За рубежом, Эхо

«Армянская карта» в центральноазиатском раскладе

arm-uzbekНУРАНИ

Армения активно осваивает «центральноазиатское направление» — пока что в информационном преломлении. Так, газета «Голос Армении» вдруг решила «полистать желтые страницы» и постращать читателей измышлениями, как такие-сякие азербайджанцы… провоцировали в Центральной Азии, прежде всего в Узбекистане и Таджикистане, погромы армян.

Правда, уже в первом абзаце газета проговаривается, с чего вдруг у нее проснулся интерес к центральноазиатской теме: «В СМИ в последнее время вновь появились материалы о провокационной деятельности азербайджанской агентуры в Средней Азии, которая пытается разжигать в странах региона антиармянские настроения. Эти материалы были перепечатаны и на нашем сайте.

Речь идет о псевдоученых, которые пытаются представить местной общественности свои «научные труды» про «армян- дашнаков», якобы осуществлявших в 20-е годы массовые убийства мусульман. Отрадно, что подобные искажения стали предметом интереса со стороны соответствующих органов Узбекистана». Нетрудно догадаться, о чем (и о ком) идет речь.

В Баку действительно развернута кампания в защиту историка и публициста, почетного доктора Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) Шухрата Саламова (Барласа).

Еще 1 февраля Ученый совет Института истории Национальной академии наук Азербайджана (НАНА) выразил крайнее возмущение в связи с судебным преследованием узбекского историка и публициста, почетного доктора института Шухрата Саламова (Барласа). Выступивший на заседании директор Института истории, депутат Милли vеджлиса АР Ягуб Махмудов отметил, что после того как вышли в свет книги Саламова «Туркестан и Южный Кавказ в XIX-XX веках. Дашнаки от Ферганы до Карабаха» (Ташкент, 2015) и «Карабах: война идей. Национализм. Терроризм. Геноцид» (Тбилиси, 2016), автор стал подвергаться преследованиям и давлению как стороны представителей Армении, так и по их указке — на родине в Узбекистане.

В принятом заявлении говорится, что^ согласно сообщениям СМИ, в отношении Саламова на его родине, в Узбекистане, выдвигается уголовное обвинение в разжигании межнациональной вражды (более того, поступают даже сведения о планах физического уничтожения ученого).

«Однако, справедливо ли в правовом, научном и моральном отношениях называть «разжиганием межнациональной вражды» раскрытие правды о реальных исторических событиях, исследование террористической деятельности партии «Дашнакцутюн» и других подобных армянских организаций? Именно по вине этих сил в ХХ веке погибли сотни тысяч безвинных азербайджанцев, турок, узбеков, представителей других тюрко-мусульманских народов», — говорится в заявлении.

При этом члены ученого совета отмечают, что Саламов не разжигает межнациональной вражды, ибо он не уравнивает понятия «армянский фашизм» и «армянский терроризм» с армянским народом. Ученые Института истории НАНА решительно осуждают судебное преследование своего коллеги, надеясm, что соответствующие властные инстанции Узбекистана примут все необходимые меры для пресечения чинимой в отношении Саламова вопиющей несправедливости. Это — лишь одно заявление в защиту ученого, который раскрыл не выгодные многим исторические факты, в том числе и о соучастии дашнаков в уничтожении Кокандской автономии.

Добавим от себя: материалы об этой не известной для многих трагедии публиковались и в нашей газете.

Напомним: в Центральную Азию после присоединения этих земель к России, и далеко не всегда мирного, переселилось немало этнических армян. В отличие от Южного Кавказа, такого «форпоста», как Эриванское ханство, превращенное в новоявленную «Восточную Армению», здесь не появилось, однако, по некоторым данным. в районе хребта Копетдаг Россия пыталась создать такую же цепь казачьих станиц и армянских поселков, каковая существовала на Северном Кавказе.

С началом революционных волнений позиции «Дашнкцутюн» в Центральной Азии оказались весьма серьезными. В числе прочего, эта партия быстро сформировала здесь свои вооруженные отряды. Затем эти отряды практически полностью, без смены командиров и политруков, вливались в ряды Красной Гвардии, а позже — Красной Армии. А местным «инородцам» правительство Ленина доверяло еще меньше, чем царское.

Достаточно вспомнить, как председатель Совнаркома Туркестанской республики Федор Колесов, недавний конторщик на ташкентской железной дороге, заявлял: «Невозможно допустить мусульман в верховные органы власти, поскольку позиция местного населения по отношению к нам не определена и, кроме того, они не имеют никакой пролетарской организации».

Тем более Москве неудобно вспоминать, что уже в ноябре 2017 года один из наиболее ярких лидеров национального движения в Центральной Азии — Мустафа Шокай и его соратники провозгласили Туркестанскую автономию со столицей в Коканде, бывшей столице Кокандского ханства, разгромленного Россией всего 40 годами ранее. К сожалению, Кокандская автономия не успела создать своей боеспособной армии и после 64-дневного существования 13 февраля 1918 года была разгромлена. Точнее, потоплена в крови. И особенно активную роль в этом сыграли все те же дашнаки.

Напомним: М.З.Садыхлы в своей книге «Ответ тебе даст история…» цитировал мемуары большевика, заместителя председателя Совнаркома РСФСР, туркестанца Турара Рыскулова «Революция и коренное население Туркестана» (Ташкент, 1925, с.105-108), точнее, раздел этой книги под красноречивым названием «Что делали дашнаки в Фергане»: «В пылу подавления восстания в течение девяти дней в Коканде творились и разные грабежи. Весьма расчетливые дашнаки решили сразу же нажить «деньгу», и город подвергся тщательной «чистке», — писал тогда Рыскулов.

В Коканде после прихода дашнаков, по его словам, «торговые слои армян тоже оказались ярыми «революционерами» и, влившись в отряд, приступили к разгрому города. Разгромлены были все магазины, все, что было возможно, свезено на склады, остальное было сожжено. Происходили массовые убийства.» Понятно, что в годы существования СССР эти факты попали в число «запретных», но сегодня они уже пробивают дорогу на страницы газет и книг, не говоря уже об Интернете — к вящему ужасу и Еревана, и Москвы.

Неслучайно, что в травлю Шухрата Саламова включаются уже и российские сайты, которые обвиняют историка в том, что он «турецкий шпион» (ничего не напоминает? — Н.) и «ведет инфомрационную войну против Армении и России». Еревану и Москве, в самом деле, есть что скрывать. И не только в Узбекистане.

Достаточно вспомнить, какой скандал разгорелся в Армении осенью 2016 года. Как тогда рассказывала наша газета, ереванский ArmenianReport возмущался: «Казахи оскорбляют армян уже на территории Армении». Что же произошло? Оказывается, новоназначенный посол Казахстана в Армении Тимур Уразаев, у которого журналисты поинтересовались, «как он объяснит тот факт, что Казахстан — наш союзник и партнер по ОДКБ и ЕАЭС, до сих пор не признал «геноцид армян» (здесь и далее кавычки наши — Ред.)», изложил позицию своей страны.

«Прежде всего, Казахстан сожалеет в связи с невинными жертвами 1915 года. Вопрос очень деликатный для армянского народа, мы это знаем. Прежде всего, когда мы говорим о признании «геноцида», этот вопрос в первую очередь надо адресовать тому, кто обвиняется в этом».

После чего напомнил: «Казахстан тоже имел много жертв в 1920-30-е годы. Вы знаете, что и в Казахстане от голода скончалось 40 процентов населения. Но вместе с этим, несмотря на то, что в Казахстане также идут обсуждения относительно геноцида в отношении казахского народа, наше правительство не идет этим путем». Речь шла о печально известном «голощекинском геноциде». Но в Армении тут же повели себя по принципу «на воре шапка горит».

По версии ArmenianReport, посол «стал косвенно обвинять армянский народ в том, что в Казахстане в 20-30-е годы прошлого века были репрессии и скончалось 40% населения». А затем проговаривается: «Совершенно очевидно, что Уразаев намекал на Левона Мирзояна, который в 30-е годы был первым секретарем ЦК КП Казахстана».

Но попытки разыграть «армянскую карту на ташкентском поле» имеют свою особенность. Отношения Москвы и Ташкента складываются как минимум неровно. После распада СССР Узбекистан первоначально вошел в состав СНГ и ОДКБ (договор о коллективной безопасности первоначально вполне официально именовали «Ташкентским»), но в 1999 году из этой организации вышел.

После терактов 11 сентября 2001 года в США и начала многонациональной операции в Афганистане на военном аэродроме Карши-Ханабад была создана военная база США, задействованная в афганской операции. Но затем, после исламистского мятежа в Андижане в 2006 году политический вектор в Ташкенте сменился. Мятеж был подавлен по жесткому сценарию, Запад по традиции заявил о нарушении прав человека, а Узбекистан в ответ закрыл американскую военную базу и восстановил членствоо в ОДКБ.

Но, как оказалось, ненадолго: в 2012 году Ташкент вновь заявил о выходе из ОДКБ. Теперь страна вновь на перепутье. После смерти Ислама Каримова, занимавшего пост президента Узбекистана еще с момента распада СССР, страну возглавил Шавкат Мирзияев. Обозреватели строят предположения, куда поведет страну новый лидер. И на этом фоне Москва, судя по всему, готова разыграть против сторонников реальной независимости Узбекистана еще и «армянскую карту».

И не только против Узбекистана. В столице Туркменистана, Ашхабаде, тоже отыскали впечатляющий «армянский след». Оказывается, до землетрясения 1948 года Ашхабад считался едва ли не армянским городом, армян тут было едва ли не больше, чем туркмен, и т.д. и т.п. Причем все это публикует не очередной бредовый портал вроде «Пандухта», а претендующий на серьезность ереванский «Спутник».

Честно говоря, после того, как тот же «Спутник» на полном серьезе заявил, будто бы первые саженцы кофе в Колумбию завезли армяне, от этого агентства уже вполне логично ждать и не таких откровений. Только вот…о том, что Ашхабад — это, оказывается, «армянский город», рассуждает директор Аналитического центра ИМИ МГИМО МИД России, эксперт Российского совета по международным делам (РСМД) Андрей Казанцев в своей статье «Постсоветский Туркменистан: малоизвестное настоящее и неопределенное будущее».

 

«Большую роль в культуре, науке, обеспечении системы управления и функционировании силовых структур страны в советский период и в начале заката СССР играло нетуркменское население, сосредоточенное в основном в столице — Ашхабаде. Как и в других странах Центральной Азии, в Туркмении было много русских, украинцев, евреев, татар. Спецификой было большое количество армянского населения», — цитирует его «Спутник». По версии Казанцева, до революции 1917 г. Туркменистан составлял отдельный Закаспийский край Туркестанского генерал-губернаторства, тесно связанный с Южным Кавказом, и служил ареной массированной миграции армянского населения с территории современного Азербайджана. «До катастрофического землетрясения 1948 г. Ашхабад даже считался армянским городом», — отметает Казанцев.

После чего сетует: массовый отъезд нетуркменского населения, особенно ускоренный односторонним отказом Туркменистана от двойного гражданства с Россией после покушения на Туркменбаши в 2002 г., привел к тяжелым последствиям для всех сфер жизни общества. Оставим на совести господина Казанцева уверения, будто бы без «русскоязычных» южные республики быстрого СССР всенепременно «загнутся». Важно другое.

В Туркменистане тоже недавно прошли выборы президента, и самое страшное, в стране уже присматриваются к возможностям транскаспийской транспортировки своего главного экспертного товара — газа. Что явно невыгодно «Газпрому», до сих пор неплохо зарабатывающему на скупке туркменского газа уже в устье скважины и его последующей перепродажи уже по более высокой цене.

И здесь Москва тоже, по всей видимости, готова разыграть «армянскую карту». Судя по всему, так же как и в двадцатые годы, армянские националисты остаются ее главной ударной силой против тюркоязычных государств. Только вот сегодня не получится действовать теми же методами, при помощи которых была потоплена в крови Кокандская автономия.