За рубежом

Турецкая дипломатия и «голландская болезнь»

recep-tayip-erdoganНУРАНИ

Еще накануне едва ли не главной международной новостью эксперты считали переговоры Путина и Эрдогана в Москве. Сегодня в центре внимания — кризис в отношениях Турции и Нидерландов, в который втягиваются и другие европейские страны.

Напомним: 16 апреля в Турции пройдет референдум, на который вынесены поправки в конституцию страны. Они предусматривают переход от парламентской к президентской форме правления, усиливающие полномочия действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана.

Еще недавно турецкий лидер был уверен, что с легкостью выиграет плебисцит. Но сегодня, как констатирует, в частности, российская «Новая газета», «совсем не очевидно, что исход референдума однозначно предрешен в пользу Эрдогана. Проведенные за последний месяц опросы общественного мнения показали примерное равновесие сил между сторонниками и противниками сильной президентской власти. Также против Эрдогана играет совсем неблагостная ситуации в экономике. Инфляция в феврале составила более десяти процентов. Из-за инвестиционного кризиса в строительстве и проблем в туристическом бизнесе безработица превысила 12%. Продолжает падать курс национальной валюты».

В этих условиях, указывает «Новая», «в Анкаре, опасаясь непредсказуемого результата апрельского плебисцита, очень рассчитывают на голоса зарубежной диаспоры, прежде всего, немецкой. Ведь в Германии насчитываются более 1,4 миллиона турецких избирателей, с которыми напрямую и через родственные связи ведется постоянная работа. В ходе прежних крупных избирательных кампаний стали обычной практикой визиты ведущих турецких политиков и госчиновников на немецкую землю.

В 2014 году сам Эрдоган агитировал этнических турок в Германии голосовать за него на президентских выборах. Официальный Берлин против этого не возражал». Однако теперь турецкие «предвыборные» визиты и митинги встретили у некоторых европейских правительств резкое неприятие. Сначала весьма острый кризис разгорелся в отношениях с Германией, где проживает одна из крупнейших турецких диаспор. Как напоминает, в частности, издание «Сегодня», еще «2 марта министру юстиции Турции Б.Боздагу было отказано в участии в митинге сторонников Р.Т.Эрдогана в городе Гаггенау, Германия, в то время, как за неделю до этого митинг оппозиции прошел в Берлине.

5 марта министру экономики ТР Н. Зейбекчи было отказано в участии в двух массовых мероприятиях в Кельне, и он был вынужден проводить свои встречи в ограниченном кругу сторонников в одном из отелей. 6 и 7 марта бывший министр энергетики Т. Йилдыз не смог выступить на двух митингах в городах Гросскроценбург и Нюрнберг, хотя позже ему все же удалось встретиться со сторонниками правящей в Турции АК-парти в одном из районов Франкфурта.

7 марта были отменены митинги в Гамбурге, на которых должен был выступить министр иностранных дел Турции М. Чавушоглу. В конечном итоге он был вынужден встречаться с активистами турецкой общины Гамбурга на территории генерального консульства ТР. 11 марта организаторы встречи министра социальной политики и по делам семьи ТР Ф. Кайя должны были изменить место проведения встречи в связи с противодействием властей Эссена». Именно тогда Реджеп Тайип Эрдоган обвинил власти ФРГ в применении «фашистских методов», что не на шутку разозлило официальный Берлин.

Как передает «Евроньюс», канцлер ФРГ Ангела Меркель рассказала об общих интересах и разногласиях с Анкарой. Выступая в бундестаге, Меркель раскритиковала Турцию за сравнение действий властей ФРГ с нацистскими практиками.

«Я хочу обратиться к людям с турецкими корнями. Как к тем, кто имеет гражданство ФРГ, так и к тем, кто живет с нами в течение многих лет. Эти люди — часть нашей страны», — сказала канцлер, отметив вклад выходцев из Турции в благосостояние Германии. «Мы хотим сделать все возможное, чтобы внутренние разногласия в Турции не дестабилизировали отношения как между общинами, так и в целом в нашем обществе», — цитирует ее общеевропейский телеканал.

Теперь же пальма первенства перешла к Нидерландам. Как передает РБК, о нежелательности проведения агитационных мероприятий в Нидерландах премьер-министр Марк Рютте заявил в начале марта: «Наша страна — это не место для предвыборных собраний других государств. Мы не будем участвовать в этом». 9 марта министр иностранных дел королевства Берт Кундерс повторил, что считает визит главы МИД Турции Чавуошглу, который собирался выступить в Роттердаме перед своими согражданами, несвоевременным и что МИД не будет оказывать ему поддержку.

Мэр Роттердама Ахмед Муталиб заявил, что митинг Чавушоглу угрожает безопасности. На соображения безопасности ссылались и другие представители властей Нидерландов, в том числе премьер-министр Марк Рютте, объясняя отказ турецким политикам в проведении митингов. «Подобные собрания могут привести к росту напряженности в обществе», — завил Рютте. Он также сослался на то, что организаторы общественных сборищ должны придерживаться правил. Однако Чавушоглу настаивал на том, что планы менять не собирается.

Несмотря на восемь телефонных звонков, Рютте и его турецкому коллеге Бинали Йылдырыму не удалось найти приемлемое решение. Самолету Чавушоглу не дали разрешения на посадку. Вместо него в Роттердам из Германии, но уже на автомобиле в субботу выехала министр по делам семьи и социальной политике Турции Фатма Бетюль Сайян Кайя. Полиция запретила ей выступить, блокировав вход в консульство Турции в Роттердаме.

Позже тем же днем министр была объявлена «нежелательным иностранцем», и в сопровождении голландской полиции отправилась обратно в Германию. К тому же акцию протеста этнических турок голландские власти разогнали весьма жестко. В ответ президент Турции Эрдоган назвал власти Нидерландов «фашистами» и предупредил: «Они обязательно заплатят, а также узнают, что такое дипломатия. Мы научим их международной дипломатии». Днем ранее президент Турции высказался еще более жестко: «Все они нацистские последыши, фашисты <…> Давите, сколько хотите, растите и кормите террористов в своей стране. Все это в итоге ударит по вам» (цитата по ТАСС).

В ответ мэр Роттердама Ахмед Абуталеб напомнил турецкому президенту, что занимает пост градоначальника «в стране, которую бомбили нацисты». Напомним: власти Турции уже не в первый раз обвиняют Нидерланды в потворстве террористической группировке РКК. Представители Турции также заявили, что посол Нидерландов «может не возвращаться» в Анкару из отпуска. Премьер Рютте выразил готовность к снижению напряженности в отношениях с Турцией. Однако, по его словам, если турки «пойдут на эскалацию, мы будем вынуждены ответить тем же».

Премьер Нидерландов также высказал желание как можно скорее встретиться с Йылдырымом. Турция — один из ведущих экономических партнеров королевства, напоминает РБК. Цитируют СМИ, в частности, «Росбалт», и новое заявление Эрдогана. Власти Нидерландов использовали отношения с Турцией в качестве инструмента накануне парламентских выборов. Голландия заплатит за это, подчеркнул президент Турции Реджеп Эрдоган, передает Hurriyet. «Если вы принесли в жертву свои отношения с Турцией ради выборов в среду, вы заплатите цену», — заявил он, а также подчеркнул, что турецкая сторона еще «не сделала все, что требуется».

Понятно и другое. В Нидерландах уже завтра пройдут выборы, где действующему премьер-министру предстоит бороться за голоса своих сограждан, в числе прочего, с «антииммигрантской» партией Герда Вилдерса, и на этом фоне «жесткая» позиция в отношении Турции — это для него верный способ оттянуть на себя часть электората. Тем более что за Вилдерса этнические турки голосовать точно не станут. Другой вопрос — отношения Анкары с европейскими партнерами, где и так накопилось изрядное количество «взрывного материала». В Турции уже несколько десятилетий добиваются членства в ЕС, и этот вопрос не продвинулся ни на шаг. В Анкаре не то чтобы совсем без оснований обвиняют страны Евросоюза в невыполнении своих обязательств и в «миграционном соглашении».

Как РИА «Новости», министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что соглашения с ЕС могут быть отменены, если Брюссель откажется от либерализации визового режима для граждан Турции. В интервью телеканалу CNN Turk министр сообщил, что Турция намерена представить окончательный текст документа Брюсселю.

«Или он весь будет выполнен, или он весь будет аннулирован, в том числе либерализация визового режима и соглашение по мигрантам», — отметил министр.

Напомним: еще в марте прошлого года главы государств и правительств стран- членов ЕС согласовали с Турцией совместный план по борьбе с миграционным кризисом. Он предусматривает, в частности, возвращение в Турцию всех нелегалов, прибывших в Грецию с турецкой территории, и прием Евросоюзом легальных мигрантов-сирийцев из Турции по принципу «один за одного». Предусматривали договоренности и безвизовый режим. Но если в Анкаре считали, что его введут одновременно с выполнением «миграционных» соглашений, то в Европе настаивали на выполнении других условий.

Эксперты, впрочем, уверены: до масштабного разрыва дело дойдет вряд ли. «Российская газета» приводит выдержки из европейских СМИ: «Как утверждает немецкая Tagesspiegel, резкие, на грани фола выпады Эрдогана в отношении европейских столиц, ставят целью провести мобилизацию его сторонников. Согласно соцопросам, разница между противниками дальнейшего усиления власти турецкого президента и сторонниками этого шага на референдуме, если бы тот состоялся сегодня, составила бы всего несколько процентов. Поэтому для официальной Анкары крайне важно привлечь на свою сторону живущих в Европе турок.

В Евросоюзе, напротив, рассчитывают, что Эрдоган потерпит на референдуме поражение, и под благовидными, и не только, предлогами стремятся помешать его министрам вести агитацию в Старом Свете. «Пока референдум не состоится, с «главным турком» невозможно будет вести разумный диалог», — приводит Tagesspiegel мнение источников в немецких властных кругах. Геополитические причины, по которым руководство единой Европы намеренно пошло на обострение в отношениях с Анкарой, сформулировала французская «Монд».

По мнению издания, причиной всему стала «стратегическая смена позиции «Малой Азии» во внешней политике — отдаление от Запада и сближение с Москвой». Так что действия Нидерландов, Германии и Австрии, использующих дипломатические рычаги, чтобы помешать Эрдогану расширить свои полномочия с помощью референдума, логично вписываются в концепцию «санкционной политики», проводимой Брюсселем в отношении не нравящихся им государств.

Тем не менее, как считает Die Welt, вопрос о введении политических или экономических ограничительных мер между Евросоюзом и Анкарой на данный момент не стоит в повестке дня, несмотря на унижение, которому подверглись в Европе официальные лица Турции».