А.ШАКУР
Ситуация в Сирии продолжает оставаться в центре внимания. А события вокруг городка Эль-Баб могут определить вектор развития политических процессов в регионе в весьма долгосрочной перспективе.
Освобождение сирийского города Эль-Баб от боевиков запрещенной в России террористической организации «Исламское государство» (ИГИЛ) — дело ближайшего времени. Об этом заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, передает РБК со ссылкой на Anadolu.
«После того как стратегически значимый комплекс городской больницы был очищен от террористов ИГИЛ, полное освобождение города — это дело ближайшего времени. Террористы покидают город», — сообщил турецкий лидер. В настоящее время Эль-Баб полностью блокирован, турецкие войска заняли центр города, идут бои. Когда турецкие военные установят контроль над Эль-Бабом, «актуализируется вопрос освобождения Мюнбича и Ракки», заявил Эрдоган.
Он отметил, что этот вопрос уже обсуждается с новой вашингтонской администрацией. Как напоминает РБК, еще в начале недели сообщалось, что Эрдоган и Трамп в ходе телефонного разговора договорились действовать в Эль-Бабе и Ракке сообща. Кроме того, Anadolu отмечало, что в ходе беседы Трамп заявил о важности борьбы с признанными в Турции террористическими организациями «Рабочая партия Курдистана» (РКК), «Отряды национальной обороны» (YPG), «Партия «Демократический союз» (PYD).
В Турции эти группировки не без оснований считают террористическими. Администрация Обамы, напомним еще раз, пыталась заигрывать с курдскими отрядами в Сирии, что вызывало понятное возмущение у Анкары. Теперь же, судя по всему, Турции и США удалось поднять взаимодействие в Сирии на принципиально иной уровень. Понятно и другое. Эль-Баб, как уже не раз отмечали эксперты, имеет весьма важное стратегическое положение.
Он расположен в 30 км от турецкой границы, и для Анкары принципиальный вопрос — не допустить, чтобы он перешел под контроль курдских группировок. Наступление на этот город ведут и сирийские правительственные войска — при поддержке России. Сирийские войска при авиаподдержке России освободили населенный пункт Тадеф — форпост террористов ИГ на подступах к городу Эль-Баб, сообщили в Министерстве обороны России, передает BFM.
«В ходе боевых действий в районе населенного пункта Тадеф правительственными войсками уничтожены более 650 террористов, два танка, четыре боевые машины пехоты, 18 автомобилей повышенной проходимости с установленным на них тяжелым вооружением, семь минометов и шесть «джихад-мобилей», — цитирует «Интерфакс» сообщение военного ведомства. По данным Минобороны РФ, Тадеф на северо-востоке провинции Алеппо был «наиболее укрепленным форпостом боевиков на подступах к городу Эль-Баб».
Российские военные заявили, что наступательную операцию сирийских вооруженных сил при освобождении Тадефа поддерживала авиация Воздушно-космических сил. «В результате наступления сирийские правительственные войска вышли на согласованную с турецкой стороной линию разграничения с формированиями Свободной сирийской армии», — сообщили в Минобороны РФ. Однако за этими победными реляциями кроется весьма опасный процесс. Однако не менее важно и другое.
Напомним: речь идет о том самом Эль-Бабе, где накануне турецкие солдаты попали под удар ВКС России. Москва тогда поспешила заявить: дескать, все произошло из-за «несогласованности координат», турецкие военнослужащие оказались там, где их не должно было быть. Однако теперь в Анкаре обнародовали свою версию. Турецкий Генштаб заявил, что военные, попавшие под обстрел российских Воздушно-космических сил (ВКС) 9 февраля, находились на позициях около десяти дней, сообщает РБК со ссылкой на Reuters. Там также добавили, что координаты с расположением солдат были переданы российской стороне накануне. По словам представителя Генштаба, Турция регулярно обменивалась информацией с коллегами из России, чтобы избежать конфронтации.
На этом фоне обозреватель российской «Новой газеты» Павел Фельгенгауэр напоминает: «И турецкий, и российский Генштабы сразу объявили этот бомбово-штурмовой удар «непреднамеренной ошибкой», а президент Владимир Путин в тот же день позвонил президенту Турции Реджепу Тайипу Эрдогану и выразил соболезнования.
Москва и Анкара в последнее время стараются тесно координировать свои военные и политические действия в Сирии, и потому казалось, что трагический эпизод будет оперативно урегулирован, а координация действий турецких и российских военных только укрепится. Но российское военное ведомство вместо того, чтобы признать ошибку и крепко замолчать, начало по своей традиции доказывать, что ни в чем не виновато, что это турки сами как-то «переместились» на территорию, где их не должно было быть, и не сообщили об этом. По словам Дмитрия Пескова: «Это была несогласованность в предоставлении координат».
Более того, по его словам, «источники из Минобороны сообщили знакомым журналистам, что турки не просто так выдвинулись без спроса в «квадрат», который был заранее разведан, согласован и утвержден для бомбежки, но что сначала там были отряды «Свободной сирийской армии» (ССА), которые при турецкой поддержке штурмуют Эль-Баб, и что эти боевики обстреляли бойцов сирийской правительственной армии (Сирийская арабская армия — САА), которые вместе с союзными ополченцами продвигаются при поддержке ВКС к Эль-Бабу с юго-запада, в то время как турки и ССА наступают с северо-востока.
По версии источников Минобороны, в боевых порядках наступающих на Эль-Баб отрядов САА не было российских офицеров связи и авианаводчиков. Вот, мол, потому пришел от сирийцев непроверенный запрос на авиаподдержку, и ВКС нанесли бомбово-штурмовой удар, а боевики ССА тем временем продвинулись дальше к Эль-Бабу, и утром 9 февраля под удар попали турки, которые успели занять оставленные ССА позиции». По мнению эксперта, «понятно, что в турецком Генштабе после такого не могли промолчать и рассказали журналистам, как оно все было по правде (по турецкой версии).
Что турецкий отряд находился на одних и тех же позициях последние 10 суток, а координаты его местоположения были своевременно переданы по согласованным каналам российской стороне. Что 8 февраля турецкие военные подверглись ракетному обстрелу «с российской стороны» (речь, очевидно, идет о позициях САА), что немедленно был заявлен протест и повторно переданы координаты позиции в штаб ВКС на базе Хмеймим, а также российскому военному атташе в Анкаре для передачи в Москву в Генштаб. Через 9 часов 29 минут после этого ВКС нанесли по туркам неожиданный массированный бомбово-штурмовой удар».
Как уверен Фельгенгауэр, ВКС России вполне могли «навести» на турецких солдат сирийские военнослужащие. И вообще, по его мнению, «российско-турецкая свара вполне в интересах Асада, и, возможно, что его командиры нарочно спровоцировали ВКС разбомбить турок». Как напоминает эксперт, «Эрдоган объявил, что с падением Эль-Баба закончится формирование так называемой «буферной зоны безопасности», в которой турецкие строительные фирмы уже начали возводить постоянные лагеря для сирийских беженцев, чтобы они не перебирались в Турцию и дальше в Европу, а жили и получали гумпомощь под охраной турок и ССА, свободные от власти ИГ и правительства Башара Асада в Дамаске».
А это уже не нравится Башару Асаду, который и попытался спровоцировать уже противостояние между Анкарой и Москвой. И, возможно, главные события еще впереди: «Теперь уже турецкие военные будут ждать подходящего случая и помнить, как их 9 февраля не только разбомбили, но потом выставили идиотами, которые не понимают собственного местоположения, — уверен журналист. — Вообще по мере того, как ИГ слабеет в изоляции и под ударами со всех сторон, его противники, которые часто ненавидят друг друга больше, будут сходиться все ближе. К общей сваре (ближе к Ракке — сирийской «столице» ИГ) прибавятся еще курдские YPG, и нынешние стычки вокруг Эль-Баба могут показаться мелочью».
При этом лучше не забывать еще об одном. Союз с Россией, как уже указывала наша газета, был для Турции скорее тактическим, чем стратегическим. Интересы двух стран в Сирии «пересекаются» весьма жестко. Пока администрация Обамы активно заигрывала с курдами, Анкара демонстрировала партнерство с РФ, но теперь ситуация меняется, в том числе и для самой России.
И на этом фоне вряд ли случайно, что, по информации RNS, «сирийские источники сообщили о прилете из РФ на авиабазу Хмеймим четырех многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34, которые дополнительно предполагается задействовать для борьбы с террористами «Исламского государства». Официально данную информацию Минобороны РФ пока не подтвердило». Есть, конечно, версия, что новое усиление авиагруппы связано с тем, что «сирийские правительственные силы так и не перешли в решительное стратегическое наступление на ИГ».
Однако есть и другие соображения: «При этом в связи со значительной активизацией там боевых действий со стороны Турции и коалиции во главе с США возникла угроза, что основные нефтеносные районы, расположенные на левобережной стороне Евфрата, после разгрома ИГ в Ракке и Дейр-эз-Зоре попадут под контроль американцев. А ключевые города — Эль-Баб и Аазаз, расположенные на севере провинции Алеппо, будут оккупированы Турцией.
Воздушно-космические силы (ВКС) России в последнее время активизировали удары по позициям боевиков ИГ в районе Эль-Баба, поддерживая тем самым отряды курдов и войска Башара Асада. Именно в связи с этим, видимо, и произошел инцидент, связанный с гибелью 9 февраля турецких военнослужащих в районе города Эль-Баб в результате случайного удара по ним российской авиации. Москва и Анкара посчитали такие действия ВКС непреднамеренными, — отмечает RNS. — Однако вряд ли все противоречия, которые сложились в результате боевых действий Турции на территории Сирии, устранены».
Напомнив о заявлении Эрдогана, что «после взятия Эль-Баба турецкие войска начнут наступление именно на столицу ИГ», RNS отмечает: «Такой план, видимо, согласован с США — о нем турецкие власти не раз заявляли на прошлой неделе. Пока не известно, как к этим планам отнесется Россия.
МИД РФ уже подчеркивал, что действия турецких войск в Сирии должны быть согласованы с официальным Дамаском. Но, скорее всего, турецкое руководство этого не будет делать. Таким образом, противоречия между Дамаском, Москвой и Анкарой в ближайшее время могут еще больше обостриться».