Э.РУСТАМОВА
В интервью Echo.az глава Лиги защиты прав трудящихся Сахиб Мамедов рассказал, почему кризис не покидает рынок труда
— Первый квартал 2017 года практически уже позади. Наблюдаются ли какие-либо изменения на рынке труда Азербайджана?
— К сожалению, нет. Как такового оживления на рынке не произошло. В прошлом году по распоряжению главы государства Министерство труда и социальной защиты населения и SOCAR начали принимать на работу тысячи людей на основе гражданско-правового договора. В 2017 году продолжается помощь по трудоустройству населения.
Конечно, если бы всего этого не было, то число безработных на рынке труда Азербайджана было бы значительно больше. Но это временная мера, и в любой момент она может быть приостановлена. В долгосрочной перспективе для решения проблемы необходимо предпринимать более эффективные меры.
— Можно ли сказать, что рынок труда Азербайджана приспособился к кризису?
— Отчасти, да. В 2015-2016 гг. на рынке труда была паника. Из-за финансовых сложностей многие работодатели были вынуждены сократить число сотрудников, а некоторым вовсе пришлось покинуть отечественный рынок. Часть лиц, оставшихся без работы, сумели трудоустроиться, но многие до сих пор не могут найти себе работу. Тем не менее, настроение в обществе не паническое, градус волнений снизился. Конечно, к плохому нельзя привыкнуть, но население учится приспосабливаться к сложностям.
— Какие сферы, на ваш взгляд, находятся, так сказать, в «группе риска»?
— В этом вопросе изменений нет. Стабильно плохо обстоят дела в финансовом и строительном секторах. Но если в банковской сфере кризис усугубляется и продолжаются сокращения сотрудников, то в строительном секторе наблюдается небольшое оживление. В столице идет интенсивная работка по строительству социальных домов и сносу ветхого жилья, на месте которых компании возводят различные объекты.
Поэтому можно сказать, что строительный рынок тихо-тихо выходит из группы риска. Отмечу, что на рынке страхования также наблюдаются негативные изменения. Если затронуть вопрос, в ком больше всего нуждаются отечественные работодатели, то однозначно ответить сложно, так как структура рынка труда Азербайджана часто меняется, поэтому порой невозможно спрогнозировать. Например, всего несколько лет назад были востребованы юристы, но сегодня работодатели в них особо не нуждаются.
На фоне развития технологий в мире, в том числе в Азербайджане, создаются новые отрасли экономики. Однозначно можно сказать, что и через 10 лет специалисты в области информационно-коммуникационных технологий будут востребованы на рынке труда. Кроме того, финансисты, строители, инженеры различных сфер тоже будут нарасхват у работодателей.
— Как обстоят дела с дискриминацией на рынке труда?
— В этом вопросе тожк нет изменений. Конечно, в отношении женщин дискриминация редко встречается. Слишком мало женщин сегодня занимают руководящие должности, но во многом это вина слабого пола, поскольку они не проявляют интерес и активность. Что касается лиц с инвалидностью, то с ними все намного сложнее. В Азербайджане более полумиллиона лиц с ограниченными возможностями, но даже часть из них не трудоустроена. Работодатели не хотят нанимать их на работу.
Азербайджан давно должен был принять документ, согласно которому лица с инвалидностью должны считаться трудоспособными. Возможно, отмена понятия «непригодный для работы» частично улучшит ситуацию. Ведь до этого многие лица с инвалидностью не могли устроиться на работу, потому что социально-врачебная комиссия выписывала для них документ о непригодности для выполнения работ. Но с другой стороны я понимаю, что изменения в законодательстве существенно не решат проблему, ведь сегодня даже полностью здоровый человек с трудом находит себе работу. Этот вопрос требует серьезного изучения.
— Когда ситуация на рынке труда Азербайджана нормализуется? И что для этого нужно сделать?
— Все будет зависеть от успеха реформ, приводимых правительством. Результаты реформ мы сможем оценить не раньше 2020 года. В государственных документах, в том числе в Стратегической дорожной карте Азербайджана-2020 год отмечается как время итогов. В настоящее время мы не можем объективно оценить, насколько удачно правительство делает первые шаги по восстановлению национальной экономики.
Например, сегодня правительство проводит реформы в аграрном секторе. Пока мы не видим какие-либо изменения в этой отрасли, но, может быть, плоды реформ станут заметными через пару лет. Стоит отметить, что развитие аграрного сектора может активизировать рынок труда. Многие граждане АР приехали из глубинок в Баку, потому что не могли у себя дома заработать деньги.
Производство сельскохозяйственной продукции на серьезном уровне требует финансирования, чего ранее правительство не делало. Поэтому жители районов АР массово уезжали в столицу в поисках хоть какой-нибудь работы. Только после того, как государство столкнулось с глобальным экономическим кризисом, чиновники задумались о стимулировании ненефтяного сектора. Хочется надеяться, что на сей раз они доведут дело до конца.