Культура и Общество, Эхо

В Азербайджане будут научно изучать интернет-зависимость детей

internetС.АЛИЕВА

Во всем мире растет число детей, пораженных интернет-зависимостью. Кто-то может утверждать, что данное утверждение утрировано и нет никакой зависимости, а повальное увлечение Интернетом — всего лишь требование времени. Однако имеется масса наглядных доказательств того, что нередко Интернет и правда превращается в самую настоящую зависимость.

Отметим, что Институт информационных технологий Национальной академии наук Азербайджана приступает к научным исследованиям индивидуально-психологических аспектов и психометрического анализа интернет-зависимости детей и подрастающего поколения.

Как сказали в институте, для этих целей существуют профилактические методы и программы оценки психологического состояния.

«Работы в этом направлении могут быть организованы, например, путем анкетирования. Кроме того, существуют определенные методы, на основе которых можно оценить уровень интернет-зависимого человека. Психологическое нарушение измеряется психометрическими методами. Интернет-зависимость в определенном смысле можно причислить к таким вредным привычкам, как зависимость от табака, наркомания, алкоголизм и др., и, скажем, применить соответствующие методы «лечения».

Например, если человек в тяжелом состоянии, то направлять к психиатру, если в менее тяжелом, то решить эту проблему путем консультирования», — отметили в ИИТ. По словам источника, существуют также профилактические методы, например, путем проведения предварительных консультаций касательно того, например, сколько можно пребывать в Интернете, какие негативные последствия могут быть.

«В настоящее время интернет-зависимость обрела широкие масштабы. Люди в определенном смысле стали жить в виртуальной реальности, что зачастую приводит к физическим и психологическим нарушениям. Интернет-зависимые люди в основном замкнуты в себе, не общительны, они чувствуют себя чужими в обществе, что в конечном итоге может стать причиной суицида. Сегодня многие страны занимаются изучением этой проблемы. Есть страны, где данная проблема регулируется госпрограммами, на законодательном уровне, рекламой в СМИ и т.д. В Азербайджане изучение данной отрасли пока еще находится на начальном этапе», — сказали в ИИТ.

Как заявил в беседе с Echo.az исполнительный директор организации «Надежное будущее» Кямаля Ашумова, данное исследование действительно очень важно, так как поможет изучить проблему более подробно.

«Сегодня интернет-зависимостью поражено немало детей, и очень часто эта зависимость носит деструктивный характер. В глобальной сети имеется много игр, которые действуют на подростков самым отрицательным образом. Нужно отслеживать то, во что играет ребенок в Интернете, и следить за тем, сколько времени ребенок проводит в сети. Дело в том, что многие игры могут провоцировать у ребенка немотивированную агрессию по отношению к окружающим, дети начинают строить отношения с друзьями и родственниками на примере игр, а примеры эти далеко не всегда достойны подражания,» — отметила Ашумова.

«Однако, даже если родители будут тщательно следить за действиями своих детей в Интернете, это вовсе не означает, что ребенок не найдет момент и не зайдет на запрещенный родителями сайт. Именно поэтому очень важно заниматься просвещением подростков в этом вопросе, объяснять им, к чему может привести увлечение играми такого рода, и даже если они играют в них, это все должно оставаться лишь в виртуальном пространстве. Они должны понимать, что это просто игра, не имеющая никакого отношения к их настоящей жизни», — отметила К.Ашумова.

Поинтересовались мы у К.Ашумовой и вопросом суицидов, связанных с онлайн-играми, о которых так много говорят в последнее время.

«Наша организация с такими случаями не сталкивалась, однако это вовсе не говорит о том, что такое потенциально невозможно. Что касается самоубийств из-за онлайн-игр, мы с этим не сталкивались, но это не означает, что подобное невозможно. Вообще беспричинных суицидов не бывает, а потому родители должны быть всегда начеку, следить за своим ребенком и вовремя помогать им своими советами и поддержкой», — сказала К.Ашумова.

Отметим, что когда говорят об интернет-зависимости, обычно имеют в виду чрезмерное увлечение онлайн-играми и бесцельное сидение в Интернете, когда люди просто по привычке заходят то на один сайт, то на другой, и для них просто жизненно важно, чтобы был доступ в интернет, иначе у них начинаются приступы паники.

В свою очередь, психолог Ламия Ахмедова в беседе с Echo.az отметила, что масштабы проблемы интернет-зависимости детей и подростков будут только увеличиваться в будущем.

«Вся проблема в том, что пытаться помочь ребенку в подростковом возрасте очень сложно, а потому реагировать на тотальное увлечение использования бескрайних ресурсов глобальной сети чадами стоит с самых ранних лет», — сказала она.

«Существует несколько форм интернет-зависимости. Это киберсексуальная зависимость, которая провоцирует восприятие объекта противоположного пола как только партнера для секса, что делает невозможным нормальные отношения и создание крепкой семьи. Игровая зависимость — многообразие игр самых разных жанров, и их доступность позволяет подростку с увлечением проводить перед монитором сутки напролет,» — сказала Ахмедова.

«Стойкая зависимость от игр может поглотить не только время на социально активную жизнь, но даже время, необходимое на элементарный уход за собой: питание, внешний вид, отдых, естественные потребности. В мире известно множество случаев смертей за компьютером из-за чрезмерного истощения в результате продолжительных игр,» — сказала она.

Кроме того, по ее словам , эти игры порой приводят к суицидам. И, конечно, это сказывается на учебе, ведь часто, вместо того, чтобы сделать уроки, он играет в игры или сидит на разных интернет-сайтах.

«Также негативно это сказывается на его общении со сверстниками и родными, так как разговорам и играм в реальной жизни он предпочитает виртуальную реальность. Еще один момент касается здоровья. Увлечение Интернетом предполагает сидячий образ жизни, а это вероятность приобретения лишнего веса и сколиоза», — отметила она.