Это интересно

Нечисть из фольклора — аборигены Земли?

О.БУЛАНОВА

Среди них лешие и домовые, русалки и водяные, гномы и великаны. Особенно богат фольклор на таких существ у различных славянских, финно-угорских и народов, обитающих в Сибири и на севере. Сегодня мы поговорим о наименее известных — шишигах, болотниках и бродниках.

Шишиги — по описаниям в самых разных сказках, мифах и эпосах — это «маленькие, горбатые существа, брюхатые, холодные, с сучковатыми руками». Название свое эта тварь получила за то, что волосы на голове у нее взъерошенные, стоят шишом, то есть кучей, ворохом. Считалось, что шишига ходит голой, с волосами, набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду, а также приносит беду пьяницам. Чем-то она похожа на водяного, но, в отличие от него, шишига обитает в камышах, предпочитая мелкие речушки и водоемы, при этом отличаясь «мелочностью своих пакостей».

По разным версиям, она является обитателем лесов либо водится в прудах, мелких речках или озерах, но излюбленным местом ее обитания являются все-таки заросли камыша. В славянском и финно-угорском фольклоре ее считают либо разновидностью кикимор или русалок, либо самостоятельным персонажем.

Шишига играет важную роль и в мифологии коми. Считалось, что иногда она вылезает из воды, и ее видели сидящей на крутом берегу Камы, над омутом, расчесывающей длинные черные волосы. Ею пугали и до сих пор пугают детей, предостерегая от купания в омутах: говорят, их «утащит шишига». Шишиг представляли в образе обнаженных женщин (иногда — горбатых), среднего роста с растрепанными волосами, которые они безуспешно расчесывали гребнем, а порой еще и с хвостом.

В частности, у А.М. Ремизова можно прочитать, что если шишига «накроет» человека хвостом, то он непременно пропадет, причем безвозвратно. Лесные шишиги нападают на людей, съедают и обгладывают косточки. Водяные — озорничают, подкрадываются к купающимся и начинают их щекотать, но могут и утащить с берега в воду. Увидевшему ее путнику предстояло вскоре утонуть или же умереть по какой-либо другой причине.

Впрочем, рассказывают и историю, которая не совсем вписывается в подобные предположения. Произошла она в республике Коми в конце 40-х годов прошлого века. Некий рыбак, выйдя однажды на берег озера, увидел шишигу, которая сидела на кочке и заплетала свои волосы в косу. Та, заметив мужика, нырнула в воду, а гребень, которым чесала волосы, оставила на той самой кочке. Рыбак подплыл к кочке на лодке, взял гребень и принес его к себе в избу. В тот же день, лишь только стемнело и все семейство улеглось спать, послышалось постукивание в дверь и голос шишиги, жалобно умолявший рыбака возвратить ей гребень. Рыбак отворил окно и выбросил гребень — схватив его, шишига исчезла. Никаких неприятных последствий для героя этой истории — согласно документам — не было.

На Самарской Луке старожилы и сейчас говорят, что шишиги охотно поселяются под мостками на реке Аскуле. Примечательно, что тамошний дух особенно не любит пьяных, и если кто-то из местных жителей, будучи «под градусом», решится отправиться к берегу, то пропадет. Помимо этого, шишиги наказывают людей за хулиганство. Рассказывают историю о том, как подвыпившая компания молодежи из села Печорка (Республика Коми), погоняв на мотоциклах кошек, отправилась на шашлыки и, за недостатком дров, разворотила колодец в соседнем селе.

Но потом, возвращаясь домой, все были до смерти напуганы представившейся на пути нагой женщиной безобразного вида и спешно ретировались. Иногда шишигой называли русалку, которая выглядела как старуха с зелеными волосами и щекотала любителей купания. Днем эта нечисть не опасна, при солнечном свете она отсыпается после ночных проказ. С наступлением же сумерек она начинает проявлять активность и выискивать жертв либо на берегу, либо в лесу, дабы утащить на дно водоема.

Шишигу, похожую на кикимору-пустодомку, представляли ряженые во время Святок: ее изображали в бабьем сарафане, но без головного убора, с распущенными волосами; причем играть ее мог и в парень, одетый по-старушечьи, в лохмотьях, с горшком на голове вместо кокошника. Обильно представлена шишига и народных поговорках: «Да чтоб ее лешие в лесу удавили, чтоб шишиги в реке утопили»; «Ягабиха страшна шошычиха. Баба-яга та же шошычиха и есть»; «Шишига свадьбу играет» (чертова свадьба); «Вино жрут, как шишиги».

Другие малоизвестные широкому кругу персонажи из фольклора — это бродники и болотники. Если среди лесов и полей люди могли чувствовать себя относительно свободно, то болота с их трясинами и бездонными омутами оставались загадочными и непредсказуемыми. Человек, попавший в болото, подвергался смертельной опасности, причем исходила эта опасность не от неприятеля, с которым можно было бы сражаться, а от зловещего места и от его обитателей. Именно отсюда — страх перед трясинами, в которых, как считалось, непременно должны были селиться недобрые духи. В числе таких духов — бродники и болотники, живущие в совершенно непроходимых местах.

Некоторые исследователи полагают, что бродники — это духи воды, и кто-то даже видел их воочию, а кто-то считает их вполне материальными существами. Так или иначе, но вполне понятно, что бродники «отвечают» за броды, их охрану, порядок и чистоту. Если верить старинным преданиям и сказкам, они относятся к добрым существам.

Например, следят за маленькими детьми, когда те находятся вблизи их владений, и предотвращают несчастные случаи, если ребенок заиграется и зайдет слишком глубоко в воду. В этом случае бродники просто отпугнут его от опасного места шумным всплеском воды. Помогали они и воинам, предупреждая их о приближении врага. В отличие от бродников, болотники и болотницы считались воплощением нечистой силы, имея при этом внешность весьма неопределенную. Поэтому разные болотные жители в представлениях народа нередко смешивались с лешими, водяными, чертями и бесами.

По поверьям, собственно болотник (дух болотных топей) выглядит как седой старик с широким желтоватым (как болотная вода) лицом или как человек с длинными руками, покрытым серой шерстью телом и длинным крючковатым хвостом (по сути, это образ водяного беса или черта). У него голый живот и лягушачьи лапы, выпученные глаза, огромный рот и длинная борода, по которой стекает болотная жижа.

Свою бороду болотник отращивает годами и никогда не расплетает и не расчесывает, отчего она обычно грязная, свалявшаяся в колтун. Нередко болотника описывали так же, как водяного: например, в некоторых былинах он имеет вид старика, покрытого тиной, черного человека, одетого в болотные растения, и т.п. В целом болотника, даже более чем водяного, считали склонным к оборотничеству, полагая, что он может принять такой вид, какой захочет. Болотнику никогда не приписывали добрых поступков: он, как и бес, считался существом однозначно зловредным и очень опасным для людей, угодивших в его владения.

К примеру, считалось, что людей, идущих через болото, болотник часто пугает резкими звуками: вздыхает, булькает, утробно гукает и стонет, выдувает воздух пузырями, громко причмокивает и хлопает ладонями по воде. Кроме того, болотник часто устраивает ловушки для несведущих путников — укладывает на их дороге зеленую траву или корягу, бревно, под которым находится бездонная топь или трясина. Едва путник наступит на обманное место, оно тотчас ускользнет из-под ног, и человек бултыхнется в воду. Захохочет тогда болотник, обрадуется и за ногу дернет, чтобы человек по самую шею в болото погрузился.

Известно, что у болота, как говорят, хватка мертвая — чем больше дергаешься, тем глубже проваливаешься. В другой раз длинные лягушачьи руки ухватят заблудившегося человека и утащат его на дно. Вырваться из крепких объятий болотника очень непросто. Для этого человек должен обладать недюжинной силой, смелостью и спокойствием. Красные глаза болотника часто наливаются злобой и ненавистью к роду людскому, но за пределами болота его хозяин ничего не может сделать с человеком. По ночам болотники выпускают души детей, утонувших некрещеными, и тогда посреди топей перебегают-перемигиваются сине-белые бродячие огоньки. Помимо этого, они, по некоторым поверьям, порой специально заманивают людей к себе на болото, чтобы утопить их или, по крайней мере, заставить поплутать среди трясин.

Так, во многих местах считалось, что болотник в виде черного человека с фонарем в руках бродит по краю болота, освещая дорогу путникам. При этом сбивает их с пути и заводит в омут. Известно, что болотник обитает в своем подземном царстве с женой и детьми. Как издавна считали крестьяне, женой болотника становится дева, утонувшая в болоте. Оттого и называют ее по-разному — омутница, болотница, чертиха.

Как и русалок, болотниц нередко соотносили с покойниками; считалось, например, что в болотницу может превратиться унесенная нечистым духом девушка. Впрочем, некогда болотницу считали скорее духом, родственным бесихам и чертихам: в поверьях она иногда выступала как разновидность нечисти, по своему происхождению не имеющей никакого отношения к человеческому роду. Облик болотниц, как и облик русалок, отличался разнообразием, но в целом это были безобразные демонические существа, лохматые, черные, с большими отвислыми грудями, кривыми зубами, иногда — с хвостом, рожками, когтями и т.д.

Бытовали и другие представления: будто бы болотница бывает неописуемо прекрасна. Так, в былинах и рассказах ее, бывало, описывали как молодую бледнолицую девушку с зелеными или голубыми глазами, с волосами, всегда небрежно раскинутыми по плечам и убранными осокой и незабудками. Словом, необыкновенно красивый персонаж. Но от этого не менее опасный. Рассказывали, будто ходит она обычно обнаженной, а тело у нее тоже бледное, «в нем нет ни кровинки», почти прозрачное, полувоздушное и как бы светящееся, сияющее, оно «блестит и сквозит перед лучами месяца». Красоту болотницы, по народному убеждению, портят только ноги, так как они у нее гусиные, с перепонками. Или — по другой версии — лягушачьи, как у болотника.

Завидев человека, болотница начинает горько плакать, так что всякому хочется ее утешить. Но стоит сделать к ней хоть шаг по болоту, как тут же коварная злодейка набросится, задушит в объятиях и утащит в топь, в пучину. А иной раз она принимается звать к себе охотника или грибника — особенно если это мужчина, — обольщать, вечную любовь обещать или сокровища, на дне спрятанные.

И это не обман: считается, что болотник и болотница охраняют утопленные клады и сокровища от людского глаза. Болотница также способна обернуться рыбой, чтобы завлечь в трясину неосторожного рыбака или охотника. По ночам болотник и болотница зажигают яркие огни и ждут своих многочисленных родственников в гости. Ученые самых разных стран пытаются понять, какие именно существа послужили прообразами этих фольклорных персонажей.

Самые смелые предполагают, что когда-то Земля была заселена отнюдь не людьми, люди появились позже (как продукт Божественной деятельности или результат генетических экспериментов инопланетян — неважно). И вот эти-то аборигены нашей планеты и есть русалки, лешие, шишиги, болотники и прочая нечисть.