Джамиля АЛЕКПЕРОВА
Дети – наше будущее, и о них должна быть соответствующая забота. Они относятся к группе населения, которая постоянно нуждается в поддержке. А ее отсутствие порой приводит к тому, что немалое количество детей оказывается просто на улице, часть из них становятся малолетними преступниками…
Причин этому может быть много, если говорить конкретно об Азербайджане, то на улицах города часто можно встретить детей, которые просят подаяния. Чумазые, раздетые, голодные они подбегают к каждому встречному, и просят подать милостыню. Причем, заметно, что их заставляют взрослые, которые прячутся где-то за углом. Недавно, автор этих строк стал свидетелем ужасающей картины. Мать (хотя, кто ее знает) заставляла ребенка в метро попрошайничать. При этом, сама стояла в стороне, и наблюдала за происходящим. И почему-то такие случаи, порой остаются без внимания со стороны соответствующих органов.
Сложная ситуация порой и в семьях, где ребенка воспитывает один родитель. Оставляя подростков одних дома, часто можно не усмотреть за ними. Сплошь и рядом случаи, когда матеря-одиночки, вынуждены работать, чтобы прокормить свое чадо. Но при этом, ребенок лишается материнского внимания. Кстати говоря, в интернатах страны в 2016 году находилось 602 ребенка, лишенных родительской опеки.
В Баку пару лет назад произошел несчастный случай, мальчик-подросток скончался от отравления. Нанюхавшись клея, он попал с отравлением в токсикологию, но, увы, ребенка не смогли спасти. Мать мальчика из-за отсутствия финансовой помощи, вынуждена была постоянно работать, ребенок же попал в плохую компанию, набрался вредных привычек, и стал токсикоманом. К сожалению, неоднократные попытки вылечить его от зависимости, не дали должного результат.
Был случай и за рубежом, когда ребенок из-за отсутствия внимания со стороны близких полностью погрузился в мир компьютерных игр. А когда ему запретили играть, он просто убил свою мать. Увы, не всегда вовремя удается заметить, что ребенок превращается в лучшем случае в трудного подростка, а в худшем – в малолетнего преступника.
Говоря о компьютерных играх, сегодня над детьми нависла новая угроза. «Группы смерти» в социальных сетях, в частности, суицидальная игра «Синий кит» привлекла внимание и азербайджанских подростков. Итог, как правило, всегда плачевный, ребенка заставляют совершить суицид. Причем, игра распространена среди многих стран СНГ. Тем временем, по последним данным, за шесть месяцев 2016 года в Азербайджане 28 детей покончили жизнь самоубийством. По последним данным, за 2015 год в стране умерло 2595 детей, в возрасте до 5 лет.
На фоне этого, большую работу выполняют Центры по Поддержке Детей и Cемьи, действующие при Государственном Комитете по Проблемам Семьи, Женщин и Детей. Благодаря деятельности этих учреждений во многих школах проводятся просветительские семинары и тренинги. Периодически организовываются семинары для школьных психологов.
Например, один из них был посвящен школьным психологам. Мероприятие носило просветительский характер, рассказывали, как правильно реагировать и распознать страх и тревогу в поведении детей, какие меры предпринимать, чтобы избежать потом плачевных последствий. Также до самих детей доводится информация о том, как не попасть в плохую компанию, бороться с вредными привычками, в частности, с наркоманией, а также о возможных последствиях от этого недуга.
«Говоря о трудных подростках, в Советское время с ними, например, работали участковые полицейские, была создана детская комната милиции. Сегодня тоже есть участковые, которые вроде бы призваны работать с трудными подростками, но системного подхода нет, и работа ведется очень слабо. Яркий тому пример, волна детских суицидов, которая охватила Азербайджан. А ведь ребенок не может просто так взять и покончить с собой, значит его подвели к этому. Но за последнее время, ни один человек не был привлечен к уголовной ответственности за доведения до самоубийства. Пока не будут наказывать виновников за такие деяния, права детей будут нарушаться», — заявил Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
В силу того, что в Азербайджане толком и не развит институт ювенальной юстиции, многие проблемы остаются нерешенными. Эльдар Зейналов не раз поднимал тему того, что в стране нет специального законодательства, которое бы ориентировалось только на малолетних преступников. Ведь сегодня, несовершеннолетних рассматривают, как часть общей массы преступников.
«Говоря о пустотах в законодательстве, я считаю, что Азербайджан должен пойти по пути Европы, и создать отдельное законодательство для детей. Сегодня же дети из детских колоний после достижения 18 лет переводятся к взрослым, то есть в обычные тюрьмы, в более жестокую реальность. Кроме этого, можно однозначно сказать, что и в детских колониях творится беспредел. Именно там зафиксировано большое количество фактов изнасилования со стороны сокамерников. В Советское время, и в первые годы независимости АР, в камеру к несовершеннолетним подсаживали взрослого человека, который следил за ними, и не давал возможности «баловаться». Формально, это является нарушением принципа содержания взрослых и малолетних преступников. Но зато, беспредела было меньше», — отметил он.
По его словам, сегодня международные организации организовывают множества тренингов для судей, прокуроров, представителей правоохранительных органов. Первые заинтересованы в том, чтобы в стране был развит институт ювенальной юстиции, а вторые, понимали психологию детей, прежде, чем определять наказание.
«Я, например, считаю, что вообще должны быть отдельные судьи, которые исключительно будут заниматься делами детей. Очень важно, чтобы с малолетними преступниками работали люди, которые умеют это правильно делать. Специально не готовят психологов для работы с несовершеннолетними преступниками. Если бы в стране был развит институт ювенальной юстиции, все проблемы бы начали решаться. Единственное, что можно отметить, что по закону Азербайджанской Республики несовершеннолетних преступников на суде сопровождают педагоги или психологи в том случае, если нет родителей или опекуна», — пояснил он.
«Кроме этого, в Бакинском суде создана отдельная детская комната. В Азербайджане часто стараются к несовершеннолетним применять альтернативные тюремному виду наказания. Насколько мне известно, в реабилитационный центр попадают лишь те подростки, которые не достигли возраста уголовной ответственности. Понятно, что ребенок в 13 лет не может попасть в детскую колонию, его скорее направят в реабилитационный центр», — пояснил он.
Не может не радовать, что в Азербайджане действуют два социально-реабилитационных центра. В эти учреждения попадают несовершеннолетние дети, которые нарушили закон, это и есть альтернатива предварительному заключению. Безусловно, правильных подход со стороны психологов, забота, хорошее питание, возможность заниматься спортом, учится танцам или рисованию, не может оставить детей равнодушными.
«Между прочим, права детей нарушаются и в странах, так называемого демократического мира. Например, в США детей могут казнить. Был случай, когда маленький ребенок убил девочку, и его приговорили к смертной казни. При этом, поступили очень жестоко, было вынесено решение дождаться момента, когда ребенок достигнет совершеннолетия, то есть 21 года, а уже потом его казнили. А в Азербайджане максимальное наказание, которое могут назначить несовершеннолетнему — 10 лет, и даже если ребенок убил 1000 человек. После достижения этого возраста, его освободят. При этом, пожизненное тюремное заключение к ним не применяется. Сегодня из общего количества преступлений, всего 5% падают на долю несовершеннолетних. К правонарушениям, которые совершают дети, обычно можно отнести: хулиганство и воровство. Но динамика преступности среди несовершеннолетних в Азербайджане не имеет тенденции к росту», — пояснил Зейналов.
Отметим, что государство старается изменить положение в лучшую сторону. В качестве подтверждения достаточно посмотреть документальный фильм «Вне тюрьмы», британского режиссера Габриэля Менезес, который был представлен пару месяцев назад в рамках проекта по ювенальной юстиции, при поддержке UNICEF и Министерства юстиции Азербайджана.
Там показано, почему необходимо использовать альтернативный вид наказания для детей, нарушивших закон. Использование тюремного наказания в отношении несовершеннолетних детей и подростков может быть лишь в исключительных случаях. Им должны дать шанс на исправление, шанс на более светлое будущее.
Вкратце можно сказать, что фильм повествует о судьбе четырех подростков, которым еще и не исполнилось 18 лет. Например, история 14-ти летнего Али показывает, насколько строгие наказания применяются к подросткам. В этом юном возрасте парень оказался в тюрьме, за то, что обокрал иностранца. И это учитывая, что подросток был сиротой, а постоянная нужда в деньгах, и недоедание просто спровоцировали его на столь необдуманный и противозаконный поступок. Вместо помощи, парню дали девять лет тюремного заключения за первое же нарушение закона.
Однако, противоположно подобному решению в фильме показывают и историю другого подростка, 17-ти летнего Фарида, который вместе с другом решил обокрасть киоск. В этом случае, учитывая возраст и тот факт, что ребенок в первый раз нарушил закон, Фарида направили на принудительную реабилитацию. В реабилитационном Центре детей стараются направить на правильный жизненный путь, а в таких условиях, есть надежда, что ребенок исправится.