Александр ХАКИМОВ
…Осенью 1983 года в Дискуссионном клубе Азербайджанского государственного университета мы, студенты биофака, горячо обсуждали статью, напечатанную в 6-ом номере советского журнала «Природа» за тот же год.
Статья называлась «Знакомьтесь: животный мир будущего», принадлежавшая перу И.Н.Крылова, доктора геолого-минералогических наук, москвича, и представляла собой, по сути, рецензию на книгу шотландского палеонтолога Дугала Диксона «После человека: зоология будущего» (книга была издана в 1981-ом сразу в Лондоне, Торонто, Сиднее, Нью-Йорке и Гранаде и практически сразу стала бестселлером).
Автор книги, ученый и художник, попробовал представить себе и даже нарисовать, как будут выглядеть, по его мнению, животные отдаленного будущего — будущего, в котором от человека не осталось и следа. Написанная суховатым, научным языком, книга читалась, тем не менее, как захватывающий фантастический роман.
Сразу было видно, что у Дугала Диксона все в порядке с воображением. Во всяком случае, он весьма наглядно описал планету будущего (Африка, Евразия, Северная Америка и Австралия, соединенные в гигантский суперконтинент; отколовшийся от восточного побережья Африки громадный кусок, отползший в Тихий океан и образовавший остров Лемурию; выросший из-под воды в самом центре Тихого океана мегаостров Батавия; и так далее), а также и населяющий ее животный мир, продукт продолженной в будущее эволюции.
От цветных, мастерски исполненных иллюстраций голова шла кругом — такого обилия разнообразнейших и причудливых форм не увидишь ни в горячечном бреду, ни в голливудском фантастическом блокбастере. Все эти «кролиды», «крысогепарды» и «крысоволки», «вакки», «долотоголовы», «стригры», «пустынные игольщики» и двуногие «плавниковые ящерицы»… «Летышка», являющая собой помесь мартышки и белки-летяги…
«Щелеспинная антилопа», смахивающая на современную нам канну, но с высоким костистым гребнем вдоль спины, в щели этого гребня устраивают свои гнезда певчие птахи… «Крысоморжи», занявшие в морях место вымерших ластоногих… Гигантские пингвины «вортексы», заменившие в океанах исчезнувших китов… Особенно же впечатлил меня Night Stalker — крупный хищник, потомок летучей мыши, существо с ногоподобными передними конечностями и рукообразными задними, с огромными кожистыми ушами и острозубой пастью (по мнению Диксона, «ночные сталкеры» будут обитать на гигантском острове Батавия)…
Но, как бы невероятно ни выглядели все эти твари, Дугал Диксон, надо заметить, не высасывал их из пальца и не брал, что называется, с потолка; созданные его воображением животные строго соответствовали современным понятиям о развитии органического мира — то есть, были в достаточной степени научны. Так вот, мы, студенты, яростно обсуждали эту книгу, страсти вокруг нее то утихали, то вспыхивали с новой силой.
Позднее рецензии на «Зоологию будущего» опубликовали и «Вокруг света», и «Знание-сила», массовые научно-популярные журналы; кстати, некоторые советские ученые весьма ядовито отзывались о книге Диксона, полагая, что с точки зрения эволюции появление таких животных в будущем совершенно невозможно (особенно измывались над «ночным сталкером», у которого руки выполняли роль ног и наоборот; но ведь, если вдуматься, у нынешних летучих мышей передние конечности служат для передвижения, а задние — для хватания; меня, кстати, очень поразило недавнее сообщение из Китая о свинье, родившейся без задних ног — она научилась ходить на передних ногах, ловко балансируя!).
И нами, студентами, вопрос ставился так: действительно ли Диксон сумел пророчески предвидеть пути дальнейшей эволюции животного мира, либо же все его выкладки следует рассматривать как беспочвенное фантазирование, и не более того? Я, любящий фантастику чуть ли не с младенчества, был, естественно, на стороне Диксона.
Восхищаясь его воображением, я считал, тем не менее, что он довольно точно продолжил в будущее тенденции эволюционного развития, и животные грядущих эпох будут выглядеть именно так (ну, или почти так…). Да и вообще я признавал за любым ученым право на фантазию! Сторонников Диксона среди нас набралось несколько человек; противников было гораздо больше. По мнению последних, шотландец напридумывал черт-те что, и проверить это никоим образом невозможно, поскольку никто из нас до этого отдаленного будущего все равно не доживет…
Я, чей ум не зашнурован, по словам Мефистофеля, в испанские сапоги, в сердцах обвинил своих оппонентов в косности мышления и в отсутствии здорового воображения (да еще и процитировал слова Ленина: «фантазия есть качество величайшей ценности»). Оппоненты обозвали меня «безответственным фантазером», которого и близко нельзя подпускать к серьезной науке, и после этого дебаты стихли. (Правда, очень скоро в Клубе вспыхнули оживленные дискуссии по поводу романа Ивана Ефремова «Лезвие бритвы», выпущенного азербайджанским издательством; споры длились чуть ли не до ночи, и порой вахтерам приходилось выдворять нас из аудитории чуть ли не силой… Да, вот такие были времена).
Позднее Дугал Диксон проявился в нашей жизни еще раз: «Комсомольская правда» в одном из февральских номеров за 1989 год рассказала о следующей книге шотландского палеонтолога, «Новые динозавры» (она также стала бестселлером — нечастый случай для научно-популярного труда!). На сей раз Диксон задался таким вопросом: как бы выглядели динозавры, если бы не вымерли в свое время, а дожили бы до наших дней, продолжая развиваться в соответствии с законами эволюции? И снова — красочные иллюстрации.
И вновь — не голая фантазия, а вполне научный подход: Диксон заложил в компьютер данные об исходных параметрах всех известных науке динозавров и учел приспособляемость этих рептилий к изменениям в окружающей среде, которые произошли за все это время. Ученый заявил, что существа, основные данные которых выдал ему компьютер, можно считать вполне реальными; именно так бы и выглядели динозавры, доживи они до наших дней и развивайся бок о бок с млекопитающими и людьми… А в одном из лондонских музеев были выставлены несколько необычных муляжей — те самые «неодинозавры», изготовленные из пластика и резины. Диковинные, яркие…
По поводу этой книги мы уже не дискутировали. В 89-ом нас занимали дискуссии совсем иного рода — о Нагорном Карабахе, о самофинансировании науки, о судьбе Советского Союза… Позднее Дугал Диксон выпустил третью подобную книгу («Человек после человека: антропология будущего», с предисловием известного британского фантаста Брайана Олдисса), но я, каюсь, оставил этот его опус без внимания. Однако мне было известно, что Диксон принимал участие в создании канадского научно-популярного фильма «Дикое будущее» (2003 год) — очередной попытки предсказать, как будет выглядеть флора и фауна Земли через 5, 100 и 200 миллионов лет, попытки, на этот раз предпринятой с помощью кинематографа и с широким применением компьютерной графики.
Согласно прогнозам американских, канадских и германских ученых, через 5 миллионов лет на Земле наступит очередной ледниковый период, и по европейской тундре будут бродить клыкастые «снегозвери», а по засушливым саваннам, что раскинутся на месте нынешней амазонской сельвы — бегать гигантские хищные птицы «каракиллеры»… Через 100 миллионов лет стодвадцатитонный потомок черепах — «торатон» — будет топтать болотистые равнины Бенгалии, а в лесах Антарктиды заведутся «жуки-огнеплюи»…
Через 200 миллионов лет рыбы станут порхать в ветвях деревьев, появятся «древесные осьминоги», ловкие, как обезьяны, а сухопутные «мегакальмары» (величиной со слона) облюбуют густые хвойные леса, поливаемые бесконечными ливнями… Но не через 200, ни через 100, ни даже через 5 миллионов лет на Земле не будет, увы, человека. По мысли создателей фильма (среди которых, напомню, был и Дугал Диксон) нашу планету заселят чудовища, которых породит эволюция грядущего — это и термиты с зачатками разума, строители настоящих крепостей, и крупные прыгающие улитки, и птицы, приспособившиеся жить под водой, и многие другие… Авторы удивительного проекта позволили зрителям увидеть чудовищ грядущих эпох практически «живьем».
Суперреалистическая компьютерная анимация создала полную иллюзию захватывающего путешествия во Времени… Так ли уж невозможны твари будущего, придуманные (или рассчитанные) Диксоном? Не думаю. Формы жизни бывают необыкновенно разнообразными. Бывают и были: огромнейшее число видов животных вымерло, и то, что мы видим вокруг себя — это ничтожная часть фауны планеты Земля, капля в море…
В мезозое существовали всевозможные динозавры, иногда столь причудливого вида, что какая-нибудь вымышленная «вакка» не покажется рядом с ними чем-то из ряда вон выходящим. А в эоцене-олигоцене кайнозойской эры обитало столько слонов и носорогов с разным количеством бивней и рогов самой разной формы, что их вряд ли переплюнут «гроаты», «шлемороги» и «гигантилопы» Диксона со всякими чудовищными наростами на башке и на морде… Нет, тут у меня никаких претензий к автору нет.
А вот что касается прогнозирования… Я твердо уверен в том, что никакое сколь-нибудь точное прогнозирование эволюционного процесса невозможно в принципе. Потому что мы, прогнозируя что-либо, опираемся на факторы, которые можем предусмотреть, но часто забываем о том, что в будущем могут возникнуть и совершенно непредвиденные факторы, которые легко сломают все наши прогнозы. Тот же Дугал Диксон в книге «Новые динозавры» сказал: «Если бы не катастрофа, вызвавшая массовую гибель всех динозавров, эволюционные процессы вполне бы могли дать «разум» одному из многочисленных видов древних ящеров… и тогда вообще не могло бы возникнуть ни человека, ни человеческой цивилизации»… И это действительно так.
Как показывают новейшие палеонтологические находки, перед самым вымиранием динозавров на Земле уже появился особый вид двуногих ящеров ростом с человека и со свободными передними конечностями. Мозжечок и продолговатый мозг этих ящеров сопоставим с таковыми у человека. И если бы этот вид не вымер вместе с остальными динозаврами, то он, по мнению специалистов, смог бы дать начало разумным существам на Земле! Вместо человека! Но попробуйте представить себе какую-нибудь мезозойскую ящерицу, наделенную разумом, которая сидит под папоротником и пытается спрогнозировать ход развития эволюции на ближайшие 100 миллионов лет!
Разумеется, эта мыслящая ящерица видит будущее исключительно за динозаврами, и ей невдомек, что очень скоро все царство динозавров сгинет без следа и на арену выйдут млекопитающие, в настоящее время боязливо шмыгающие под кустами, постепенно дойдет дело и до приматов, а уж одна из ветвей приматов даст начало Человеку Разумному, который неузнаваемо и необратимо изменит лик планеты….
Разве могла эта гипотетическая мыслящая ящерица предусмотреть исчезновение динозавров — исчезновение, причины которого до сих пор не могут сколь-нибудь правдоподобно объяснить?! А мы — разве мы можем предусмотреть в своих прогнозах все?
Да у нас же воображения для этого недостанет! Палеонтологию, изучающую вымерших животных, я в шутку называю «гаданием на костях». А попытки предугадать дальнейшую эволюцию животного мира — это, пожалуй, гадание на бобах, и попрошу на меня не обижаться…