За рубежом, Эхо

«Дело Лапшина»: в Ереване ставят на правозащитников

alexander-lapshin-arrestНУРАНИ

В Армении вновь делают ставку на правозащитников. На сей раз —  в «деле Лапшина». «Amnesty International осудила экстрадицию  блоггера Лапшина», — возвещает News.am.

Как радостно сообщают  в Ереване, эта правозащитная организация Amnesty International  осудила экстрадицию блогера Александра Лапшина из Беларуси  в Азербайджан. «Уголовное дело в отношении Александра  Лапшина должно быть прекращено, и он должен быть немедленно  освобожден», — говорится в заявлении организации. Аргументы,  правда, у Amnesty International подкачали.

Оказывается, обвинения  против Александра Лапшина являются нападками главным  образом в связи с его блогами, в частности, его критики  относительно системы пограничного контроля Азербайджана и  социального неравенства в стране.

Обвинение в «публичных  призывах против государства», по версии AI, не имеет никаких  правовых оснований, поскольку критика властей Азербайджана в  блоге полностью попадает в сферу права на свободу выражения  мнения. Но самое главное, организация утверждает, что  незаконный въезд не следует рассматривать как уголовное  преступление. Из чего делается вывод: задержание Лапшина — это  произвол, а значит, несчастного блогера надо немедленно  отпустить, а уголовное дело против него прекратить.

Наверное, здесь было бы уместно спокойно и «по пунктам»  разобрать сей опус. Напомнить, что попал Александр Лапшин в  СИЗО не за «свободу слова», а за конкретные уголовные  преступления, в том числе нарушение законов о въезде в страну.

Что критика — это одно, а вот призывы к тому, чтобы рвать  территорию страны на куски, — уже другое. Что Азербайджан — это  признанное мировым сообществом государство, и его законы,  суверенитет и границы тоже надо уважать. Что, наконец, статус  блогера, в отличие, например, от статуса депутата или дипломата,  неприкосновенности не гарантирует.

Наконец, можно  посоветовать для начала активистам Amnesty International  обратиться к кому-нибудь из профессиональных юристов, чтобы те  объяснили, что такое граница, что такое запрет на въезд и призывы  к нарушению территориальной целостности. Тогда, быть может, AI  и не написала бы в своем заявлении такой, пардон, околесицы. Но  это имело бы смысл в том случае, если бы у Amnesty International  оставалось хоть что-то похожее на репутацию.

Другое дело, что правозащитное сообщество сегодня — это для  Армении едва ли не единственный «политический актив» в  ситуации, сложившейся вокруг Александра Лапшина. Здесь,  пожалуй, нужно уточнение. С одной стороны, интерес к этому делу  в Армении по-прежнему высокий. С другой, после того, как  Лапшин был экстрадирован в Баку и водворен в СИЗО, новостей  особых нет, а те, что есть, армянскую аудиторию вряд ли обрадуют.

Более того, на фоне предстоящих парламентских выборов в  Армении такой оглушительный провал именно на «евразийском  направлении» нужен ее властям менее всего. Напомним: еще в  конце минувшей недели, по горячим следам экстрадиции,  ереванский «Голос Армении» вынужден был констатировать, что,  по ереванской логике, «есть во всей этой позорной истории один  аспект, который почему-то до сих пор не заслужил должного  внимания. Речь о безопасности граждан Армении на территории  государств-союзников.

Якобы, точнее, формально союзников. Так  вот, очевидно: сегодня большинство граждан Армении, которых  Азербайджан открыто называет врагами, чувствовать себя  комфортно, в частности в Беларуси, не могут». Ереванская газета  вынуждена признать: «Да, все это преподнесено в юридической  обертке нарушений азербайджанского законодательства. Но  согласитесь, по идее, в ту же обертку в Баку могут обернуть любого  гражданина Армении. Тем более журналистов, блогеров,  патриотов, активных пользователей соцсетей. Словом, армян, чьи  слова могут не понравиться азербайджанскому руководству».

К  вящему ужасу «ГА», «кто знает, против кого возбуждаются  уголовные дела в Азербайджане? Кто из граждан Армении может  точно сказать, что он «чист перед азербайджанским  законодательством»?»

Здесь, конечно, надо бы напомнить: во-первых, невозможно быть  соучастником преступления, каковым является агрессия, и  остаться при этом чистым перед законом, и не только  азербайджанским, но и международным. А во-вторых, ереванским  «журналистам, блогерам, патриотам, активным пользователем  соцсетей», и не только им, надо уяснить простую вещь: если в  Армении преступление, совершенное против азербайджанцев,  таковым не считается, это еще не значит, что весь остальной мир  думает так же.

Во всяком случае, уже известно, что вслед за  замначальника полиции Армении в Минск отказался ехать  небезызвестный Аркадий Тер-Тадевосян, по совместительству  председатель ЦС «ДОСААФ Армении». Он, по последним  сообщениям, отказался от участия в праздновании 90-летия  ДОСААФ Беларуси.

«Уважаемый Иван Васильевич (Дырман),  благодарю Вас за приглашение, но, исходя из того, что я был в  Карабахе, не смогу принять участия в 90-летии образования  ДОСААФ Беларуси», — написал Тер-Тадевосян, намекая на  случай с блогером Александром Лапшиным. Плюс ко всему в  Ереване не могут не понимать: это пока «прилетело» только в  Беларуси. Завтра список «невъездных» стран может существенно  расшириться.

Только вот понятно и другое. До последнего времени в случае с  «делом Лапшина» в Армении были уверены: вот сейчас Россия  скажет строгое «ну-ну-ну!» — и в Азербайджане заодно с Беларусью  забудут обо всех своих претензиях и договоренностях. Но именно  тут произошел облом. Москва после белорусского решения об  экстрадиции свое участие в «деле Лапшина» свела к консульским  процедурам. Дипломаты посетили блогера в СИЗО,  удостоверились, что у него нет сокамерников, еда нормальная, на  условия не жалуется…Мария Захарова, пресс-секретарь МИД РФ,  резко сменила риторику.

И даже едко сыронизировала в ответ  армянскому журналисту, когда тот поинтересовался судьбой  гражданина России Марата Уелданова (Галустян), которого  арестовали в Баку примерно год назад за торговлю наркотиками,  но в Ереване считают, что из-за «армянского происхождения», а  также российско-израильского блогера Александра Лапшина,  переданного Минском Азербайджану. Захарова ответила: «Вам  большое спасибо, как представителю Армении, за интерес к  подобной теме, потому что вы нам напоминаете о судьбе  российских граждан».

И добавила: отрадно, что СМИ Армении  озабочены российско-азербайджанскими отношениями. «Что  касается сути вопроса, то я могу сказать, что мы информируем и  средства массовой информации, и, конечно, родственников  относительно того, что предпринимается по защите тех российских  граждан, о которых вы сказали», — сказала Захарова. Она  напомнила, что с Уелдановым были проведены встречи  представителей консульского отдела посольства РФ, и этим делом  занимается российское посольство.

Говоря о проблеме, связанной  с Лапшиным, Захарова отметила, что этот вопрос, как и другие  вопросы, которые возникают в двусторонних отношениях, вне  зависимости от того, о каких странах идет речь, должны решаться  в рабочем порядке. А уж посол России в Беларуси Александр  Суриков, выражая отношение к экстрадиции блогера Александра  Лапшина в Азербайджан, так вообще посоветовал: «Если ты  совершил что-то запрещенное в каком-то государстве, не  обязательно афишировать на весь мир».

Как напомнил дипломат,  Лапшин знал, что те, кто посещает Нагорный Карабах, являются  невъездными в Азербайджан: «Воспользовавшись тем, что в  Азербайджане проводилась «Формула-1», он съездил еще раз. Под  «Формулу-1″ его пропустили азербайджанские силовики. А  вернувшись оттуда, начал хвастаться в соцсетях, какие плохие  азербайджанцы. Потом поехал в Беларусь, у него здесь  родственники. И тут его по запросу Азербайджана задержали».

И  самое главное, российский дипломат признал, что запрос  Азербайджана об экстрадиции Лапшина обоснован юридически:  «Запрос обоснован юридически, потому что в рамках СНГ  существует соглашение о выдаче в случае уголовного  преследования, и Генпрокуратура Азербайджана обратилась в Минск.  Беларусь предприняла этот шаг на основании этого обращения.

Наша консульская служба работала вместе с израильтянами,  чтобы его отдать России или Израилю. России его в рамках того  же соглашения можно было бы отдать — но у нас против него нет  уголовного дела». Словом, нельзя не заметить: Россия «смягчает  риторику» и не демонстрирует намерений ни объявлять войну  Беларуси и Азербайджану из-за Лапшина, ни десантировать в  Кюрдаханы группу «Альфа», чтобы освободить блогера.

Вот и  остается Армении хвататься за все, что не тонет. В том числе  правозащитников. Во всяком случае, эксперт Французского центра  стратегических исследований Кайц Минасян в интервью «Лрагир»  изрекает: «Будем надеяться, что Совет Европы также вмешается (в  дело Лапшина — Ред.), поскольку речь идет о свободе слова и  передвижения».

По его словам, «Армения может сделать  следующее: обратиться к диаспоре и призвать  интернационализировать вопрос Лапшина, обратиться к  международным правозащитным организациям и призвать к  защите блогера Лапшина, направить запрос в Совет Европы» и т.д.

Только вот, судя по всему, в Совете Европы, в отличие от AI, знают,  что такое границы и суверенитет. В особенности после «крымских  санкций» против России, чьим форпостом является Армения.