За рубежом

На Дальнем Востоке становится горячо

НУРАНИ

Обстановка на Дальнем Востоке накаляется. Москва усиливает свое присутствие на Курильских островах, включая и спорную с Японией часть архипелага. Министерство обороны России намерено в этом году создать дивизию вооруженных сил на островах Курильской гряды, сообщил глава военного ведомства Сергей Шойгу.

«У нас продолжается активная работа по защите Курил. Там у нас должна разместиться дивизия, мы должны завершить размещение дивизии в этом году», — сказал Шойгу на правительственном часе в Госдуме, передает RNS. Реакция Японии последовала незамедлительно. Укрепление военного присутствия РФ на Курильских островах не соответствует позиции японской стороны в отношении этих территорий, заявили ТАСС в министерстве иностранных дел Японии.

«Если размещение (дивизии РФ — прим. ТАСС) имеет целью усилить военное присутствие на «северных территориях» (так в Японии называют принадлежащие России острова южной части Курильской гряды — прим. ТАСС), то это противоречит позиции нашей страны, которая заключается в том, что это исконные территории Японии. Эти действия вызывают сожаление», — отметили в МИД.

На момент подготовки этой статьи было известно только о реакции депутатского корпуса. Председатель российского комитета Совета федерации по международным делам Константин Косачев заявил, что у Японии нет оснований для выражения протестов. «Ритуальные протесты, не вносящие никаких новых элементов в и без того сложный российско-японский диалог. Оснований для протестов нет никаких — ни юридических, ни политических»,- цитирует «Коммерсантъ» со ссылкой на РИА «Новости» представителя Совфеда.

Косачев отметил, что Россия на законных основаниях обеспечивает собственную безопасность в пределах своей же территории. При этом, по словам сенатора, это делается с учетом действий других региональных держав, «не всегда понятных и не всегда предсказуемых». В свою очередь, председатель комитета Совфеда по обороне и безопасности Виктор Озеров назвал протесты Японии неуместными: «Эти протесты, по меньшей мере, неуместны, они не имеют под собой никакой международной юридической почвы.

С таким же успехом можно ожидать от США, что они выведут свою базу ВМФ с Окинавы. Пусть они сделают, а там мы посмотрим по поводу дивизии на Курилах». А первый зампред комитета Госдумы по международным делам Дмитрий Новиков подчеркнул, что Россия вправе использовать Курильские острова для своей защиты. «Мы считаем, что это вопрос (по Курильским островам.- «Ъ») решенный, и так как это российская территория, российская земля, Россия вправе принимать любые меры по защите этой территории, а также по использованию этой территории для защиты РФ в целом»,- пояснил депутат.

При этом он выразил убежденность, что, оказывается, вопрос принадлежности Курильских остров не должен быть препятствием для развития торгово-экономических и культурных связей между Россией и Японией: «Любые проблемы, доставшиеся из прошлого, могут быть решены в настоящем, нужно стремиться к развитию хороших, деловых и партнерских отношений». История спора за острова между Россией и Японией не раз излагалась в нашей газете.

Тем не менее, напомним: в феврале 1855 года Россия и Япония заключили Симодский трактат — первый в истории двух стран официальный договор о торговле и границах. Уже на его основе острова, которые позже назовут «Южно-Курильскими», Россия признала принадлежащими Японии, Сахалин же был объявлен «совместным владением».

В 1875 году стороны подписали новый, Петербургский договор. Он уже предусматривал некий «территориальный размен» между Россией и Японией: Страна восходящего солнца признала владением российского императора остров Сахалин, а Россия вновь уступала Японии все острова Курильского архипелага. Следующий территориальный передел произошел уже по итогам печально известной русско-японской войны 1905 года, бездарно проигранной Россией.

Согласно Портсмунтскому договору, Россия не только оставляла в японском владении всю Курильскую гряду, но и отказывалась от своих прав на южную часть Сахалина. Даже в «детских патриотических» стихах Сергея Михалкова можно прочитать: «Ты живешь на Сахалине, на советской половине», а народная молва язвительно именовала Сергея Витте, подписавшего Портсмунтский договор и получившего от царя Николая II графский титул, «графом Полусахалинским».

Многие историки полагают, что СССР вступил в войну с Японией 9 августа 1945 года, уже после ядерных ударов по Хиросиме и Нагасаки, не в последнюю очередь из-за стремления взять реванш за Цусиму. Даже после того, как Япония признала Потсдамскую декларацию (в ней подтверждалась необходимость выполнения положений Каирской декларации, согласно которой, Япония должна быть изгнана «со всех территорий, которые она захватила при помощи силы и в результате своей алчности»), СССР продолжал наступательную операцию: в период с 28 августа по 5 сентября были захвачены те самые острова, которые и составят позже «территориальную проблему». Сопротивления японская армия не оказывала. Наконец, 2 сентября 1945 года на борту линкора «Миссури» была подписана капитуляция Японии.

В сентябре 1951 года в США был подписан Сан-Францисский мирный договор, согласно которому, Япония отказывалась от всех прав на Курилы и Южный Сахалин, приобретенные по Портсмутскому договоору. Но, во-первых, спорные острова в состав территорий, «приобретенных» в результате Портсмутского договора, не входили — они всегда были японскими. А во-вторых, Сан-Францисский договор СССР не подписал. Москва предпочитала договариваться с Японией напрямую, и в октябре 1956 года СССР и Япония подписали Совместную декларацию. Она предусматривала прекращение войны, восстановление дипломатических отношений и т.д. И, кроме всего прочего, уточняла, что СССР «соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан».

Но эти договоренности не были выполнены. Теперь же эксперты напоминают: сообщения о размещении на спорных островах российской дивизии появились после еще одного недружественного шага Москвы. 10 февраля пять островов Курильской гряды получили названия. Распоряжение об этом подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Двум островам присвоили имена государственных деятелей: один назван в честь министра иностранных дел и председателя президиума Верховного Совета СССР Андрея Громыко, а другой — в память о бывшем губернаторе Сахалинской области Игоре Фархутдинове.

Еще два острова назвали именами военных: генералов Кузьмы Деревянко, который подписал акт о капитуляции Японии от СССР, и Алексея Гнечко, долгое время служившего на Дальнем Востоке. Пятый остров получил имя в честь Анны Щетининой — первой в мире женщины — капитана дальнего плавания. Названия присвоены в соответствии с законом «О наименованиях географических объектов» и по предложению Сахалинской областной Думы, говорится в документе, опубликованном на официальном интернет- портале правовой информации.

Реакция Японии не заставила себя ждать. Как передавала «Независимая газета», Токио направил России протест из-за присвоения названий ряду безымянных островов Курильской гряды, которые известны как Северные территории Японии. Москва контролирует эти острова, а Токио считает из своими, передает японский телеканал NHK. По словам генерального секретаря кабинета министров Японии Есихидэ Суга, действия российской стороны неприемлемы и противоречат позиции Японии, протест направлен по дипломатическим каналам. Однако генсек японского кабмина считает, что это «не должно повлиять» на ход переговоров с Россией по мирному договору, сообщает ТАСС.

Более того, «именно наличие таких проблем подчеркивает важность решения территориального вопроса». Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков отметил, что позиция Японии хорошо известна. «Мы высоко ценим новую, очень позитивную динамику наших двусторонних отношений и намерены всячески ее поддерживать, но все-таки острова Курильской гряды остаются территорией Российской Федерации, и в данном случае речь идет о суверенном праве», — сказал он.

Однако в те же дни появилась и другая новость. Южные Курильские острова попадают под действие пятой статьи японо-американского Договора о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности. Это означает, что в случае их передачи Японии на островах могут быть размещены войска США и вооружения, заявил глава МИД Японии Фумио Кисида. «По договору Японии и США, не иначе как на все районы Японии распространяется его пятая статья», — сказал министр, выступая на дебатах в бюджетной комиссии Нижней палаты представителей японского парламента.

Так он ответил на прямой вопрос представителя оппозиционной Демократической партии Сэйдзи Маэхары о том, будет ли Договор о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности действовать на островах в случае их передачи Россией. Поводом для обсуждения в парламенте стали сообщения СМИ о том, что Токио может сделать исключение для южной части Курил в случае ее полной или частичной передачи Японии с тем, чтобы там не размещались военные объекты США.

Трудно сказать, подтолкнули ли эти заявления Токио Россию к усилению своего Военного присутствия на чужих, в общем-то, островах. Однако нет сомнений, что этот шаг России резко снизил шансы на достижение договоренностей с Токио.