Точка зрения, Эхо

Интеграционный потенциал культуры в армянской политике

tochka-zrenia-asif-usubaliyevАсиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])

Вполне очевидно то, что в международной практике количество обращений к политическим потенциалам «культуры» с каждым годом будет только расти. Можно привести сразу несколько доводов данному предположению.

Одним из основных факторов, объясняющих подобную вероятность, является то, что «культурные инструменты» реализации политических целей позволяют при минимальных затратах достичь максимальных результатов. Рационализация средств реализации политических задач, а также характер современных международных отношений и объективно существующие в мире глобальные тенденции неизбежно обособляют значимость применения «мягкой силы» в реализации как внутриполитических, так и международных задач.

А в контексте информационной войны, которую переживает наша с вами страна, «культура» и вовсе примеряет к себе статус стратегической значимости. Тем самым данная тема, как минимум, в период ближайшей исторической перспективы буквально обречена на острую политическую актуальность. Собственно говоря, благодаря редакции газеты «ЭХО» периодически обращаемся к выше обозначенной проблематике.

Вновь вернуться к этому вопросу буквально принудило заявление премьер-министра Армении Карена Карапетяна о том, что в течение двух месяцев правительство их страны подготовит программу совместных культурных мероприятий с армянской диаспорой мира.

При этом К.Карапетян подчеркнул, что культурные мероприятия служат пропаганде армянских ценностей и содействуют повышению авторитета их страны среди жителей диаспоры (NEWS.am).

Для полноты политического контекста здесь только добавим, что армянская диаспора вместе с церковью этой страны — не просто неотъемлемые институты политической системы Армении, а к тому же еще и являются оплотом идеологического сплочения армян всего мира. То обстоятельство, что правительство Армении готовит совместные культурные мероприятия с диаспорой, говорит о внешне направленном спектре культурной политики официального Еревана.

Привлекает внимание также и то, что правительство этой страны даже не пытается завуалировать истинную цель данного направления их политики. Ничего нового, история этой страны наглядно доказывает, что «культура» в Армении всегда выступала инструментом политических манипуляций. Более того, именно историко-культурные факторы как раз и стоят в основе маниакальных амбиций Армении на территорию Нагорного Карабаха.

Даже самый поверхностный анализ особенностей армянской политики говорит о том, что «культура» в этой стране является политическим инструментом для исторических фальсификаций и манипуляций. Армянская идеология — это цементирующий инструмент, объединяющий армян мира. А в основе их идеологии как раз и стоят армянские культурные мифы. Повторюсь, но отчасти поэтому можно говорить о том, что творчество в Армении не всегда является первопричиной участия в культурной жизни страны.

Цель участия в культурной жизни или целью занятия каким-либо видом творчества является также и желание внести личный вклад в процесс культурной пропаганды страны. Если родители в их стране записывают своего ребенка в музыкальную школу на класс «балабан», то они это делают не только для того, чтобы их ребенок стал мастером исполнения музыки на балабане, а еще и для того, чтобы «доказать» всему миру национальную принадлежность этого музыкального инструмента.

Собственно в этом и заключается желание каждого участвовать не только в пропаганде «их культуры», но и в процессе «национализации» элементов чужого культурного наследия. Конечно, данный принцип не всегда применим, но факт существования подобного социокультурного подхода имеет место. Зачастую в этом подходе и заключается идеологическая разница между ними и нами.

Таким образом, «культура» в Армении — это не просто государственная атрибутика, это весьма эффективный идеологический инструмент реализации политических задач. Государственная идеология «Дашнакцутюн» и стратегия поведения армянской мировой диаспоры также построены с учетом культурно-религиозных факторов. Причем опыт применения ими данного «инструмента» имеет большую историю.

Здесь же справедливости ради отметим, что культурные факторы для идеологизации государственной политики сегодня применяются во многих странах мира. Так, например, анализ выступлений министра культуры России В.Мединского позволяет говорить, что государственная политика этой страны тоже не лишена участия данного культурного фактора. Развивая контекст данной «точки зрения» на фоне российско-армянских отношений, хотелось бы еще раз напомнить об одном общеизвестном историческом факте.

А именно, привести цитату из письма А.Грибоедова русскому императору: «Ваше превосходительство, не разрешайте поселение армян на центральных русских землях. Они из такого племени, что, прожив несколько десятков лет, начнут кричать на весь мир, что это земля наших отцов и прадедов». Ситуация до боли знакомая, поэтому эти слова оставим без комментариев. Фальсификация и пропаганда — это излюбленные методы идеологов армянской государственности. Заметим, что и здесь культурный фактор предельно ясно себя обнаруживает.

Просматривая армянские информационные порталы, можно легко столкнуться с документальными доказательствами того, как армянские стратеги «жонглируют» культурно-историческими факторами. Материалы, которые находят себя на страницах их интернет-ресурсов, сосредоточены в основном на том, чтобы сфальсифицировать историю и конкретные факты. Они больше говорят о том, что якобы было в их истории, а не о том, в каком состоянии находится сегодня их страна. Конечно, историю легче сфабриковать, куда сложнее признаться, что их сегодняшнее положение — это непосредственный результат незаконной оккупации азербайджанских земель.

Однако это их проблемы, ложь, самообман и иррациональность ведут эту страну к тупиковой ситуации, что с каждым годом искусственно ограничивает полноценный суверенитет Армении.

Возвращаясь же непосредственно к контексту данной статьи, мне хотелось бы задаться открытым вопросом: а где наша диаспора и дипломатические представительства, и почему они не предпринимают упредительных мер? Ведь, если глава правительства Армении анонсирует факт проведения в различных странах мира дней армянской культуры, то, наверное, можно и узнать репертуар этих концертных программ, которые, вне всяких сомнений, будут состоять из элементов азербайджанского нематериального культурного наследия.

Если учесть, что в информационной войне для реализации наступательной тактики, к которой призывает глава государства Ильхам Алиев, необходимы «поводы», то лучшего информационного повода просто не придумать.

Как минимум можно выступать с призывами бойкотировать мероприятия, проводимые в рамках дней армянской культуры, или подготовить информационно-аналитические материалы, которые свидетельствуют, что концертная программа состоит исключительно из элементов азербайджанского культурного наследия.

Конечно, не факт, что результат будет мгновенным, но постоянство и продолжительность мер обязательно дадут свой политический эффект.