Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Активно следящим за развитием процессов вокруг Нагорного Карабаха должно быть известно, что вчера в этой непризнанной республике был проведен «конституционный» «референдум».
Этот факт сам по себе является уже удручающим событием и в то же время «великолепным» информационным поводом для того, чтобы начать новую волну внешне направленных информационных атак по отношению к официальному Еревану.
Напомню, что во время информационной войны четкий и неопровержимый «информационный повод» — это залог эффективности в реализации наступательной тактики. Ведь именно к этой тактике и призывает в своих выступлениях глава государства Ильхам Алиев. Повторюсь, но, тем не менее, в информационной войне оборонительная тактика очень редко дает свои положительные результаты, более того, такая тактика зачастую воспринимается как стратегия оправдывающейся стороны. Отчасти поэтому она для нас по определению является неприемлемой.
Возвращаясь непосредственно к «референдуму», отметим один весьма любопытный факт. Так, «председатель» «Центральной избирательной комиссии» «НКР» Србуи Арзуманян заявила, что для участия в «конституционном» «референдуме» наблюдатели представили около 100 заявок.
При этом С.Арзуманян особо подчеркнула следующий момент: «География представительств довольно обширная, мы ждем наблюдателей из Европы, США и стран СНГ» (NovostiNK.ru). Если данная информация является правдой и, действительно, для участия в качестве наблюдательских организаций в прошедшем в «НКР» «конституционном» «референдуме» было представлено большое число заявок, то молчание Азербайджана необходимо расценивать в качестве непростительной ошибки.
Неужели все эти годы информационной войны нас так ничему и не научили? Мы все еще ждем свершения самого факта, чтобы уже после сделать пару заявлений, которые будут уже бессмысленными и, по сути, ориентированными только на внутреннюю публику. Однако, вернемся непосредственно к самому «референдуму». Пугает то, что создается политический прецедент. Вопреки воле азербайджанского народа сегодня пишется современная история никем не признанного «Нагорного Карабаха». И это уже не азербайджанская история.
Международная аудитория постепенно привыкает к названию этого лжегосударства, их представители под различными предлогами участвуют в международных мероприятиях (заметим, что данная тенденция с каждым годом только растет), армянские историки переписывают историю, а их политики продолжают радикализацию позиций сторон для того, чтобы довести ситуацию до невозможной для примирения. Удручает также и то, что армянская церковь принимает активное участие в этой политике удаления позиций конфликтующих сторон, при этом искусственно манипулируя «религиозными нотами».
В данной «точке зрения» хотелось бы обратить внимание читателя на несколько новую сторону проблематики, которая, как мне кажется, до сих пор не учитывалась во время анализа будущих сценариев развития существующего конфликта. Мы почти всегда с болью в душе говорим о том, что растет молодое поколение азербайджанцев, которые даже не видели свои родные земли. О родных местах в Карабахе они знают только со слов своих родителей, а процесс формирования каких-либо эмоций и родных чувств по отношению к Карабаху во многом зависит от семьи.
Однако в исторической ретроспективе это легко разрешимая проблема, как минимум СМИ и литература могут сбалансировать ситуацию внутри страны. Эмоциональная напряженность вопроса также делает свое дело. Несравнимо сложнее ситуация обстоит, если к данному вопросу подойти с позиций армянской стороны. Ведь там, как раз наоборот, растет поколение молодых армян, которым уже под двадцать лет. Притом, что такого возраста они достигли, по их мнению, уже в «независимой стране».
Они даже не знают Нагорный Карабах, который был в составе Азербайджана раньше. У этих молодых армян-карабахцев за прошедшие годы сформировалась уже своя, абсолютно новая историко-политическая реальность. Они абсолютно иначе воспринимают существующий конфликт. Это восприятие качественно отличается от восприятия их родителей.
Ведь, согласно логике политического сознания молодых армян-карабахцев, которые родились после конфликта, они борются уже не за независимость Карабаха, а за сохранение существующей «независимости». Считаю, что этот «сегмент» упущен из внимания наших стратегов-аналитиков. После урегулирования конфликта именно этому поколению армян жить в Азербайджане. Боюсь, история может повториться. Ведь это поколение уже спустя годы будет рассказывать своим детям, что когда-то в конце 90-ых и начале 2000-ых Нагорный Карабах был «независимой страной».
Таким образом, сегодня мы являемся невольными свидетелями «конституционных» изменений в непризнанном государстве, затем последуют попытки международного признания нового названия «Арцах».
Понятно, что это делается с целью подготовить международное общественное мнение. Стратегия до банальности проста: подготовить «международный слух» (чтобы новое название звучало привычно и знакомо), «разместиться» в международном политическом сознании, а уже после четко укрепить позиции в этом самом сознании посредством различных исторических фальсификаций, что является излюбленным приемом армянского политического истеблишмента.
Фальсификации настолько срослись с настоящей историей этого народа, что их историки уже сами не различают границы между правдой и ложью.