О.БУЛАНОВА
Лет 20-30 назад керамическая плитка в СССР, а потом и на просторах постсоветского пространства считалась просто отделочным материалом, основное применение которого — облицовка кухни или ванной. Бледно- голубая, а чаще белая плитка производилась в промышленных масштабах и шла на экспорт в другие страны — преимущественно социалистического лагеря.
Однако те времена давно прошли. Сегодня широкому кругу покупателей стала доступна итальянская плитка, наследница уникальных технологий этрусских и греческих мастеров гончарного дела, и испанская, история которой насчитывает более 5 тысяч лет.
Первые образцы керамической плитки были найдены в Междуречье. Первая плитка по размерам напоминала мозаику, которая в III и II тыс. до н.э. использовалась для отделки храмов и дворцов. Однако от мозаики ее отличал целостный рисунок, заключенный в пределах одной плитки. По толщине она была сравнима с небольшим кирпичом. На лицевую сторону наносился орнамент в виде узоров треугольной, полукруглой и круглой формы.
Месопотамские мастера считали, что такой рисунок обозначает гармонию с окружающим миром: треугольник символизировал созвездия, круги и полукруги — солнце, море и горизонт. Современная плитка в восточном стиле унаследовала немало общих с иранской плиткой орнаментальных тенденций, однако значение большинства символов безвозвратно утеряно.
В Древнем Вавилоне были несколько иные традиции. Долгое время отделка в вавилонских храмах и дворцах осуществлялась глазурованным кирпичом. Толщина глазури на таких кирпичах превышала 10 мм, что делало ее необычайно прочной. Применялась преимущественно бирюзовая и светло-зеленая глазурь, наносившаяся на рисунок. В Вавилоне популярными были рисунки со стилизованными растениями (особенно лилии), животными, а также геометрические фигуры.
Если в Древней Месопотамии к изображению человека или лица на керамической плитке относились с осторожностью, то в Вавилоне мастера широко применяли плоскую (иконную) технику рисования людей. Однако керамическая плитка в том виде, в каком ее знаем мы, появилась только в эпоху Ахеменидов — древнеперсидской династии, самым известным представителем которой был Дарий I, наголову разбитый Александром Македонским. В древнеиранских городах Сузе и Персеполе была найдена керамическая плитка размером 15х15 см и толщиной 1 см. С III в. до н.э. по VIII в. н.э. монополия на изготовление плитки принадлежала древнеиранским государствам. Позже стали возникать национальные школы керамической плитки.
Под национальностью в данном случае подразумевается не только страна-изготовитель, но и происхождение технологий производства и нанесения рисунка. Первой начала формироваться испанская национальная школа. Однако современная испанская плитка унаследовала совсем немного от средневековой европейской плитки. Испанские мастера работали с уже готовыми образцами. Истинными создателями керамической плитки являются мавры, прибывшие из Персии и проживавшие на территории Испании в VIII-XVII вв.
Мавры строили крупнейшие по тем временем города с использованием большого количества керамической мозаики и плитки — Гранада, Альгамбра (в переводе «Рай на Земле»), Хенералифе («Высокий райский сад») и др. Только в период Реконкисты (изгнание мусульман из Испании) испанским христианам становятся известны секреты изготовления арабской плитки. Технологии изготовления и обжига глины переходят к монахам из католических орденов и записываются на латыни.
Таким образом, католическая церковь стала обладательницей монополии на изготовление плитки вплоть до конца XIX в. Испанская керамическая плитка — это своеобразный эталон качества, на который равняются и с которого берут пример. Испанская керамика вдохновляет авторов коллекций плитки на создание новых образцов керамического искусства, она выступает в качестве живительного источника, из которого черпают свои силы производители керамики.
Даже известные маэстро керамической плитки — Гауди и Эше — стали мастерами только после долгого и упорного изучения особенностей производства и нанесения рисунка испанской керамической плитки. Испания занимает почетное второе место по объемам производства керамической плитки после Китая. Китайская республика с миллиардным населением ежемесячно производит более 10 млн. т керамических отделочных изделий, что более чем в два раза превышает объем плитки, производимой в Испании.
Однако качество китайской штампованной плитки оставляет желать лучшего. Испанская керамическая плитка имеет свои традиции производства, которые передавались преимущественно устно от мастера к подмастерью. Уникальные коллекции испанской керамики имеют, как правило, более чем двухтысячелетнюю историю. Но технология ее изготовления не сразу стала доступна ремесленникам и мастерам. Изначально она тщательно записывалась монахами испанских католических орденов и держалась ими в строжайшей тайне.
В производстве испанской керамической плитки отмечались два направления: «ремесленное» и «аристократическое». Оба эти названия, разумеется, условны, однако за ними скрываются ключевые особенности производства испанской плитки. Т.н. «ремесленное» направление родилось в период Реконкисты. В пустые, полуразрушенные объединенной испанской и французской армией города, первыми въезжали опальные вельможи и беднота — многочисленные испанские и французские беженцы, цыгане и евреи. Они самостоятельно занимались отстройкой города и осваивали строительные технологии и материалы.
Производство керамики здесь было налажено экспериментальным путем — так, как это происходило позже в большинстве других стран. «Ремесленная» керамическая плитка не считалась декоративным отделочным материалом — ее чаще всего использовали в отделке сельских церквей, различных городских зданий, колоколен и фонтанов. Ремесленники делились секретами производства со своими учениками, а наиболее успешные из них создавали первые цеха. Позже цеха разрастались в крупные фабрики, многие из которых активно развиваются и по сей день.
Под «аристократической» испанской плиткой понимается арабская керамика, секреты производства которой были записаны в начале VIII-IX вв. католическими монахами. На протяжении столетий — вплоть до революции в XX в. — об этих секретах было известно только фабрикам при католической церкви. Запретной для передачи была информация о технике нанесения рисунка, составе каолиновых глин, используемых в производстве, и даже о температуре обжига.
С приходом к власти генерала Франко фабрики при католической церкви получили статус независимых, однако свои секреты они не спешат открывать до сих пор. Испанская школа керамической плитки чрезвычайно консервативна. Если итальянские мастера на протяжении столетий искали и находили новые решения в области керамики, то испанцы всегда доверяли историческим корням своей керамики.
Знаменитый автор технологии нанесения фотографического рисунка на керамическую плитку Морис Эшер однажды заметил: «Классическая испанская плитка вмещает в себя прошлое, настоящее и будущее. Вся остальная плитка обречена на повторение». Из Испании керамическая плитка в XI в. попала в Италию. Местные мастера заметили в керамической плитке широкие возможности для создания целых произведений искусства.
Если в Испании всегда стремились к достижению высокой прочности плитки, то в Италии основной упор делался на изящность. Как и в Испании, итальянская керамическая плитка в основном использовалась для отделки храмов. Ориентация только на внутренний рынок и отчасти нежелание мастеров раскрывать свои секреты не раз приводили к прекращению производства. В результате чего эмоциональные итальянские мастера весьма часто кончали жизнь самоубийством, унося в могилу и свои секреты.
Когда речь заходит о классической итальянской плитке, имеют в виду прежде всего высокопористые образцы майолики, которые начали производиться в Италии с конца IX в. Итальянская майолика имеет своих прародителей, например, египетскую керамическую плитку, секреты производства которой позже попали в мавританскую Испанию. В Испании мастера научились создавать прозрачную глазурь, которая наносилась на пористую плитку. Благодаря глазури плитку можно было использовать в отделке фонтанов, однако стать декоративным материалом (которым майолика сегодня и является) пористой плитке предстояло только в Италии.
Керамическая плитка в Италии начинает производиться в начале X в. Именно тогда открывает производство майолики флорентийский мастер Лука де ла Робиа. Первые фабрики, а, точнее, ремесленные мастерские находились на острове Майорка, где добывалась лучшая для производства высокопористой керамической плитки глина. Мастерские де ла Робиа работали преимущественно на испанскую и римско-католическую церковь. Плитка использовалась для отделки храмов, центральных площадей города и колоколен. Позже майоликой заинтересовались представители знати, которые заказывали плитку для отделки своих богатых поместий.
Заслуга де ла Робиа заключается в том, что он первый стал использовать искусственные красители в глазури. Если испанские мастера наносили на плитку преимущественно прозрачную глазурь, то итальянцы стремились плитку окрашивать.
Первоначально де ла Робиа использовал молочно-белую глазурь, которая содержала окись олова. Спустя несколько лет мастер научился подкрашивать глазурь в синий цвет — кобальтом, в зеленый — медью, в фиолетовый — марганцем. Ученики де ла Робиа стали обжигать маойлику дважды — для улучшения прочностных свойств материала. А мастера из Тоскани нашли в Италии особый вид глины, которая легла в основу производства глазурованного фаянса. Город Фаэнцы стал центром производства изделий из этого материала. Позже сюда переместились мастерские учеников де ла Робиа.
Сегодня город Фаэнцы — место проведения крупнейшей в мире выставки керамической плитки Cersaie, которая собирает лучших производителей со всего мира. В XV в. в Италии образуется «Цех пяти городов» — некое подобие общественной организации, которая объединяла мастеров из Флоренции, Кафаджало, Урбины, Кастельдуранте и Сиены. Образование этого цеха было связано с падением спроса на итальянскую плитку и низким уровнем производства. Члены цеха принимают решение освободиться от монополии на заказы со стороны церкви и сделать плитку доступным отделочным и декоративным материалом не только для представителей духовенства и аристократии, но и простых горожан (разумеется, с достатком).
Новые ориентиры отрицательно сказались на качестве плитки: чтобы снизить стоимость, приходилось использовать меньше красителей, которые были безумно дороги. В результате получалась бледная, невзрачная плитка, использовать которую можно было разве что в клозете. Однако в XVII-XVIII вв. наблюдается очередной рост популярности итальянской плитки, вызванный появлением давно забытых лучших образцов плитки де ла Робиа.
Центром производства плитки становится городок Кастелли. Местные мастера восстановили, казалось бы, давно утраченные секреты производства глазури и техники нанесения рисунка. Нежная, полная удивительного своеобразия плитка покорила сердца просвещенных аристократов, которые наперебой принялись советовать приобретать итальянскую плитку своим зарубежным друзьям.
По материалам сайтов ujutportal.com и planetaplitki.ru