НУРАНИ
Власти Польши ужесточают пограничный режим на границе с Калининградской областью РФ. Как передает «АиФ — Калининград», новые правила, связанные с террористической угрозой, начнут действовать с 7 апреля.
Как поясняют представители польских властей, меняется регулирование Шенгенского Кодекса о границах, которое налагает на все государства-члены обязанность тщательной проверки каждого человека, который въезжает на территорию Шенгенской зоны или ее покидает.
Ранее владельцы Шенгена проходили минимальную проверку, но теперь ситуация меняется: «…С пятницы, 7 апреля, каждый человек, который пересекает внешнюю границу ЕС во всех пунктах пропуска как на дорожных, морских, так и в аэропортах, будет подвергнут тщательной проверке. Ужесточение правил будет влиять на длительность пограничных процедур и может их продлить», — говорится в сообщении польской пограничной службы.
Как напоминают эксперты, это уже не первое «ужесточение правил игры». Еще в июне 2016 года польские власти отменили действовавший в отношении Калининграда режим местного приграничного перемещения (МПП). Потом не раз поднимался вопрос о его восстановлении. Однако в конце марта польская Dziennik сообщила, что власти не намерены возвращать режим МПП с Калининградской областью из-за растущей милитаризации региона и деятельности российских спецслужб. «К негативным явлениям, которые в последнее время усилились, в первую очередь следует отнести растущую милитаризацию Калининградской области (…) и повышенную активность спецслужб и других силовых ведомств», — приводят польские журналисты слова замглавы МВД Польши Себастьяна Хвалека.
По мнению представителей ведомства, приостановка соглашения об МПП имеет много положительных аспектов — например, она привела к снижению контрабанды алкоголя, топлива и сигарет. Напомним: стремительная милитаризация Калининградской области, «балтийского анклава» России, вклиненного между входящими в НАТО Польшей и Литвой, уже давно вызывает серьезную тревогу на Западе.
В Североатлантическом альянсе вполне обоснованную тревогу вызывает скопление российских войск по обе стороны «Сувалкского коридора», узкой полосы суши, соединяющей Польшу со странами Балтии. С обеих сторон от Сувалкского коридора — и в Калининграде, и на своих базах в Беларуси — РФ накапливает солидное количество войск и техники, что на фоне «крымнаша» не может не беспокоить государства Балтийского региона.
Вряд ли, конечно, ужесточение пограничного режима позволит решить проблему. Но, во-первых, о мерах, направленных на укрепление восточного фланга НАТО, СМИ сообщают регулярно. А во-вторых, ужесточение пограничного режима должно продемонстрировать Москве, что с прежним «теплым климатом» во взаимоотношениях покончено, причем по вине самой же России. Нынешнее же решение принято, как полагают многие эксперты, на пороге нового, и куда более серьезного, кризиса в отношениях двух стран.
Как еще накануне сообщило РБК, Национальная прокуратура Польши выдвинула новые обвинения против российских авиадиспетчеров, контролировавших 10 апреля 2010 года Ту-154, на котором летели в Смоленск президент страны Лех Качиньский и сопровождавшие его высокопоставленные чиновники. По мнению польских правоохранителей, диспетчеры, а также неизвестное «третье лицо» умышленно спровоцировали катастрофу правительственного лайнера.
«Анализ данных как собранных ранее, так и недавно полученных в ходе следствия, позволил прокурорам сформулировать новые обвинения против авиадиспетчеров, граждан Российской Федерации, а также третьего лица, находившегося в контрольной вышке, чьи действия по умышленному провоцированию катастрофы привели к аварии воздушного судна, следствием чего стала гибель множества людей», — заявил на пресс-конференции в Варшаве заместитель генерального прокурора Польши Марек Пасенек (цитата по порталу Polskie Radio).
Замгенпрокурора сообщил также, что его ведомство послало российским властям официальное письмо с просьбой оказать содействие при допросе подозреваемых польскими следователями. Напомним: авиакатастрофа Ту-154 под Смоленском произошла 10 апреля 2010 года. В итоге погибли все 96 человек, находившиеся на борту, в том числе президент Польши Лех Качиньский и его супруга. Делегация высокопоставленных лиц летела на траурные мероприятия в Катыни, к месту массовых расстрелов польских офицеров сотрудниками НКВД.
Расследование вели как российская, так и польская сторона. Первоначально в 2011 году польская правительственная комиссия по расследованию авиационных происшествий под руководством Ежи Миллера в качестве причин катастрофы назвала метеоусловия, упомянуты ошибки экипажа и тот факт, что пилот проигнорировал сигналы системы раннего предупреждения столкновения с землей TAWS. Однако с этими выводами не согласилась партия Ярослава Качиньского «Закон и справедливость».
После прихода к власти по итогам очередных парламентских выборов в октябре 2015 года ее представители начали процедуру пересмотра итогов работы экспертов, сформировав новую комиссию по расследованию катастрофы. Вскоре в Варшаве открыто обвинили российских диспетчеров. Теперь же в деле появилось и неназванное «третье лицо». В Москве, как того и следовало ожидать, обвинения отвергли. Источник «Интерфакса» в авиадиспетчерских службах РФ заявил, что обвинения польской прокуратуры в адрес российских авиадиспетчеров политизированны, окончательное решение о посадке принимает не диспетчер, а пилот, передает Newsru.
«Самолет польского президента отслеживал диспетчер аэродрома. Он сообщил летному экипажу фактическую погодную информацию, условия сцепления взлетно-посадочной полосы, но не принимал за экипаж решения о том, совершать посадку или нет. Решение о посадке окончательно и бесповоротно принимает командир воздушного судна», — сказал собеседник агентства. В Кремле также не согласны с вводами генпрокуратуры Польши, которая обвинила российских авиадиспетчеров в умышленном провоцировании катастрофы самолета польского президента Леха Качиньского в апреле 2010 года, заявил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Обстоятельства этой трагедии уже достаточно серьезно исследованы, изучены, и, конечно, соглашаться с такими выводами не представляется возможным», — цитирует его «Интерфакс». Кроме того, Песков заверил, что работа по расследованию обстоятельств этой авиакатастрофы будет продолжена. Однако кто это расследование будет продолжать, пока неясно. Во всяком случае, по информации «Известий», в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) не пожелали обсуждать выводы генпрокуратуры Польши. Об этом «Известиям» заявил заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета Сергей Зайко.
Он также добавил, что никакого повода для нового расследования крушения нет: «Мы дело закрыли давным-давно. И не комментируем, потому смысла в этом никакого нет. Видимо, здесь политические заявления. Никаких новых фактов по этому делу вскрыто не было. И поводов обсуждать эти вещи у нас никаких нет». А неделей ранее в прокуратуру Польши было подано заявление на председателя Евросовета, бывшего польского премьера Дональда Туска.
Его подозревают в нарушениях во время тендера на ремонт президентского самолета Ту-154, разбившегося под Смоленском в 2010 году. О подозрительных ремонтных работах, проводившихся в России до громкой катастрофы, польские политики говорили еще в 2011 году. Однако теперь скандал, о котором сообщает Newsru, выходит на новый уровень. О направленном в прокуратуру заявлении на Туска сообщил в интервью Gazeta Polska министр обороны Польши Антоний Мачеревич.
По его словам, «никакая должность в польской или европейской организации не освобождает от ответственности за такие серьезные преступления, как те, в которых подозревается Туск». Журналист поинтересовался у Мацеревича, идет ли речь о привлечении Туска к ответственности за халатность, допущенную во время его пребывания на посту премьер-министра Польши в связи с катастрофой Ту-154 под Смоленском.
На это глава польского Минобороны ответил, что, на его взгляд, речь идет «не о небрежности, а о преступлении». «Премьер-министр Польши Дональд Туск подписал с Владимиром Путиным незаконное соглашение в ущерб польской стороне и должен быть привлечен к уголовной ответственности», — заявил Мацеревич. На вопрос, кто подаст заявление на Туска в прокуратуру, министр обороны Польши ответил: «Оно уже подано».
Как напомнил портал, ранее Служба военной контрразведки Польши (СВК) подала заявление по подозрению в совершении преступления во время тендера не ремонт президентского самолета Ту-154, попавшего в катастрофу в 2010 году. «Тендер был проведен скандальным способом», — заявил тогда Мацеревич. По его словам, речь идет о контракте на ремонт лайнера, который проводили в 2009 году в России. Сам самолет ремонтировали в Самаре, гидравлическую систему — в Уфе, двигатели — в Рыбинске. За модернизацию судна отвечал консорциум польских фирм MAW Telecom International SA и Polit-Elektronik, отмечает РИА «Новости».
По словам Мацеревича, фирма Polit-Elektronik знала о своей победе в тендере еще за несколько месяцев до его начала. Как сообщали СМИ, представители самарского «Авиакора» и рыбинского НПО «Сатурн» заключили контракт с Polit-Elektronik в феврале 2009 года, за несколько недель до торгов. «Короче говоря — сделка была от начала до конца установлена, и друг Владимира Путина Олег Дерипаска заранее знал, что его компания («Авиакор». — Прим. NEWSru.com) будет ремонтировать самолет, на котором летает польский президент», — заключил Мацеревич.
Пресса писала, что ремонт обошелся польской стороне в сумму, которой хватило бы на покупку нового самолета класса Ту-154М. В те же дни польская прокуратура вызвала Туска на допрос как свидетеля по делу против бывших сотрудников польской Службы военной контрразведки, обвиняемых в контактах с российским ФСБ без соответствующего поручения в 2010 году. Предположительно, речь идет о заключенном в апреле 2010 года после авиакатастрофы президентского Ту-154М соглашении между СВК и ФСБ, касающемся взаимодействия сторон в борьбе с различными угрозами.
Наконец, в октябре 2016 года Мацеревич уличил Туска в том, что в день авиакатастрофы под Смоленском 10 апреля 2010 года тот «тайно» встретился с Путиным, занимавшим тогда должность премьер-министра РФ, и Дмитрием Медведевым, находившимся на посту президента России.
Также, по его словам, российская сторона тогда представила польскому премьеру версию катастрофы, не соответствовавшую выводам, озвученным позже Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) и комиссией экс-министра внутренних дел Польши Ежи Миллера.
Где здесь закончились реальные данные расследования и начались внутриполитические «соображения», можно поспорить, однако нет сомнений, что скандал принимает масштабы, весьма опасные для Москвы. И не только для Москвы.