Э.РУСТАМОВА
Блокада является тяжелым бременем для Армении. Страна пытается найти альтернативные транспортные пути, но все попытки тщетны. Только решение проблемы Нагорного Карабаха позволит Армении устранить проблему прокладки наземных транспортных маршрутов в Россию. Об этом заявил в интервью Echo.az руководитель клуба политологов «Южный Кавказ» Ильгар Велизаде.
Далее он прокомментировал заявление премьер-министра Армении Карена Карапетяна о том, что Ереван и Тбилиси договорились по вопросу открытия транспортного коридора, альтернативного Верхнему Ларсу, на сегодняшний день единственного сухопутного маршрута, соединяющего Армению с Россией.
«Складывается такое впечатление, что инициаторы этого проекта плохо знакомы с предметом география. Сложность строительства альтернативной транспортной дороги в Армению заключается не только в прокладке дороги через Грузию, но и через Иран нелегко реализовать схожий проект. Все удобные и доступные маршруты были заложены в советское время. В настоящее время эти дороги бездействуют по причине того, что они находятся под контролем Азербайджана. Также были коридоры на ныне оккупированных территориях Грузии — в Абхазии и Осетии, естественно, эти дороги также бездействуют,» — отметил Велизаде.
По словам эксперта, открытие нового маршрута через Дагестан абсолютно не оправдан с экономической точки зрения.
«Граница между Дагестаном и Грузией проходит по Кавказскому водораздельному хребту, где горная цепь простирается на сотни километров. Чтобы проложить в этой местности железную дорогу, потребуются год и миллиарды долларов. Все понимают, что эта дорога — не более, чем статья расходов, которая никогда себя не оправдает. Более того, прокладка даже магистральной дороги будет проблематична, и с технической, и с финансовой точек зрения», — сказал Ильгар Велизаде.
Политолог считает, что ни одна адекватная строительная компания не возьмется за реализацию этого проекта.
«Конечно, международная практика показывает, что обычно на такие проекты выделяются средства из государственного бюджета. Участники бизнес-сегмента мало интересуются такими проектами. Естественно, ни Армения, ни Грузия не имеют таких финансовых возможностей, поэтому за счет госбюджета они не смогут запустить новую железную дорогу,» — подчеркнул политолог.
«Отмечу, Грузия не особо заинтересована в этом проекте. Что касается России, то и у нее нет никакого желания выделять миллиарды ради решения армянских проблем. Не секрет, что в бюджете РФ есть «дыры», которые правительство пытается всякими путями залатать. Помимо внутренних проблем, у РФ есть внешние обязательства. Естественно, Россия заинтересована в решении собственных проблем. Армении уже давно дают понять, что она независимая страна и должна самостоятельно решать свои проблемы, не надеясь на помощь извне», — говорит И. Велизаде.
По словам политолога, если политическая ситуация в регионе изменится и грузино-абхазский и грузино-осетинский конфликты разрешатся, то Тбилиси может согласиться рассмотреть вариант возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию в качестве альтернативы Верхнему Ларсу.
«То же самое касается нагорно-карабахского конфликта. Новость о том, что Армения и Грузия договорились об открытии дороги через российский Дагестан, выглядит, как сказка от армянской общественности. Людям хочется верить, что правительство Армении разрабатывает альтернативные маршруты, связывающие страну с другими государствами,» — сказал он.
«Политические и экономические реалии в регионе таковы, что Армения не в состоянии реализовывать проекты, страна и дальше будет находиться в блокаде. Правительство Армении понимает, что они не могут больше быть в блокаде, ведь социально-экономическая ситуация в стране из года в год ухудшается. Но до тех пор, пока они не вернут наши оккупированные земли, вырваться из блокады, в которую Армения сама себя же вогнала, не получится», — заключил И. Велизаде.
Отметим, Грузия — второй рынок сбыта для товаров из Армении после России: более 8% армянского экспорта идет в Грузию. Кроме того, Грузия крайне важна для Армении как транзитная страна. Единственная сухопутная дорога, связывающая Армению со странами ЕАЭС, проходит именно через Грузию. В свою очередь, Армения входит в первую десятку основных торговых партнеров Грузии.
В 2016 году объем торговли между двумя странами составил 367 млн. долларов, что составляет 3% внешней торговли Грузии. Но уже 27 февраля вице-премьер Грузии Каха Каладзе заявил, что Тбилиси исключает вариант возобновления железнодорожного сообщения через Абхазию в качестве альтернативы Верхнему Ларсу.