Культура и Общество, Эхо

Тайны Баку: об авторе самого первого генерального плана Баку

genplan-tainy-baku

О.БУЛАНОВА

Нашему городу всегда везло на архитекторов. Самых разных архитекторов — и бакинцев, и приезжих, всевозможных национальностей и вероисповедания… Их всех роднило одно: они любили наш город и старались сделать его еще краше.

Одним из самых выдающихся, творивших в XIX в. зодчих, был Николай Августович фон дер Нонне (1836-1908), губернский инженер, городской голова. Как нетрудно догадаться по фамилии, он был из обрусевших немцев, аристократов, мать — урожденная баронесса Торнау.

Его родители появились на свет в Германии, но Николай Августович — в России, в Петербургской губернии. К сожалению, о его службе до появления в Баку известно очень мало, но те данные, что с миру по нитке собрали энтузиасты с сайта ourbaku.com, говорят о том, что человек этот был в высшей степени достойный.

Окончив в 1855 г. 1-й Петербургский кадетский корпус, фон дер Нонне поступил офицером в 6-й саперный батальон, участвующий в это время в Восточной войне и обороне Севастополя. В 1856 г. он был переведен на службу на Кавказ. Во время Кавказско-горской войны (1857-1864) фон дер Нонне — подпоручик 1-го Кавказского саперного Е.И.В. Великого Князя Николая Николаевича (старшего) батальона.

В 1959 г. фон дер Нонне был пожалован орден Св. Георгия — «…за то, что в деле с горцами при переправе, в июле месяце 1859 г., через реку Андийское-Койсу, несмотря на сильный неприятельский огонь, с 19 человеками сапер навел с примерною быстротою мост». В 1863 г. он уже штабс-капитан, адъютант 1-го Кавказского саперного батальона и служит и.о. начальника 1-го отделения штаба Военно-инженерного управления Кавказской армии.

До 1881 г. фон дер Нонне состоял, как тогда говорили, по саперным батальонам, а в 1881 г. был назначен губернским инженером Бакинской губернии. В 1883 г. фон дер Нонне, уже полковник, назначается городским инженером при Бакинской городской управе.

С этого момента начинается бакинский период жизни талантливого архитектора, который продолжался до самой его кончины. Фон дер Нонне с первых дней своего появления в Баку смог заявить о себе как высокий профессионал, горячо переживающий за дело, которое было ему поручено. Баку он полюбил как родной город. И в этом не был исключением: бакинская история знает и другие примеры, когда родившийся в другом городе архитектор, градостроитель или чиновник принимал проблемы Баку как проблемы своего родного города и делал все, чтобы город развивался и хорошел.

Например, Алиш Лемберанский, который родился в Бардинском районе, но стал настоящим бакинцем. Жаль, что современным иногородним чиновникам иной раз абсолютно все равно, что будет с Баку в будущем. Иногда даже создается ощущение, что они просто ненавидят город, в котором работают…

В 1884 г. фон дер Нонне был избран председателем Соединенной санитарной комиссии, которая была создана при Техническом обществе, и уже 31 мая представил доклад «Ассенизация г. Баку посредством канализации». Эта тема была поднята впервые именно фон дер Нонне. Город задыхался в нечистотах, и создание канализации стало насущной необходимостью.

В течение последующих 10 лет фон дер Нонне занимал пост городского инженера. Им была произведена постройка трех корпусов при Михайловской больнице, возведены здания для женской гимназии и дезинфекционной камеры, под его наблюдением и руководством было замощено 67 тыс. саженей улиц. В 1895 г. по болезни он оставляет государственную службу и становится свободным архитектором. Однако бывшие сослуживцы по-прежнему его ценят и 14 апреля 1896 г., как пишет газета «Каспий», преподносят ему в подарок «роскошный альбом».

На следующий год фон дер Нонне был призван составить городской план. Под городским планом имеются в виду и карта города, и генеральный план развития Баку. Дело в том, что до 1897 г. плана развития Баку просто не существовало. И это при условии, что город бурно рос и развивался. Строительный бум, начавшийся после нефтяного бума, был явлением стихийным — совсем как в наше время, но тогда власти не могли позволить городу развиваться, как русский хохломской узор — во все стороны и без вектора.

Городской землемер Бубнов к тому времени уже девять лет трудился над составлением плана, но труды его успехом не увенчались: он сделал всего 6 планшетов, причем только с продольной нивелировкой. Может, квалификации не хватило, может, просто времени — Бубнов постоянно был занят другими работами. Бакинский же губернатор, понимая острую необходимость иметь городской план для столь активно развивающегося города, настаивал на как можно более быстром составлении подобного плана. И фон дер Нонне взялся за работу. Сразу же стало ясно, что планшеты, уже составленные землемером Бубновым, использовать невозможно. Пришлось делать новые.

В мае 1897 г. газета «Каспий» начала публикацию объявлений-обращений к бакинским домовладельцам: «Полковник фон дер Нонне, взявший на себя составление городского плана, приступает к работам нивелировки местности, отметки которой будут сделаны на металлических репьерах, прибиваемых к стенам домов. Посему Бакинская Городская Управа просит домовладельцев не препятствовать производителям работ прибивать репьеры и таковых со своих домов не срывать».

В октябре 1898 г. план Баку, оконченный и одобренный плановой комиссией, представлен на утверждение начальника губернии. Назывался он «План существующего и проектированного расположения губернского города Баку с показанием предполагаемого урегулирования и распространения. 1898-1900».

«План…», составленный… фон дер Нонне, — пишет в своей книге «Градостроительство Баку в конце XIX — начале ХХ веков» Шамиль Фатуллаев, — являлся новым этапным документом для планомерного развития города и одновременно проектным документом, характеризующим громадный его рост начиная с 1878 г., со времени начала бурного экономического подъема Баку… Ко времени разработки общего плана Баку в 1898 г. кварталы, расположенные к северу от Крепости, были осуществлены в виде четкой прямоугольной сетки.

Фон дер Нонне был тесно связан договором, по которому надо было принимать во внимание интересы частных владельцев. При разработке проекта он должен был считаться с существующей застройкой, хотя в отдельных случаях, быть может, целесообразнее было бы снести все ветхие сооружения для обеспечения хотя бы минимально необходимой ширины улиц.

И, тем не менее, он сделал очень много… Вся его проектная работа была направлена на урегулирование существующих частей города и, главное, — на расширение и планирование новых территорий для растущего городского населения, которое интенсивно занималось гражданским строительством.

По плану фон дер Нонне запроектированная территория вдвое увеличивала городскую распланированную площадь… Фон дер Нонне считал необходимым связать воедино существующую застройку с новыми складывающимися частями города на основе минимальных градостроительных требований того времени…». Ш.Фатуллаев, а с ним и все историки, считают этот план крупным шагом вперед. Прежде всего потому, что в его идее заложены положительные планировочные элементы. При условии, что многое осталось на бумаге, при определенных недостатках плана, он послужил подосновой для дальнейших планировочных работ, включая план Мамед Гасана Гаджинского (1875-1931), и генеральный план Баку, разработанный Александром Иваницким (1841-1947) в 20-х годах.

В целом же, благодаря осуществлению плана фон дер Нонне границы городских земель по сравнению с планом 1878 г. раздвинулись, включив в себя свыше 5000 га, которые предстояло еще освоить. План фон дер Нонне ценен еще и потому, что показал городским властям тот факт, что при устройстве новых жилых районов, при выборе территории и ее планировке следовало принимать во внимание гигиенические особенности местности, что нельзя строить что попало где попало без учета этого фактора.

Уже в наше время стал известен один любопытный факт, показавший подлинную уникальность плана фон дер Нонне: если его наложить на современную карту, сделанную с помощью космических съемок, то все совпадет до мелочей! Как можно было добиться такой точности в то время, не имея современной техники, просто уму непостижимо!

Кроме работы над первым в истории Баку генеральным планом, Николай Августович фон дер Нонне известен также многочисленными архитектурными проектами. Он был крайне плодовитым зодчим, при этом могущим похвастаться тем, что практически все его проекты были воплощены в жизнь. А удавалось далеко не каждому архитектору.

В общей сложности по его проектам было возведено около пятидесяти жилых и общественных зданий, в которых сочетается европейский стиль с восточными элементами. В их числе Дебуровский дворец (ныне Национальный музей искусств Азербайджана), здание винно-водочного завода Терентьева на Воронцовской, здание Общества взаимного кредита на Петровской площади. Немецкие источники утверждают, что потрясающей красоты дом Рамазановых в Ичери шехер также построен по проекту фон дер Нонне.

Практически все старые кварталы по Губернской улице (ныне Низами) застроены по проектам Н.А. фон дер Нонне. Наливная и деревянные пристани — также плод его архитектурных трудов. После того как скоропостижно скончался молодой еще М.Д. Ботов, здание Мариинской женской гимназии было закончено под руководством фон дер Нонне. Николая Августовича связывала дружба со многими работавшими в Баку архитекторами, например, с Иосифом Гославским, Казимиром Скуревичем, Иозефом Плошко. На основе этой дружбы возникали даже совместные проекты.

В Баку фон дер Нонне неимоверно уважали, он являлся членом Городской управы. В 1898 г. Бакинской думой он был избран Городским головой и находился на этой более чем хлопотной должности до конца 1901 г. Фон дер Нонне являлся также директором Бакинского отделения Бакинского губернского попечительного комитета о тюрьмах, а в 1901 г. — почетным мировым судьей по городу Баку.

Скончался этот истинный патриот чужого ему, но ставшего по-настоящему родным города в 1908 г. Николай Августович фон дер Нонне навсегда вошел в историю Баку как автор самого первого генерального плана города Баку. Расим Алиев, главный архитектор Баку в советское время, как-то отметил, что даже самый последний генеральный план, охватывавший период с 1985 по 2005 г., был составлен с учетом разработок фон дер Нонне.