Точка зрения, Эхо

Украине принимать «Евровидение»… готов ли Киев?

irada-asadova-tochka-zreniaИрада АСАДОВА

Меньше чем через три месяца Украине принимать «Евровидение». Готов ли Киев к этому дню? Морально — точно нет. Да и технически принять многотысячный поток гостей и участников популярного европейского песенного конкурса, Украина в нынешнем состоянии явно не в состоянии.

Спрашивается, le jeu n`en vaut pas la chandelle? Ведь сколько бы кто ни говорил, что Евровидение» — это контекст вне политики, и побеждает здесь исключительно Песня, все мы хорошо понимаем, что это не совсем так. И пусть в порядке редких исключений, но все же случается, что торжествует здесь не ее величество Музыка, а политические интриги и разборки на межгосударственном уровне.

И победа татарской певицы Джамалы с армянскими корнями, выступающей по воле судьбы за Украину, — наглядное тому доказательство. Многие фанаты евросонга до сих пор недоумевают, как ее песня «1944» была признана лучшей, ведь даже далекому от мира музыки и искусства человеку ясно, что вместо слов и нот песня содержит провокации, амбиции и интриги. А всему этому — не место на такой крупнейшей музыкальной арене, как «Евровидение». Но, поскольку это тема вчерашнего дня, то всякие размышления уже просто бессмысленны.

Сегодня на повестке дня стоит другой вопрос. А именно — как бы Украине, пусть и с горем пополам, но все же встретить музыкальную Европу и окончательно не ударить лицом в грязь перед представителями 42 стран, которые собираются посетить Киев уже в мае. Пока что у Украины хорошо получилось лишь разочаровать Йон Ола Санда. А это — уже не шуточки. Разочаровать самого исполнительного продюсера «Евровидения», который не скрывал своего негодования в связи с провалом старта продажи билетов на конкурс.

Произошло это несколько дней назад, и СМИ тогда всерьез заговорили о том, что конкурс находится под угрозой срыва. Что там пришлось предпринять украинским властям, не известно, но одумались быстро — после громкого скандала в минувший вторник билеты наконец-то поступили в продажу. За первые 15 минут с момента старта было продано более 3 тысяч. По крайней мере, так говорят сами организаторы в Киеве. Пишут, что два первых билета, выложив 7627 гривен, приобрела победительница «Евровидения» — 2004, украинская певица Руслана.

При этом один из билетов она подарит британской журналистке Сейди Тренд, которая, по словам Русланы, «много писала об участии Украины в «Евровидении». Такие вот знаки внимания. Видимо, заслужила… Говоря об организации конкурса, нельзя упустить из виду еще один тревожный момент. Буквально на днях в кулуарах «украинской организации» «Евровидения» произошел настоящий переворот.

Со здравым смыслом тут не по пути, но факт остается фактом — команда, которая отвечала за событийную часть конкурса (площадки для фанатов, прием зарубежных делегаций и т.д.) заявила, что больше не может продолжать свою работу из-за срывов тендеров и разногласий с руководством. «У нас забрали наши полномочия, назначив нового фактического руководителя конкурса в Украине, которого наделили полным контролем всех аспектов «Евровидения» в Украине. Мы по-настоящему желаем успеха «Евровидению» в Украине, но не видим возможности больше быть в проекте», — говорится в заявлении команды.

Первый заместитель гендиректора НОТУ Александр Харебин и уже бывший исполнительный продюсер «Евровидения-2017» в Киеве был более конкретен: «Мы не можем, не хотим и не будем прикрытием для тех людей, которые видят другое развитие дел по «Евровидению», — заявил он. «Коней на переправе не меняют», но если мы говорим об Украине, то эта страна, в которой, судя по всему, возможно все. Украинские организаторы призывают общественность не драматизировать и не нагнетать ситуацию, обещая подыскать «новых профессионалов».

Последовало даже «успокоительное» послание от вице-премьер-министра Украины Вячеслава Кириленко, который заявил, что «разногласия в команде не повлияют на качество проведения «Евровидения-2017».

«Для проведения песенного конкурса правительство выделило 455 миллионов гривен из государственного бюджета, а Киев — 200 млн.гривен, принят устав Национальной общественной телерадиокомпании Украины, ряд правительственных постановлений и другие необходимые решения на всех уровнях. НОТУ как вещатель-организатор Евровидения-2017 в тесном сотрудничестве с Европейским вещательным союзом реализуют совместный план действий по подготовке к песенному конкурсу. Несмотря на ряд проблем, которые были накоплены за предыдущий период, сегодня найдены ключевые решения, созданы условия для эффективного выполнения НСТУ всех задач в рамках подготовки к «Евровидению-2017», — заявил Кириленко.

А тем временем, пока Украина изо всех сил маскируют свою несостоятельность в деле организации «Евровидения», многие фанаты конкурса попросту отказываются ехать в эту страну. Причем для некоторых этот «выходной» будет первым спустя годы регулярного участия в евросонге в качестве фанатской команды. Обо всем этом пишут сами фанаты конкурса на форумах в Интернете.

Ну как тут не вспомнить Азербайджан?! В 2011 году наша страна впервые выиграла конкурс, и это всего лишь спустя 4 года после того, как мы присоединились к семье «Евровидения». Яркая и уверенная победа Эльдара Гасымова и Нигяр Джамал (Ell & Nikki) в Дюссельдорфе с песней Running Scared дала нам право провести конкурс в Баку.

И вот в 2012 году Азербайджан подарил музыкальной Европе такой конкурс, о котором потом говорили еще очень долго. Журналисты и участники тут и там признавались в том, что Азербайджан провел лучший по организации конкурс. Прошедший под девизом Light your fire!, конкурс в Баку действительно надолго зажег сердца фанатов огромной семьи под названием «Евровидение».

«Мне до сих пор пишут друзья из разных стран, что мы были лучшие, все хотят снова в Баку», — напоминает Фариз Гасымлы, президент официальной фанатской организации «Евровидения» OGAE — Azerbaijan.

Но вернемся к настоящему, в Украину. Хотя, что тут говорить. Все настолько непредсказуемо и экстремально, что нет сомнений — Киев нас еще удивит. Вот только очень хочется верить, что все же приятными сюрпризами.