НУРАНИ
На фоне разгорающихся предвыборных дискуссий правительство Армении пытается поправить свои дела при помощи «торговли обещаниями». «На «рынок ожиданий» вбрасываются сотни инвестпрограмм на миллиарды долларов» — констатирует «Голос Армении».
После чего предупреждают: «С приходом нового правительства Армении во главе с Кареном Карапетяном в нашей стране установилась устойчивая атмосфера в режиме ожидания. Кто-то (и это вполне конкретные люди) отложил свой отъезд на чужбину, но собранные чемоданы пока не распаковывает. Кто-то (и это тоже вполне конкретные лица) изъявляет желание перевести часть своего бизнеса в Армению, инвестировать в историческую родину.
Таким образом, на новый кабинет и лично на его главу в особенности лег груз огромной ответственности. Многим понятно, что еще одного разочарования общество не перенесет…» При этом, как констатирует «ГА», «мало кто сомневается в искренности премьера кардинально переломить ситуацию в стране к лучшему, однако многие уверовали в «эффект волшебной палочки», наличие которой у себя Карен Карапетян отрицал с самого начала.
Но и самого премьера, от которого ожидают быстрого оздоровления обстановки в стране, тут подстерегает ловушка, а именно: опасность впасть в эйфорию и начать выдавать желаемое за действительное». Как подсчитали в Армении, за 9 месяцев прошлого года объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в реальный сектор армянской экономики составил $92 млн., то есть всего около 1,3% ВВП страны.
Правительство хочет довести этот показатель хотя бы до 5% ВВП, то есть до $500 млн в год. Это, конечно, солидная информация к размышлению о реальном состоянии армянской экономики и о том, чего стоят все разговоры о якобы «привлекательности» Армении для иностранного бизнеса и т.д. Но газета констатирует и другое: «Между тем сам премьер и некоторые его министры забрасывают нас какими-то сумасшедшими цифрами, которые слабо соотносятся с реалиями и нынешними возможностями экономики Армении.
Поэтому у общества возникают искушения и ожидания, разочарование в которых грозит серьезными неприятностями для будущего страны». Однако вот в чем дело. Многие эксперты справедливо предупреждают: у Армении нет реальных ресурсов для выхода из кризиса. Пока она остается в своем нынешнем «зажатом» положении, в полной изоляции от экономической жизни региона, шансов на выход из экономического кризиса попросту нет. Даже если на секунду предаться розовым мечтам и поверить, что в Армении решены проблемы с коррупцией и криминальным произволом, сфер, привлекательных для инвестиций, у этой страны просто нет.
Вряд ли, конечно, в окружении Сержа Саргсяна, а тем более Карена Карапетяна, этого не понимают. Только вот задачи у правительства Армении сегодня куда скромнее. Им важно «продержать» эту, как выразился «Голос Армении», «эйфорию деклараций» до парламентских выборов. Где уже «на пятки» правящей РПА наступает наиболее опасный ее соперник — блок «Царукян-Оганян- Осканян». Тот самый «союз бывших», с которым еще недавно усиленно налаживал мосты еще один отставной «тяжеловес» — Роберт Кочарян.
Конечно, против новых «игроков» власть развернула нешуточную «информационную войну», и не только информационную. Экс-министра обороны Сейрана Оганяна, как уже сообщала наша газета, обвинили в причастности к разоблаченной в Ереване незаконной вооруженной группе — «террористам из Нор-Норка», правда, пока неофициально. Сам бывший министр обороны Армении, член блока «Оганян-Раффи-Осканян» Сейран Оганян уже прокомментировал публикации о возможном возбуждении против него уголовного дела по поводу злоупотреблений в армии и поддержки вооруженной группы Норк-Мараша.
В интервью армянской службе Радио Свобода — Радио Азатутюн Сейран Оганян заявил, что у него нет опасений, так как родине он служил честно, и если бы были какие-нибудь проблемы — об этом было бы заявлено раньше. «Я считаю, что это попросту инсинуации, и я ничего не боюсь. В общем, сейчас информационное поле полно разными комментариями, основной мишенью которых являюсь я»,- сказал Сейран Оганян. После чего заверил, что подобные публикацию не могут удержать его, и он доведет до конца начатое дело.
Как добавляет сайт Aysor.am, Сейран Оганян подчеркнул, что сегодня информационное поле заполнено различными комментариями, основной мишенью которых является именно он. На вопрос, почему именно он стал мишенью, Сейран Осканян ответил: «Так как считаю, что мы — единственная сила, которая находится вне контроля, действует самостоятельно, исключительно исходя из своих идей и в интересах народа».
Ранее в беседе с порталом «Первый информационный» бывший «министр обороны Нагорного Карабаха» Самвел Бабаян, касаясь темы возможного ареста Сейрана Оганяна, отметил: «Прежде всего, я не верю, что против Сейрана Оганяна будет возбуждено дело, поскольку для этого нет оснований. Но если даже возбудят дело, задержат, от этого многое не изменится. А так предполагаю. Ситуация станет хуже, чем есть.
Проблема в том, что это — единственная действующая на оппозиционном поле сила, которая не контролируется ими. Люди бесятся. Проблема в этом. Они так примитивно все делают, что вопросов больше не остается. Все политические силы уже договорились о своих процентах. Одной — пять процентов, второй — семь процентов». По традиции, эксперты, в особенности европейские, тоже расценивают такие политические обвинения, как «наезд» на опасного политического конкурента. Однако в самой Армении вновь задают все тот же вопрос: а что, если Сейран Оганян действительно готовит вооруженный мятеж?
В Ереване уверяют и себя, и окружающих, что армия не будет втянута в политическое противостояние. Уже долгие годы в армянской армии исключено злоупотребление политическим ресурсом, уверенно заявил журналистам министр обороны Армении Виген Саркисян в ответ на вопрос, нет ли опасений, что военнослужащих попросят поддержать на предстоящих выборах в Национальное Собрание РА политическую силу, избирательный список которой возглавляет глава оборонного ведомства. Глава Минобороны Армении подчеркнул: армия никогда не направлялась кем-то и не будет направляться во время голосования.
Только вот в реальности в Армении опасаются совсем другого сценария. И раз за разом задают все тот же вопрос: а что, если армия поддержит кого-то на выборах? Причем не организованным голосованием, а оружием? И — о ужас! — если этим «кем-то» окажется не Серж Саргсян и не Виген Саркисян, а Сейран Оганян?
В беседе с «Первым информационным» политолог Рубен Меграбян, отвечая на вопрос: Серж Саргсян 20 февраля провел встречу с командным составом Вооруженных сил. Наряду с серией заявлений, он также отметил, что в армии никто не должен пытаться развернуть партийную агитацию. Как Вы считаете, у РПА есть опасения, что соратники бывшего министра обороны Сейрана Оганяна могут поддержать его и армия может преподнести Сержу Саргсяну неприятный сюрприз?» — признал: «В этом мессидже такое опасение есть». Правда, по его словам, «хотя бы на данный момент ничего не вырисовывается, и армия контролируется со стороны Сержа Саргсяна.
Кроме того, со стороны действующего министра обороны возглавление списка РПА само по себе главным образом и предопределит, как именно в политическом плане сориентируется армия». Плюс ко всему союз между Оганяном и Бабаяном — это едва ли не самый худший сценарий для Саргсяна. И самое главное, нет и не может быть уверенности, что этот тандем будет «играть по правилам».
Эксперты напоминают: Самвел Бабаян провел четыре с половиной года в тюрьме — за организацию покушения на «президента Нагорного Карабаха» Аркадия Гукасяна. А террористы, как известно, бывшими не бывают.
Не говоря о том, что в Армении Оганян и Бабаян могут при определенных условиях войти в союз еще и с оставшимися на свободе сторонниками Жирайра Сефиляна, профессионального террориста с ливанским опытом. Так что пока власти Армении пытаются укрепить свои предвыборные позиции при помощи «торговли обещаниями», в стране, вполне возможно, готовится военный переворот.