НУРАНИ
В предвыборной Армении разгорается громкий скандал. Как сообщила газета «Жаманак», здание Академии ОДКБ по адресу: ул. Мхитара Гераци, 2а, строительство которой начал Артур Багдасарян еще в то время, когда он занимал пост секретаря Совета национальной безопасности Армении, как выясняется, зарегистрировано на самого Багдасаряна и бывшего генсекретаря ОДКБ Николая Бордюжу. А ОДКБ не имеет никаких прав на эту территорию.
«Это здание, одно из построенных в Ереване в 1963 году прошлого века единичных сооружений, спроектированная архитектором Марком Григоряном школа N72 имени Грачья Ачаряна, считалось историко-культурным памятником. Однако из-за халатности во время строительных работ фасад, который по проекту предусматривалось сохранить, полностью разрушился. Здание школы решением мэрии Еревана было передано в безвозмездное владение «Академии ОДКБ» в 2013 году, однако в неизвестных обстоятельствах оно оформлено на имена Артура Багдасаряна и Николая Бордюжи», — поясняет издание.
История и впрямь детективная. Напомним: о создании в Армении «Академии ОДКБ» заговорили еще в 2013 году. Правда, что именно собирались там создавать, ясности нет. 29 января 2013 года, как помпезно указывалось на сайте ОДКБ, генсек ОДКБ Николай Бордюжа и секретарь Совета национальной безопасности Республики Армения Артур Багдасарян подписали в Ереване Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания в Армении фонда «Академия ОДКБ».
Как заявлял тогда Бордюжа, «Академия» является информационно-аналитическим центром и центром по подготовке специалистов и политологов по проблеме функционирования ОДКБ.
«Это наш научно-образовательный и аналитический центр, который позволит, с одной стороны, готовить представителей государств в сфере коллективной безопасности, с другой, — разрабатывать некоторые проблемы, выработать рекомендации по их ликвидации, а с третьей, — доводить информацию о том, что делает организация по обеспечению безопасности входящих в нее государств»,- рассуждал он.
«В «Академии» будут обучаться не только представители стран ОДКБ, но и европейских стран, чтобы можно было проинформировать их об осуществляемой ОДКБ деятельности в сфере безопасности», — подчеркнул Николай Бордюжа. Артур Багдасарян, в свою очередь, отмечал, что Академия будет именно в Армении, и делился планами: «Мы планируем, что «Академия ОДКБ» начнет работу в этом году через несколько месяцев. Сейчас решается ряд организационных вопросов. Это будет серьезный аналитический центр».
Здесь, правда, эксперты начали задавать вопросы: так чем же будет заниматься новая «Академия»? Это будет полноценное учебное заведение с военным уклоном? Или же создается в Армении очередная структура вроде «Института стран СНГ» Константина Затулина, но уже под «зонтиком» ОДКБ? Подозрения усилились, когда со стороны РФ учредителем оказался созданный при МИД РФ Фонд поддержки публичной дипломатии имени А. М. Горчакова, а одним из спонсоров выступили некоммерческий «Институт ОДКБ» и еще несколько похожих организаций.
Тем временем здание было разрушено, а в мае 2014 года обвалился фасад здания, который изначально планировалось сохранить. А сама «Академия» так и не заработала. Более того, в 2015 году проект вообще приказал долго жить. Как уныло констатировал сайт PanARMENIAN, генеральный секретарь организации Николай Бордюжа сообщил: деятельность по созданию «Академии ОДКБ» в Ереване в настоящее время прекращена. По его словам, идею создания «Академии ОДКБ» поддержало высшее руководство Республики Армении, но вот при этом «не все государства-члены ОДКБ поддержали предложение о создании «Академии ОДКБ».
Кроме того, возникли трудности с финансированием работ по реализации проекта. В этой связи в 2014 году по согласованию с руководством Республики Армения секретариат ОДКБ приостановил работу над этим проектом», — признал Бордюжа. А затем подвел невеселые итоги: «В настоящее время вся деятельность по созданию «Академии ОДКБ» прекращена». Причем уже тогда начальник управления по связям с общественностью мэрии Еревана Артур Геворкян сообщил PanARMENIAN.Net, что переданное под «Академию ОДКБ» здание является частной собственностью, мэрия не владеет информацией о будущем здания и территории. Словом, под соусом разговоров о «сотрудничестве в рамках ОДКБ территорию и здание банально приватизировали.
Впрочем, если приватизируют здание, это еще полбеды. Хуже, если так же изящно и непринужденно «приватизируют» внешнюю политику целой страны. Точнее, ее главный ресурс. В случае с Арменией это ее зарубежная диаспора. В частности, научный руководитель Института востоковедения, академик РАН Виталий Наумкин в кулуарах сессии Международного дискуссионного клуба «Валдай» со знанием дела заявил журналистам: «За пределами Армении живет армян почти в три раза больше, чем в Армении. Так, в России живут более двух миллионов армян, в США — то же самое. Поэтому армянские диаспоры являются очень мощной силой».
После чего поделился планами: по его словам, хотелось бы рассматривать диаспоры как определенный резерв влияния, силы, которая могла бы быть полезна для развития экономического сотрудничества стран ЕАЭС, повышения уровня безопасности, налаживания взаимопонимания с теми обществами, в которых есть армянская диаспора. И добавил: «В условиях непростых отношений между США и Россией армянская диаспора может позитивно влиять на то, чтобы наладить сотрудничество между США и Россией по выгодным для обеих стран направлениям. Хотелось бы, чтобы армянские диаспоры помогали нам жить спокойно и мирно».
«В переводе»: у Москвы на армянскую диаспору наличествуют большие планы. Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Армянские каналы Кремль использовал и использует еще со второй половины шестидесятых годов. Но теперь, судя по всему, эта политика получила второе дыхание, прежде всего в такой чувствительной сфере, как политика России на Ближнем Востоке.
Возможно, конечно, что пространный репортаж «Вестей недели» из Алеппо, посвященный исключительно армянской общине этого города, связан исключительно с предвыборными играми в Армении, где Москва всеми силами стремится оказать поддержку пророссийскому флангу на армянском политическом поле. Только вот дело не ограничивается этим репортажем. Министр обороны Армении Виген Саркисян сообщил в своем нашумевшем интервью RT, что Армения является единственной страной, консульство которой в Алеппо продолжает свою работу.
«Ближний Восток традиционно был домом для огромной армянской диаспоры. То, что происходит сегодня в Сирии, не может не беспокоить каждого армянина. В Алеппо до сих пор существует одна из крупнейших армянских диаспор. Армения является единственной страной, консульство которой в Алеппо продолжает работу», — цитирует Саркисяна Russia Today. Теперь же стало известно и другое.
Правительство Армении на заседании одобрило проект указа президента Армении об открытии генерального консульства республики в иракском городе Эрбиль, передают «Новости Армении». Как указывается, открытие генконсульства будет способствовать развитию эффективного двустороннего сотрудничества. «В течение последних 5-6 лет в отношениях Республики Армения и Республики Ирак зарегистрирован существенный прогресс», — отмечается в обосновании.
Так, состоялись заседания армяно-иракской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству, бизнес-форумы, с каждым годом растет товарооборот, в туристические сезоны открываются прямые авиарейсы Багдад-Эрбиль-Ереван. Президент Армении Серж Саргсян сегодня, 13 марта, подписал указ о создании генерального консульства Республики Армения в иракском городе Эрбиль, о чем сообщила пресс-служба главы армянского государства.
«В городе Эрбиль Ирака создать генеральное консульство Армении, включив в консульский регион Курдистан (Эрбиль, Сулеймания, Дохук)», — говорится в сообщении. «Точка» выбрана с подтекстом: Эрбиль — традиционный центр Иракского Курдистана. А курдскую карту сегодня активно разыгрывает на Ближнем Востоке уже не Армения, у которой на это банально нет силенок, а Россия.
Не говоря о том, что еще с середины «нулевых» в армянской среде весьма бойко обсуждаются планы создания «христианской автономии» на севере Ирака и Сирии.
И если учесть, что нынешний масштабный кризис на Ближнем Востоке многие восприняли как шанс на перекройку границ, то планы по созданию «христианской автономии» могут заинтересовать не только ереванских любителей порассуждать о политике. И на этом фоне «ближневосточные» планы Еревана на фоне усиливающейся зависимости этой страны от России получают уже совершенно другое прочтение.