С.АЛИЕВА
Согласно докладу Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) «О неформальной экономике», во время кризиса последних лет и последующей стагнации экономики теневая экономика начала расти, что свидетельствует о том, что сложное экономическое положение и безработица стимулируют теневую деятельность.
Что касается Азербайджана, то говоря о теневой экономике нашей страны, эксперты называют разные цифры — от 9 до 30% от ВВП страны. Как сократить объемы теневой экономики в стране, ведь в нынешней непростой экономической ситуации каждый манат на счету?
Как отметил в беседе с Еcho.az эксперт общественного объединения «Содействие экономическим инициативам» Самир Алиев, одним из наиболее эффективных методов борьбы с теневой экономикой является переход к безналичному расчету.
«В нашей стране в данной сфере имеется определенный прогресс, но пока не приходится говорить об особых успехах в этом вопросе. Переход к безналичной системе расчета в Азербайджане начался и, думаю, что уже совсем скоро, говоря о нем, мы сможем привести более солидные цифры, нежели 5-10% от всех расчетов в стране, которые мы наблюдаем за последние годы. Для примера отмечу, что в ряде государств Европы безналичный расчет составляет 80-90% от всех денежных операций. А вот, например, Швеция уже в обозримом будущем собирается полностью перейти к безналичным денежным операциям», — отметил Алиев.
В свою очередь, как отметил в беседе с Echo.az независимый экономист Сейфал Алиев, он не располагает последними данными по теневой экономике в Азербайджане, но по данным предыдущих лет, эксперты Всемирного банка при ежегодном объеме ВВП Азербайджана в 58 миллиардов манатов, говорили о том, что из них 60% приходилось на долю теневой экономики, что составляло порядка 35 миллиардов манатов.
По его словам, одной из рекомендаций нашей стране для борьбы с теневой экономикой был переход к безналичным платежам.
«Однако мы начали внедрение данной системы лишь недавно, хотя нужно было заниматься этим вопросом тогда, когда экономику не штормило, как это происходит сегодня», — сказал эксперт.
В свою очередь, как отметил в беседе с Echo.az автор книги «Банковское право в Азербайджане», член Коллегии адвокатов Азербайджана, банковский эксперт Акрам Гасанов, решение о переходе на безналичный расчет в Азербайджане будет в некоторой степени способствовать тому, что объемы теневой экономики начнут сокращаться.
«Однако, нужно понимать, что теневая экономика всегда найдет пути выхода из трудностей, которые ей создает государство. Бизнесмены начнут делить свои фирмы на более мелкие, для того, чтобы избежать этого перехода», — отметил эксперт.
Напомним, что в конце 2016 года парламентом Азербайджана был принят закон «О безналичном расчете». Согласно документу, в Азербайджане с 2017 года наличные расчеты крупных предпринимателей, действующих в сферах торговли и общественного питания, ограничиваются суммой до 30 тысяч манатов в месяц.
Согласно закону, ограничение наличных расчетов до 30 тысяч манатов в месяц затрагивает предпринимателей, действующих в сферах торговли и общественного питания, ежемесячный оборот которых в течение 12 месяцев превышает 200 тысяч манатов. Для других налогоплательщиков ограничение составит 15 тысяч манатов в месяц,
По словам А.Гасанова, с начала года в Азербайджане резко возросло число зарегистрированных юридических лиц.
«Это может указывать на то, что бизнесмены делят свои фирмы на более мелкие, что даст им возможность избежать полного перехода на безналичную систему ведения бизнеса. Вообще наши граждане, как ни крути, предпочитают иметь наличные деньги на руках. Так, по последним данным Центрального банка, на сегодняшний день объем наличной денежной массы в Азербайджане составляет 6 миллиардов 987 миллионов манатов. Связано это, в первую очередь, с низким доверием населения банковской системе, несмотря на то, что до сих пор в Азербайджане действует система страхования банковских вкладов,» — отметил эксперт.
По словам Гасанова, для того, чтобы переход на безналичную систему расчетов был более успешным, необходимо, в первую очередь, создать такую среду, чтобы физические и юридические лица начали верить банкам, а не избегали всяческих контактов с данными финансовыми институтами.
«Во-вторых, необходимо стимулирование со стороны государства для более охотного осуществления безналичных платежей. К примеру, было бы целесообразно снизить НДС с 18% до 10%, естественно это была бы существенная причина к переходу к безналичным расчетам. Однако при нынешней экономической ситуации это вряд ли произойдет, учитывая, что 45% поступлений в государственный бюджет в этом году составят налоговые выплаты по НДС и именно они займут первое место,» — сказал он.
«Раньше данные налоги составляли всего 35% и шли на втором месте, тогда как на первом месте находился налог на прибыль. Вообще, согласно общепринятым нормативам, экономика той страны считается либеральной, где львиная доля налоговых поступлений — это прямые, а не косвенные налоги, а НДС — это как раз косвенный налог», — сказал Гасанов.
Между тем удельный вес теневой экономики в мире растет с каждым годом и достиг уровня в 35,5% мирового ВВП, отмечают эксперты Всемирного банка (ВБ).