Камран БЕХБУДОВ, доктор философии по праву, Институт философии и права НАНА ([email protected])
Поднять Ходжалинский геноцид на уровне международных правовых инстанций трудно по формальным основаниям. Например, к ООН Азербайджан и Армения присоединились 2 марта 1992 года, уже после Ходжалинских событий, ратифицировали Европейскую конвенцию в 2002 и 2003 годах соответственно.
Если в Декларации независимости Азербайджана говорится о признании норм ООН, то в такой же декларации Армении об этом нет ни слова. При ратификации конвенций ООН Азербайджан отказался от ответственности за соблюдение прав человека на территории нагорно-карабахского конфликта, в то время, как Армения эту ответственность на себя не взяла. Римский статут Международного уголовного суда тоже действует лишь с 2002 года, лишь после его ратификации и вступления в силу на территории страны-ответчика.
Международный суд ООН не имеет юрисдикции преследовать отдельных личностей и разбирает лишь межгосударственные споры. Однако со времен Нюрнбергского трибунала принято считать, что военные преступления не имеют срока давности. С 1968 года это правило оформлено Конвенцией ООН о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества. Как показывает практика Европейского суда по правам человека, на такого рода преступления ретроактивно распространяется законодательство, принятое уже после того, как событие совершилось.
В качестве примера можно привести случаи, когда уже после распада СССР бывших советских военнослужащих осуждали за жестокость, проявленную в Прибалтике в 1940-50-х годах. Например, дело Кононова против Латвии. То же наблюдаем и в решениях о приемлемости жалоб поляков против России о расследовании расстрела польских офицеров в Катыни в 1940 году, по «Забужским делам» о массовых депортациях поляков из западных регионов СССР в 1945-46 годах. и т.п.
Поэтому, в принципе, возможно создание международного трибунала по Карабаху наподобие того, который создан в Гааге по событиям в бывшей Югославии. Но для этого нужен мандат Совета Безопасности ООН. Среди постоянных членов СБ есть и союзники Армении, и достаточно кому-нибудь из них, например, России, наложить вето, чтобы решение не прошло, и надо понимать, что такой трибунал не может быть создан для расследования и наказания лишь преступлений одной из сторон.
Возможны и встречные претензии со стороны Армении, которые тоже подпадут под юрисдикцию такого трибунала. Например, трибунал по Югославии на сегодня провел не только 92 процесса против сербов, но и 33 суда против хорватов, 8 против косовских албанцев, 7 против боснийских мусульман и 2 против македонцев. Привлечь к ответственности виновников возможно, если на них будет открыта настоящая охота, как в свое время у израильтян против исполнителей Холокоста. Здесь даже не нужен Интерпол — достаточно и двустороннего договора о взаимной помощи с конкретной страной.
И самое главное — политическая договоренность в верхах с руководством той страны, которая должна выслать преступника. Большинство воспоминаний ходжалинцев, документов по трагедии в Ходжалы доступно лишь на азербайджанском. До кого мы в таком случае донесем нашу правду? И удивительно ли в таком случае, что так мало стран признали резню в Ходжалы актом геноцида, военным преступлением? А ведь без международного признания трагедии в Ходжалы едва ли можно рассчитывать на успех в голосовании в ООН.
На днях заместитель министра иностранных дел Азербайджана Халаф Халафов заявил, что для дачи Ходжалинскому геноциду политической и правовой оценки, а также привлечения преступников к ответственности нужно применить правовые механизмы. Замминистра сказал, что для этого очень важно сотрудничество с международными структурами.
Важно создать трибунал, состоящие из известных юристов военные механизмы, чтобы совершившие одно из самых страшных преступлений конца XX века лица предстали перед судом и были привлечены к ответственности. Потому что это всегда должно заставлять людей задуматься о том, что советь человечества должна быть очищена. Единственный способ очистить совесть — в обязательном порядке наказать совершившие это преступление международные организации, военных и террористов.
Мы знаем, что большинство виновников этого преступления сегодня занимаются политикой, стоят во главе военного режима Армении, поэтому работа в этом направлении будет продолжаться и впредь.
Думаю, что каждый гражданин Азербайджана, каждый, в чьих венах течет азербайджанская кровь, должен внести вклад в это дело. Мы должны хотя бы осведомить мир о том, что в отношении азербайджанского народа совершено страшное преступление, и его виновники все еще не привлечены к ответственности. Каждый должен выполнить свой долг в связи с этим. Между тем руководитель делегации Азербайджана в ПА Евронест, председатель комитета Милли меджлиса по вопросам молодежи и спорта Фуад Мурадов направил обращение новому руководству Европейского парламента в связи с геноцидом в Ходжалы.
В обращении говорится о геноциде, совершенном против азербайджанского народа армянами, и о том, что это самое кровавое преступление, совершенное армянами на территории Азербайджана.
В конце обращения просьба руководству Европейского парламента дать политико-правовую оценку геноциду в Ходжалы. Этот шаг создаст почву для того, чтобы в будущем не повторялись подобные преступления.