустяну, Ашоту Миносяну и Левону Дащяну». Тогда же вышеупомянутый Галустян рассказывал журналистам: «За ходом голосования в первом туре наблюдала представительная делегация из Карабаха. Между Абхазией и Карабахом установлены тесные отношения, которые мы намерены развивать и дальше». Кроме того, он пообещал, что депутаты-армяне будут углублять сотрудничество с исторической родиной — Арменией. В настоящее время армянская община активно сотрудничает с министерствами диаспоры и образования Армении.

«В Абхазии функционируют 26 армянских школ. Ежегодно наши дети посещают Армению в рамках программы «Ари тун» («Возвращайся домой» — ред)», — сказал Галустян. В Армении, конечно, не испытывают особого пиетета в отношении норм международного права вообще и уважения признанных границ в частности, но вот если в дополнение к азербайджанской и турецкой будет закрыта еще и грузинская граница, последствия для Армении окажутся катастрофическими. И что же — в Ереване не понимают, что играют с огнем? Скорее всего, понимают. Другое дело, что здесь просто не могут противостоять нажиму со стороны России.

Тем более, что давление Москвы накладывается на внутриполитические резоны. Переговоры ереванских лидеров в Тбилиси по поводу альтернативы «Верхнему Ларсу» вполне предсказуемо закончились провалом. А этого, судя по всему, армянскому руководству ой как не хочется признавать. Особенно теперь, когда выборы закончены, и на смену щедрым предвыборным обещаниям приходит даже не отрезвление, а самая настоящая «безнадега».

Напомним: еще по «горячим следам» объявления результатов парламентских выборов в Армении азербайджанские СМИ цитировали заявление первого президента Армении Левона Тер-Петросяна, чей блок не получил и 2% голосов: «В стране, где львиная доля национального богатства законным или незаконным путем скоплено в руках нескольких десятков семей, а народ бедствует, ожидать иного результата выборов было бы политологической неграмотностью».

По понятным причинам, в Азербайджане в фокусе внимания оказались слова Левона Акоповича, что отныне кровь каждого убитого армянского солдата будет на совести нынешних властей. Однако в самой Армении куда большее внимание привлекли другие аспекты. Тем более, что в той же беседе с журналистами Тер-Петросян напомнил победителям, что главный экзамен для них еще впереди: «Нам остается ждать, как Республиканская партия, «Процветающая Армения», АРФ «Дашнакцутюн» и «Елк» львиными прыжками будут развивать экономику Армении, обеспечивать многомиллиардный поток инвестиций, укреплять армянскую армию, пресекать миграцию и решать самый главный вопрос — карабахский конфликт».

А вот предпосылок для таких «львиных прыжков», увы и ах, не просматривается. Так, ереванский «Первый информационный» рассуждает о противоборстве в самой РПА двух «команд» — старой и новой.

«Так называемый одиозный контингент Республиканской партии под вывеской премьер-министра Карена Карапетяна и его молодой команды практически в полном составе оказался в парламенте — посредством рейтинговой избирательной системы, — отмечает сайт. — Внедрение рейтинговой системы и не преследовало иной задачи. Ее единственной целью было обеспечение большинства РПА, так как будь то Карен Карапетян или кто-либо другой с крыльями ангела за плечами, нынешний рейтинг РПА не смог бы повысить до 50%, к тому же в том случае, когда этот рейтинг нужно было повышать не с нуля, а с минуса».

По мнению автора статьи, Арама Аматуни, «у нас есть ситуация, когда РПА предстала с кристальным списком, новой вывеской, новыми лицами, но в парламенте оказалась благодаря старым лицам или, так сказать, благодаря «оружию 1980-х» РПА». А теперь, когда «РПА «победила», и сейчас должна начать раздачу победных «трофеев»», по его мнению, «даже те, кто выбыл, должны получить свою долю или, по меньшей мере, ожидать ее получения». В то же время «новые лица РПА или, так сказать, новая команда претендует на власть».

По мнению Аматуни, «в РПА действительно возникает любопытнейшая ситуация — кто пожнет победные лавры. Очевидно одно — то, что компромисс практически невозможен, если поставлена задача — осуществить системные реформы». Те самые реформы, которых, уверен он, не получится, «если «оружие восьмидесятых» не будет списано из власти».

После чего Арам Аматуни делает вывод: «Если во власти продолжится мирное сосуществование старых и новых, то это будет означать, что и застой продолжится, просто в болото вольют немного свежей воды, чтобы предотвратить полное заболачивание. А пойдет ли, например, Карен Карапетян на такой компромисс? Или же решать будет Серж Саргсян, и он будет рад, если Карапетян на компромисс не пойдет? В таком случае его вновь препроводят в Россию, а до 2022 года что-нибудь новое да придумают. Тем более, что и в поле оппозиции, кажется, нет никого, кто может придумать что-то новое».

А в этом случае властям Армении необходима хоть какая-то толика оптимизма. Надежды на мнимое возобновление железнодорожного транзита подойдут здесь как нельзя лучше. Главное, чтобы в Ереване успели вовремя «затормозить» в своем заигрывании с оккупационным режимом в Сухуми. Если, конечно, решать вопрос о степени сближения с ними вообще будут в Ереване, а не в Москве.