За рубежом

В ФРГ «переэкономили» на армии

weapons-orujie-arms-patronНУРАНИ

В ФРГ разгорается «армейский скандал». В Германии вооруженные силы страны испытывают дефицит боеприпасов, некоторые запасы практически полностью исчерпаны, пишет Die Welt.

По данным издания, на которое ссылается «Регнум», для некоторых видов оружия боеприпасов просто нет: например, для штурмовых винтовок G36 и пулеметов MG4.

Если раньше, во времена холодной войны, на складах нужно было иметь боеприпасов как минимум на 30 суток боевых действий, то сейчас по некоторым видам вооружений их может хватить на несколько дней. Уточняется, что Минобороны ФРГ будет срочно закупать боеприпасы. Так, к концу ноября 2017 года планируется пополнить запасы на 25 млн пуль с мягким сердечником, калибра 5,56 на 45 мм. Вооруженные силы ФРГ подтвердили информацию о закупках, не уточнив финальную стоимость контракта.

Уточняется лишь, что эти боеприпасы, согласно требованиям ведомства, должны содержать минимальное количество вредных веществ и не наносить урон окружающей среде. Официальные комментарии на этот счет оказались весьма сдержанными. Информация о запасах боеприпасов бундесвера является секретной, сообщила РИА «Новости» представитель пресс-службы Минобороны ФРГ, которая таким образом отказалась комментировать сообщение газеты Die Welt о том, что Вооруженные силы Германии практически полностью исчерпали запас боеприпасов. «Данные о сложностях с боеприпасами — секретные, других дополнительных сведений я по этому поводу дать не могу», — сообщила она.

Это уже не первая тревожная новость. В феврале 2017 года журнал Der Spiegel со ссылкой на собственные источники сообщил, что лишь один из восьми военно-транспортных самолетов A400M, имеющихся сейчас в распоряжении Бундесвера (вооруженные силы ФРГ), готов к полетам, остальные находятся на ремонте либо проходят инспекцию и не могут быть задействованы. Всего правительство ФРГ заказало у концерна Airbus 53 A400M. Дошло до того, что новый самолет министра обороны ФРГ Урсулы фон дер Ляйен сломался уже во время своего «премьерного» полета.

У A400M во время командировки фон дер Ляйен в Литву отказал один из двигателей. В этой связи крылатая машина «застряла» в аэропорту Каунаса, а немецкая делегация во главе с министром была вынуждена возвращаться в Берлин на старом транспортнике Transall. Тем самым серия неприятностей, связанных с техническим состоянием «суперсовременных» A400M, продолжилась. Летом прошлого года Германия приостановила полеты двух из трех полученных к тому времени A400M из-за обнаруженного чрезмерного износа двигателей.

Ранее, в мае 2015 года самолет потерпел катастрофу во время испытаний в Испании, все 4 члена экипажа тогда погибли. В конце января 2017 года в полете у самолета треснуло стекло в кабине пилотов. Еще один A400M, который должен быть доставить вертолет для испытаний в условиях низких температур, из-за технических проблем совершил внеплановую посадку в шведском Лулео. «В люфтваффе (военно-воздушные силы ФРГ) разочарованы производителем A400M — Airbus, поскольку все машины были недавно поставлены германской стороне. По-настоящему задействовать A400M едва ли возможно», — пишет Spiegel.

Ранее газета Bild сообщила, что Минобороны ФРГ потребовало от концерна Airbus почти 40 млн евро в качестве компенсации за задержку поставок новых военно-транспортных самолетов. По информации издания, 27,2 млн евро уже были переведены Германии, напоминал тогда ТАСС. «Производитель по-прежнему не держит под контролем ситуацию с плачевным техническим состоянием A400M», — отметил эксперт по вопросам обороны парламентской фракции «Союз 90″/»зеленые» Тобиас Линднер. Еще в декабре 2016 года сообщалось, что боеспособность Бундесвера значительно снижена из-за роста процента неисправной военной техники, напоминает «Регнум».

В сухопутных войсках ситуация не лучше: сообщалось о 132 исправных танках «Леопард-2» из 244. Они готовы к выполнению боевых задач, тогда как остальная техника подлежит ремонту. Вопрос, однако, в том, что нынешняя сенсационная новость Die Welt появилась как раз в те дни, когда едва ли не главной новостью становится «выравнивание баланса» между США и странами Европы в таком деликатном вопросе, как общая оборона НАТО. Как еще в декабре 2016 года констатировала «Новая газета», «с 1995 по 2013 год доля США в расходах НАТО выросла с 59 до 72%. Военные расходы Вашингтона — это примерно 4,5% их ВВП.

Из других стран альянса положенные 2% тратят на оборону только Великобритания, Эстония, Греция и Польша. Расходы стран ЕС на оборонные исследования упали на треть за 10 лет, из-за чего Европа зависит от Америки в области новейших вооружений. Особенно велико отставание в средствах наблюдения и разведки, кибервойны, по вертолетам, дронам, самолетам-заправщикам, транспортной авиации… Военную операцию в Ливии, которая привела к свержению режима Каддафи, затеяли Великобритания и Франция. Но для ее завершения они привлекли НАТО, прежде всего США, потому что сразу выявилась нехватка высокоточных боеприпасов, воздушных танкеров, средств разведки и наблюдения».

Понятно и другое. «До Крыма, Донбасса и ИГИЛ, — продолжает «Новая», — об этой диспропорции с некоторым недовольством напоминали американцы и генеральные секретари НАТО, но как-то не особенно громко и настойчиво. Потому что дискуссия переплеталась с давней проблемой «европейской оборонной идентичности», разговорами о создании «европейской армии», которые раздражали сторонников «трансатлантической солидарности». Американцам, а также британцам очень не нравились (педалируемые в основном Францией) проекты независимой от США оборонной мощи Европы.

Трамп в предвыборных дебатах поставил вопрос ребром: либо вы, европейцы, справедливо делите с нами, американцами, бремя расходов на вашу оборону, либо защищайтесь от своих угроз сами. По крайней мере, многие так это поняли. И вот 28 ноября Евросоюз обнародовал самый амбициозный за более чем десять лет план финансирования своей обороны и научных исследований в оборонной отрасли. Но прежде всего преодоление фрагментации европейской оборонки (например, на вооружении европейских армий — 16 типов боевой машины пехоты, у американской — один). Еврокомиссия ставит цель с 2021 года расходовать на научно-технические разработки в области обороны ежегодно 500 млн евро.

Из бюджета ЕС на 2021-2027 годы она предполагает выделить на оборону 3,5 млрд евро». И вот теперь министр обороны Германии Урсула фон дер Ляйен, которая находилась с визитом в Эстонии, заявила, что ФРГ планирует поэтапно увеличить военные расходы до 2% от ВВП.

«Германия и другие страны взяли на себя обязанности по сотрудничеству в сфере безопасности, в том числе с целью достигнуть рекомендуемого НАТО уровня расходов на оборону в 2 процента от ВВП. Мы сейчас на пути к достижению этой цели», — сказала фон дер Ляйен на пресс-конференции, которая прошла на авиабазе Эмари под Таллином, где базируются истребители военно-воздушных сил Германии Eurofighter Typhoon, выполняющие миссию по охране воздушного пространства над странами Балтии.

Министр отметила, что достичь уровня расходов на оборону в 2 процента совсем непросто.

«Это нельзя сделать за один раз, это нужно делать поэтапно. Поэтому я довольна, что глава МИД Германии (министр иностранных дел Германии Зигмар Габриэль в среду побывал с рабочим визитом в Эстонии — ред.) вчера ясно заявил, что в последние годы в Бундесвер инвестировано на 8 процентов больше средств, и это правильное направление, по которому мы должны двигаться дальше», — отметила глава Минобороны. Фон дер Ляйен добавила, что между политическими силами Германии достигнут широкий консенсус по вопросу увеличения расходов на оборону.

«Важно то, что сейчас все политические силы акцептировали то, что если Бундестаг посылает наших солдат в международные миссии, то они должны быть хорошо экипированы и вооружены. Уже тот факт, что наш военный бюджет увеличился в последние годы на 8 процентов, показывает, что существует признание необходимости вкладывать средства в Бундесвер и делать это и в будущем», — подчеркнула министр.

Глава Минобороны Эстонии Маргус Цахкна, который также принимал участие в пресс-конференции, заявил, что Таллин полностью поддерживает инициативу Германии и Франции о достижении странами Евросоюза уровня оборонных расходов в 2 процента от ВВП, из которых 20 процентов пойдут на инвестиции. Он также отметил, что его страна в период председательства в ЕС, которое начнется во второй половине 2017 года, обратит особое внимание на поддержку этого предложения.

Судя по всему, вместо желанного «раскола в НАТО» после прихода к власти Дональда Трампа Россия получает новый виток «гонки вооружений». Выиграть в которой у нее шансов примерно столько же, сколько у «Лады Калины» обойти на гоночном треке «Феррари».