За рубежом

Венесуэла: государственный переворот?

venezuelaА.ШАКУР

Ситуация в Венесуэле — вновь в центре внимания мировых  СМИ. Верховный суд Венесуэлы лишил Национальную  ассамблею законодательных полномочий и взял на себя ее  обязанности на неопределенный срок, сообщает  «Коммерсантъ» со ссылкой на Reuters.

«До тех пор, пока  Национальная ассамблея будет вне закона, функции  парламента будут исполняться напрямую этой  конституционной палатой или другим органом»,  — цитирует агентство постановление суда.

Противники президента страны Николаса Мадуро  заявили, что подобные действия являются попыткой  «заткнуть рот» оппозиции на фоне усугубляющегося  экономического кризиса в стране.

Спикер национальной  ассамблеи Венесуэлы Хулио Борхес обвинил президента  страны Николаса Мадуро в «госперевороте» после  решения верховного суда о лишении парламента  законодательной власти, передает РИА «Новости» со  ссылкой на агентство «Франс Пресс». «Николас Мадуро  организовал переворот в Венесуэле», — заявил Борхес,  выступая у здания парламента страны.  Эту оценку поддерживают многие, в том числе и за  пределами Венесуэлы. Генсек Организации американских  государств (ОАГ) Луис Альмагро осудил решение  Верховного суда Венесуэлы взять на себя полномочия  парламента, сообщает в четверг агентство ЭФЭ. «То, о чем  мы предупреждали, к сожалению, произошло», — отметил  он в коммюнике.

Кроме того, Альмагро призвал срочно провести  встречу Постоянного совета ОАГ, чтобы обсудить события  в Венесуэле.  Госдепартамент США также назвал «узурпацией власти»  решение Верховного суда Венесуэлы взять на себя  полномочия Национальной ассамблеи страны, передает  РИА «Новости». «США осуждают решение Верховного  суда узурпировать полномочия демократически  избранной Национальной ассамблеи», — говорится в  сообщении и.о. официального представителя ведомства  Марка Тонера.

Отмечается, что «это нарушение  демократических и конституционных норм самым  серьезным образом наносит вред демократическим  институтам Венесуэлы и лишает народ страны определять  ее будущее с помощью выбранных представителей».  «Мы рассматриваем это как серьезный отход от  демократии в Венесуэле», — заявил Тонер.

Он подчеркнул, что «демократические страны Западного  полушария на состоявшейся на нынешней неделе встрече  постоянного совета Организации американских  государств призвали Венесуэлу уважать демократические  структуры при поиске выхода из политического,  экономического и гуманитарного кризиса». «Мы  призываем правительство Венесуэлы дать возможность  Национальной ассамблее выполнять свои  конституционные функции, как можно скорее провести  выборы и немедленно выпустить всех  политзаключенных», — отметил Тонер.

Он также  потребовал от Каракаса «выполнять свои обязательства».  На этом фоне в парламенте прозвучало еще одно громкое  заявление. Контракты на поиск и разработку нефтяных  месторождений в Венесуэле не могут иметь силы без  одобрения парламента, заявил председатель  Национальной ассамблеи Хулио Борхес уже после того,  как Верховный суд Венесуэлы лишил Национальную  ассамблею законодательных полномочий и взял на себя ее  обязанности на неопределенный срок.

«Мы хотим отправить очень ясное послание всем  компаниям, которые заключают контракты с  правительством в обход Национальной ассамблеи, — все  эти договоренности недействительны, и мы их не  признаем. И когда в Венесуэле сменится правительство,  все эти стратегические ассоциации будут  недействительны, потому что они были заключены с  нарушением закона и Конституции», — подчеркнул Борхес.

По его мнению, последние решения Верховного суда  Венесуэлы, помимо прочего, нацелены на то, чтобы  избежать контроля высшего органа законодательной  власти в нефтяной отрасли.  Есть тут и внутриполитический «подтекст». Парламент  Венесуэлы контролируется оппозицией, которая всеми  силами стремится запустить процесс импичмента  Николаса Мадуро, но пока, увы, безуспешно. Верховный  суд ранее отменил многие решения Национальной  ассамблеи с тех пор, как в 2015 году оппозиция Венесуэлы  получила большинство в парламенте.

Кроме того, 22 марта  суд лишил парламентариев депутатской  неприкосновенности, открыв тем самым путь к их  уголовному преследованию, напоминает «Ъ». Как  указывает издание, 16 марта Венесуэла в шестой раз  продлила действие указа о чрезвычайном экономическом  положении еще на 60 дней. Решение было принято с  учетом «чрезвычайных обстоятельств в социальной,  экономической и политической сферах», что, по мнению  властей, влияет на национальную безопасность страны.  ЧрезвычайноЕ положение в экономике Венесуэлы было  введено больше года назад, в январе 2016 года.

Страна  «боливарианского социализма» банально не выдержала  падения мировых цен на нефть.  Как передают «Вести-Экономика», спустя более года после  начала гиперинфляции в Венесуэле власти страны  перестали публиковать официальные данные по  инфляции и денежной массе, лишив общественность  последнего и наилучшего инструмента для определения  уровня роста цен в одной из худших экономик мира. С  другой стороны, вряд ли понадобятся официальные  данные, чтобы подтвердить волну гиперинфляции,  охватившую всю страну, которая увидела, как  обесцениваются боливары при режиме Мадуро.

Индикатор денежной массы неожиданно прекратил  появляться на сайте центрального банка 24 февраля.  Данные, о которых идет речь, которые больше не будут  обновляться, в последнее время выглядели следующим  образом.

Несмотря на прекращение публикации данных  об индексе потребительских цен (CPI), их рост широко  рассматривается в тройном значении, чему способствует  распадающаяся социалистическая система, в которой  многие люди пытаются получить еду и лекарства.  «Если они не публикуют (данные), вы знаете, они должны  стремительно расти», — заявил Аурелио Кончесо, директор  консалтинговой компании Aspen Consulting в Каракасе.

Reuters сообщает, что центральный банк и Министерство  коммуникаций Венесуэлы не отреагировали на просьбу о  комментариях.  В отсутствие официальных данных и подчеркивая  конфликт властей Венесуэлы, Национальное собрание  (парламент страны), возглавляемое оппозицией,  публикует собственные показатели инфляции, которая  достигла 741% в годовом выражении к февралю. Критики  властей обвиняют правительство в снижении данных в  попытке скрыть масштабы экономического беспорядка и  роста цен из-за постоянной печати денег и перерасхода  средств.  Какими методами делалась в Венесуэле политика,  рассказывает, в частности, «Бизнес-портал».

По сведеням  издания, «продовольственный кризис в Венесуэле дошел  до «хлебных войн». Это даже не метафора, а определение  президента Николаса Мадуро, обрушившегося на  булочников, имеющих наглость в столь тяжелое для  страны время выпекать пирожные и круассаны вместо  народного хлеба. Таким образом эти «фашиствующие  буржуи» (еще одно определение Мадуро) повышают свои  прибыли, одновременно лишая простых венесуэльцев  дешевой булки по гарантированным государством ценам.

Критики Мадуро уже успели пошутить, что он обходится с  венесуэльцами хуже, чем Мария-Антуанетта с  французами: «Если у них нет хлеба, пускай не едят и  пирожных» (правда, теперь историки считают, что  Марию-Антуанетту попросту оболгали). Беда в том, что  шутки, кажется, кончились вслед за хлебом — Мадуро  настроен решительно.

В столице Венесуэлы Каракасе уже  начались аресты. В частности, в тюрьму попали четверо  булочников. Двое обвиняются в выпечке хлеба из  некачественной муки, еще двое — в том, что вместо хлеба  выпекали кексы. Деятельность их пекарен  приостановлена. Война хлеба против круассанов  выглядит настоящей карикатурой, но это одно из  проявлений реальной классовой борьбы, раздирающей  сейчас Венесуэлу.

Подавляющему большинству граждан,  которых чавистское правительство в свое время  вытащило из абсолютной нищеты, в дни острого кризиса  жизненно необходим дешевый хлеб стоимостью несколько  американских центов. Для его производства государство  обеспечивает булочников мукой по специальным ценам,  90% которой должно использоваться для выпечки  дешевого хлеба, а оставшиеся 10% может пойти на  круассаны, торты и пирожные.

По сути Мадуро обвиняет  предпринимателей в том, что они не соблюдают эту  пропорцию, а пускают дешевую государственную муку на  производство пирожных, которые потом продают за  «бешеные деньги» — от 30 до 50 американских центов за  штуку. В итоге у булочников растут прибыли, а  покупатели вынуждены выстаивать многочасовые  очереди за дотационным хлебом. У булочников на это свой  ответ: чтобы купить муку по государственной цене, они  вынуждены давать взятки чиновникам, при этом самой  муки меньше, чем нужно. Недостающую муку приходится  докупать на «черном рынке» по 80-100 долларов за мешок.

Эти расходы булочники и вынуждены отбивать, продавая  пирожные, иначе они попросту разорятся. По версии  Федерации производителей хлеба Венесуэлы, 8000  булочных страны получают от государства только 30  тысяч тонн муки в месяц. Это лишь четверть от объема,  необходимого для обеспечения хлебом населения  пораженной дефицитом страны.

Однако Мадуро рассудил по-своему, усилив контроль над  пекарнями и разослав по городам Боливарианской  республики специальных уполномоченных инспекторов  Национального управления по защите  социально-экономических прав — эта грозная организация следит за  тем, чтобы прибыль частных производителей не  превышала нормы, установленные государством.  Инспекторов неизменно сопровождают вооруженные  военные и полицейские. В некоторых булочных они  находят припрятанные мешки с мукой и сахаром и  предъявляют их на телекамеры как доказательство  заговора буржуев.

Между тем бедствующее большинство населения  действительно находится на грани голода и вынуждено  выстаивать многочасовые очереди, чтобы раздобыть  дефицитные хлеб, масло и муку по госценам. А средний  класс, к которому относятся те же булочники, постепенно  разоряется и вынужден или эмигрировать из страны, или  воевать против «режима чавистов».

На этом фоне эксперты весьма уклончиво отвечают на  вопрос, удастся ли Мадуро удержаться у власти или же  оппозиция наконец одержит победу. Вопрос в том, что  выход из политического кризиса вряд ли приведет к столь  же скорому выходу из кризиса экономического. Особенно,  если цены на нефть не претерпят серьезных изменений.