О.БУЛАНОВА
Многие любят путешествовать по Азербайджану зимой и ранней весной. Ваша покорная слуга относится как раз к таким людям. Как это ни странно, но в это время года все краски заметнее! Летняя зелень не закрывает многоцветье скал, не мешает взгляду проникать в самые дальние уголки. Тонкие голые веточки, словно тушью на стекле нарисованные, не скрывают всю красоту пейзажа, а наоборот — подчеркивают.
Одно из мест, которые стоит посмотреть, когда еще лежит снег, — это знаменитая крепость Чирах Гала. Находится она примерно в 20-25 км к югу от Шабрана близ селения Гала-алты на высоте 1232 м, однако добраться до нее очень нелегко: петляющая горная дорога мало напоминает удобное шоссе. Именно труднодоступность Чирах Гала является основной причиной довольно редкой посещаемости этой достопримечательности, хотя эта крепость — одна из наиболее сохранившихся на территории нашей страны крепостей времен Кавказской Албании.
Мое первое путешествие к этой крепости состоялось поздней весной несколько лет назад, и сейчас можно сказать, что зимой дорога, как ни странно, легче: снежный покров (если он, конечно, не обледенел) дает лучшее сцепление с колесами и скрывает многочисленные выбоины проселочной дороги. Но ехать туда все равно нужно либо на внедорожнике — другая машина финальные километры пути по той самой проселочной дороге просто не одолеет. Если своего внедорожника нет, следует доехать на общественном транспорте до Шабрана, а там взять такси — но опять же внедорожник (если найдется таковой), либо купить в Баку экскурсию.
Последний вариант в данном случае предпочтительнее. Цены на экскурсии самые разные: в турфирмах дороже, у частных экскурсоводов — дешевле. Такие группы в Баку собираются в каждые выходные и в каждый праздник и отправляются по заранее объявленному маршруту. Другой вариант добраться до Чирах Гала — это доехать сначала до Сиазани: крепость расположена примерно в 18 км к западу от этого города.
Топоним «Сиазань» восходит к словам на татском языке «сийя» — черный и «зань» — «женщина». До 1954 г. Сиазань являлся поселком под названием Кызыл-Бурун («Красный нос»). Кстати, о татах я писала в очерке, посвященном путешествию в Хызы. Нынешнее путешествие — приблизительно в ту же сторону, но вы сами убедитесь, насколько отличается природа там и здесь. Дорога до Чирах Гала красива необычайно! Особенно в той ее части, которая идет от Шабрана (или Сиазани).
Горы здесь, правда, невысокие, но какие-то акварельные, нежные, и каждый километр пути вас будут радовать новые виды теперь уже весенней природы, хотя снег здесь будет лежать видимо, еще какое-то время. Однако, какими бы невысокими не были горы, крепость реет над ними, и создается ощущение, что находится она необычайно высоко и расположена в совершенно недоступном месте.
Такое же, наверное, ощущение складывалось у многочисленных завоевателей, на протяжении веков пытавшихся поработить этот край. Во время пути можно сделать потрясающие фотографии реющей в облаках крепости, с каждым поворотом дороги приближающаяся и предстающей в новых ракурсах. Непосредственно перед финальным подъемом можно остановиться и перекусить в ресторанчике базы отдыха, бывшей, видимо, когда-то санаторием или турбазой — там еще годов, наверное, с 50-х, сохранилось непонятное, но очень живописное строение.
Похоже, что это навершие над источником. Кормят в ресторанчике вкусно и дешево. Как он называется — не запомнила, но проехать мимо невозможно. Еще один немаловажный момент — внутри тепло. Следует помнить, что на каком бы транспорте вы ни отправились к крепости, последние километры придется пройти пешком. Не потому что дорога плохая, а потому, что она узкая и крутая.
Эта, крайне живописная, тропа, идущая сквозь лес, совершенно неутомительна, хотя и идет в гору. Неутомительна еще и потому, что вы будете всю дорогу останавливаться — чтобы сфотографировать потрясающие панорамы, которые за счет отсутствия листы на деревьях ничто не загораживает, как летом. Когда вы дойдете до крепости, то будете поражены одним интересным эффектом: вблизи Чирах Гала будет вам казаться гораздо меньше, чем с дороги. Такой же точно эффект наблюдается в Баку при подходе к Башням Огня. Ну, небоскребы, ну, высокие. Но вовсе не такие высокие, какими кажутся с Приморского бульвара.
Видимо, этот эффект искажения перспективы был известен и древним зодчим, которые строили башню в надежде поразить воображение своими кажущимися колоссальными размерами. А вот чье воображение они хотели поразить? Захватчиков или кого другого?.. Считается, что Чирах Гала была построена в IV-VI вв. н.э., хотя последние исследования могут позволить «состарить» ее еще на несколько веков.
Другие же исследователи утверждают, что крепость, наоборот, несколько моложе, и объясняют это тем, что первые упоминания о ней связаны с арабскими именами. А арабы появились на территории современного Азербайджана лишь в VII в. н.э., так что когда точно она была построена — неизвестно, и выяснить это вряд ли удастся. Но все историки сходятся в одном: крепость была построена как дозорно-смотровое и оборонительное сооружение.
Во времена Кавказской Албании сложилась целая сеть таких крепостей, и Чирах Гала входила в эту сеть наряду с Бешбармагской и Дербентской. Правда, среди ученых можно встретить мнение, что Чирах Гала не имела оборонительных задач и являлась исключительно дозорно-смотровой. Они аргументируют это тем, что с крепости прекрасно просматриваются все окрестности Самур-дивичинской низменности во все стороны, километров на 30, а штурмовать крепость никому бы в голову не пришло — учитывая высоту, на которой она возведена, и весьма затруднительный к ней подход.
Однако с этим мнением трудно согласиться, если призвать на помощь логику и рассмотреть крепость внимательно. Она слишком мощная, у нее очень толстые стены, огромный донжон с бойницами. И это однозначно говорит о том, что обитатели крепости не занимались только наблюдениями за окрестностями. Укрепления на подступах к крепости говорят о том же. Так что крепость, скорее всего, несла в себе несколько функций.
Мнение, что Чирах Гала была оборонительным сооружением, высказывает и доктор архитектуры Давуд Ахундов. В своем труде «Каспийские (Албанское) ворота» пишет, что между Каспийским морем и горами Кавказа проходил проход — Каспийские ворота, служивший с древнейших времен караванным путем для народов многих стран древнего Востока. Но по этому прибрежному проходу двигались не только торговые караваны — с его помощью из Восточной Европы пытались прорваться и полчища воинственных кочевников, стремившихся к Абшерону и плодородным почвам Кура-Аразского двуречья, а также в сопредельные страны Передней Азии.
В другом своем труде — «Генезис архитектуры Кавказской Албании и критика фальсификаторов» — Д.Ахундов пишет, что «На прикаспийской низменности для защиты от нашествия северных кочевников были возведены оборонительные сооружения. Первой были стены Дербентской крепости, которые двумя рядами перегораживали всю приморскую низменность и уходили на сорок километров в горы. Вторые заграждения начинались от крепости Чирах Гала.
Третьи стены шли от крепости Бешбармаг, которые, как и предыдущие, загораживали всю низменность и далеко уходили в море». Если окинуть мысленным взором эти укрепления, то придешь к неизбежному выводу, что Кавказская Албания была могущественнейшим государством, хоть и просуществовала недолго — всего несколько веков. Только на возведение укреплений крепости Чирах Гала ушло более полутора миллионов кубических метров кладки. Остатки этих сооружений видны, если посмотреть в высоты крепости на окрестности.
Зимой, кстати, они видны значительно лучше. Подобраться к ним весьма трудно, если только вы не обладаете навыками скалолазания или не являетесь спортивными молодыми людьми. Зато можно спокойно подойти к самой крепости. Согласно историческим исследованиям, в древности она имела 13 башен, 12 из которых были ложными, т.е. не имели внутри пустого пространства. До наших дней сохранилась главная, тринадцатая башня, с пустым пространством внутри.
Еще сохранилась часть стены, которая уходит в западном направлении (называется Шабранской или Ширванской), и находящаяся рядом водяная цистерна, крытая коробообразным сводом. До сих пор она наполняется свежей водой. Огромный интерес вызывает и топоним «Чирах Гала». «Гала» — понятно, это «крепость», «башня». А что такое «чирах» («чирак»)? Не имеет ли это отношение к тюркскому слову «ученик, подмастерье»? Но где крепость — и где подмастерье?! Скорее всего, «чирах» в данном случае «лампа». Надо сказать, что не только в тюркских языках, но и ромеев и урумов слово «чирах» означает «светильник», «свеча», «лампада», «лампа».
Получается «Крепость-лампа» или «Крепость-светильник». (Это слово, кстати, перешло во многие языки. В Украине есть фамилия Чирах, в Армении — Чирахян, в Грузии — Чирахашвили.) Почему же эта крепость получила такое название? Кстати, во всех источниках, в которых она упоминается, указывается, что название это более позднее, а первоначальное название до нас не дошло. «Лампой» или «светильником» крепость стали называть в народе.
Что же послужило основой для такого названия? Может быть, то, что на вершине главной башни горели сигнальные огни? Возможно, что и горели. И, возможно, они на самом деле были сигнальными. А если не сигнальными, то какими? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отрешиться от устоявшихся исторических стереотипов и обратиться к современным исследованиям предназначения башен на Абшероне и по всей территории Азербайджана.
Все больше и больше сторонников находит гипотеза, что большинство из этих башен — вовсе не крепости и не дозорные башни, а… храмы. Храмы огня или храмы Солнца. Зороастризм на территории современного Азербайджана (а не только на Абшероне) был в свое время господствующей религией. Огни на храмах имели культовое символическое значение. Что, если допустить мысль, что Чирах Гала была изначально не оборонительным сооружение, а храмом? Что уже потом, когда зороастризм стал потихонечку сдавать позиции и на территории Кавказской Албании устанавливалось христианство, Чирах Гала стала именно оборонительной крепостью и была таковой до XVIII в.? И лишь в ее названии, закрепившемся в памяти народной, осталось воспоминание о ее изначальной сути?
Это, конечно, всего лишь версия. И она должна быть либо опровергнута, либо доказана. Но мне думается, что сделать это будет крайне сложно, потому что если уж события двадцатилетней давности искажены иной раз до неузнаваемости, что же говорить о событиях тысячелетней давности? Но если версия будет доказана, то возраст Чирах Гала автоматически увеличится — как и предполагают некоторые исследователи.
Под конец маленькое отступление. В Соединенных Штатах недалеко от Бирмингема есть городок Оберн (Auburn). В нем расположился местный университет. Логотип этого университета иллюстрирует данную статью. Что это, если не чирах?! Сколько я ни пыталась выяснить, откуда на логотипе американского университета «наша» лампа, мне это не удалось. Может быть, это символ светоча знаний?.. Кстати, французское слово auburn означает золотисто-каштановый. Лично мне этот цвет напоминает цвет огня. А вам?