О.БУЛАНОВА
Наступает вечер, и улицы городов оказываются залитыми светом фонарей. Иногда таким ярким, что под ним можно даже читать, как, например, на бакинском Зимнем бульваре. Мы настолько привыкли к такому порядку вещей, что не задумываемся о том, как же обходились люди в тот период, когда еще не было изобретено освещение.
А обходились, что называется, своими силами: горящими факелами, которые носили слуги богатых горожан. Затем факелы обязали носить стражников, но и этого было недостаточно. Кроме того, факел при всей своей примитивности был не очень дешевым удовольствием, и горожане стали разжигать на перекрестках костры.
Эти костры либо складывались из дров, досок, даже пней и выглядели наподобие тех, которые появляются на улицах нашего города во вторники перед Новруз байрамы, либо разжигались в больших железных бочках. В зимнее время такие костры служили еще и как печки, особенно для многочисленных бездомных. Издавна было замечено, что наиболее сильный свет дает сжигание каких-либо смолистых пород дерева, природных смол, дерева, пропитанного маслом и воском.
С точки зрения химических свойств подобные материалы содержат больший процент углерода по массе, и при сгорании сажистые частицы углерода сильно раскаляются в пламени и излучают свет. Все это неизбежно приводило к пожарам, а также к задымлению городов, к ухудшению состава воздуха, который в средневековых городах и без этого оставлял желать лучшего. Плюс сажа, плюс копоть — все это было весьма серьезными побочными эффектами, так что костры нужного эффекта не давали, поэтому с наступлением темноты города, как правило, вымирали. Люди боялись темноты, ведь под ее покровом происходили и грабежи, и убийства.
Первую попытку хоть как-то осветить улицы предпринял в 1417 г. мэр Лондона Генри Бартон. По его распоряжению на улицах британской столицы в зимний период появились фонари, помогающие ориентироваться в непроглядной тьме. Спустя некоторое время французы также предприняли попытку осветить городские улицы. Но довольно оригинальным способом: в начале XVI столетия для освещения улиц Парижа жителей обязали ставить на окна, выходящие на улицы, собственные светильники. Весьма экономичный способ — если учесть, что казна государства ничуть не пострадала.
В 1667 г. вышел указ Людовика XIV об уличном освещении. В результате парижские улицы осветились множеством фонарей. Он приказал поставить на улицах огни в особых футлярах на деревянных столбах или прикрепить их на стенах домов. По легенде, именно благодаря этому указу царствование Людовика и назвали «блестящим». Более функциональная система уличного освещения была реализована в Амстердаме в 1668 г. по идее Яна ван дер Хейдена — известного художника, ставшего знаменитым еще при жизни благодаря разработке системы пожарной охраны.
Он, кстати, стал начальником пожарной охраны Амстердама. В XVII в. он был первым, кто предложил устанавливать специальные светильники уличного освещения. Целью реализации его идеи была защита людей от падения в каналы, которые в большинстве своем не имели ограждений, а также для облегчения работы пожарных. Тогда в качестве источников света использовались масляные фонари.
Через год после реализации проекта ван дер Хейдена уже ждала должность главного инспектора уличного освещения. Разработка художника использовалась в Амстердаме вплоть до 1840 г. Проект ван дер Хейдена предусматривал установку двух с половиной тысяч масляных фонарей, конструкция которых была разработана им самим. Конечно, этот проект не мог остаться незамеченным, и уже в 1682 г. голландский город Гронинген заказал триста фонарей конструкции ван дер Хейдена. Не отставала и заграница: в том же году городское освещение системы амстердамского новатора было введено в Берлине, а затем и в других европейских городах.
В Российской империи первым городом, где появились уличные фонари, стал Петербург. Случилось это 4 декабря 1706 г., в день празднования победы над шведами. По указанию Петра I на фасадах улиц, выходящих к Петропавловской крепости, в тот день были вывешены уличные фонари. В 1718 г. Петр издал указ об «освещении улиц города Санктпитербурха» (указ об освещении Москвы был подписан императрицей Анной Иоанновной лишь в 1730 г.).
Проект первого уличного масляного фонаря был разработан Жаном Леблоном, архитектором и «искусным техником многоразличных художеств, пользующимся большим значением во Франции». Осенью 1720 г. 4 полосатых красавца, изготовленных на Ямбургском стекольном заводе, были выставлены на набережной Невы возле Петровского Зимнего дворца. На деревянных столбах с белыми и голубыми полосками крепились на металлических прутьях застекленные светильники. Горело в них конопляное масло. Масляные фонари оказались живучими — они горели в Петербурге ежедневно в течение 130 лет.
Прямо скажем, света от них было немного. К тому же они норовили забрызгать прохожих горячими каплями масла. «Далее, ради Бога, далее от фонаря!» — читаем мы в повести Гоголя Невский проспект, — «и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим маслом». Ремесло фонарщика стало очень распространенным во всей Европе. Работа была тяжелой и очень ответственной.
При этом шишек на фонарщиков сыпалось огромное количество: масляные фонари светили тускло, иногда вообще не горели, и гасили их раньше времени. У горожан бытовало мнение, что фонарщики экономят себе масло на кашу. Не одно издание выдержал учебник по арифметике, где приводилась задача: «Фонарщик зажигает фонари на городской улице, перебегая от одной панели к другой. Длина улицы — триста сажень, ширина — двадцать сажень, расстояние между соседними фонарями — сорок сажень, скорость фонарщика — двадцать сажень в минуту.
Спрашивается, за сколько времени он выполнит свою работу?» (Ответ: 64 фонаря, расположенных на этой улице, фонарщик зажжет за 88 минут.) Первые уличные фонари давали очень мало света, поскольку в них использовали обыкновенные свечи и масло. Со временем использование в них керосина позволило несколько увеличить яркость, однако все равно этого было недостаточно. Истинная революция уличного света случилась только в начале XIX в., когда появились газовые фонари. Их также обслуживали фонарщики. Идея использовать в них газ принадлежала английскому изобретателю Уильяму Мердоку.
В то время мало кто серьезно относился к изобретению Мердока. Некоторые его даже считали сумасшедшим: Вальтер Скотт писал одному из своих друзей, что какой-то псих предлагает освещать Лондон дымом. Несмотря на подобные замечания, Мердок с успехом продемонстрировал преимущества газового освещения.
В 1807 г. фонари новой конструкции были установлены на улице Пэлл- Мэлл. Вскоре таким же освещением могла похвастаться столица практически каждого европейского государства. Вообще-то первые упоминания об использовании газа в освещении датируются началом нашей эры в Китае. Первый патент на систему газового света относится к 1799 г. Его получил французский инженер Филипп Лебон (который весьма преуспел и в опытах по получению светильного газа). Лебон назвал ее термолампой (т.е. теплосветом). Но Лебон не додумался использовать газ для освещения улиц, Мердок оказался креативнее.
После некоторых усовершенствований термолампа в 1811 г. превратилась в широко известный газовый рожок, который на десятилетия стал основным светильником на улицах и в домах европейцев и американцев. Особым удобством газового освещения было то, что появилась возможность освещения больших площадей в городах, зданий и улиц за счет того, что газ очень удобно и быстро можно было доставить из центрального хранилища (баллонов) с помощью прорезиненных рукавов (шлангов), либо стальных или медных трубопроводов, а также легко отсекать поток газа простым поворотом запорного крана.
Важнейшим газом для организации городского газового освещения стал т.н. «светильный газ», производимый с помощью пиролиза жира морских животных (китов, дельфинов, тюленей и др.), а несколько позже производимый в больших количествах из каменного угля при коксовании последнего на газосветильных заводах. Одним из важнейших компонентов светильного газа, который давал наибольшее количество света, был бензол, открытый в светильном газе М.Фарадеем.
Другим газом, который нашел значительное применение в газосветильной промышленности, был ацетилен, но из-за его значительной склонности к возгоранию при относительно низких температурах и большим концентрационным пределам воспламенения, он не нашел широкого применения в уличном освещении и применялся в шахтерских и велосипедных «карбидных» фонарях. Другой причиной, затруднившей применение ацетилена в области газового освещения, была его исключительная дороговизна в сравнении со светильным газом.
Параллельно с развитием применения самого разнообразного топлива в химических источниках света совершенствовались их конструкция и наиболее выгодный способ сжигания (регулирование притока воздуха), а также конструкция и материалы для усиления отдачи света и питания (фитили, газокалильные колпачки и др.). На смену недолговечным фитилям из растительных материалов (пенька) стали применять пропитку растительных фитилей борной кислотой и волокна асбеста, а с открытием минерала монацита обнаружили его замечательное свойство при накаливании очень ярко светиться и способствовать полноте сгорания светильного газа.
В целях повышения безопасности рабочее пламя стали ограждать металлическими сетками и стеклянными колпаками различной формы. Любопытно, что когда уже вся Европа и большинство крупных городов Российской империи освещалось газовыми фонарями (в Петербурге они появились в 1819 г.), в Баку, городе, расположенном рядом с газовыми месторождениями, освещение с помощью газовых фонарей не пользовалось популярностью. Такие фонари были единичными, а в основном город освещался с помощью светильников, заправленных маслом, нефтью или керосином. И так продолжалось аж до изобретения электричества!
В 20-х гг. XIX в. совместно с газовыми лампами было начато использование калильного света . Однако первые составы для калильного света требовали высокотемпературных водородных горелок, что ограничивало их распространение. Разработка низкотемпературных калильных составов датируется самым концом XIX в. (ок. 1885 г.).
Впоследствии калильные сетки широко использовались в газовых лампах. Поистине невероятным событием стало изобретение электрического освещения. Его история связана прежде всего с именами русского изобретателя-электротехника Александра Лодыгина и американца Томаса Эдисона.
В 1873 г. Лодыгин сконструировал угольную лампу накаливания, за что получил Ломоносовскую премию от Петербургской академии наук. Такие лампы вскоре применили для освещения петербургского Адмиралтейства. Через несколько лет Эдисон продемонстрировал усовершенствованную лампочку — дающую более яркий свет и значительно более дешевую в производстве. С ее появлением газовые фонари быстро исчезли с городских улиц, уступив место электрическим.
В XX в. на смену низкопроизводительным лампам с нитью накаливания пришли газоразрядные лампы, используемые до сих пор. С изобретением фотодиодов включение уличного освещения стало автоматическим.