НУРАНИ
Тегеран и Ереван крепят дружбу, причем на всех уровнях. Как передает агентство ИРНА, эчмиадзинский католикос Гарегин II по случаю 38-й годовщины победы Исламской революции посетил посольство ИРИ в Ереване и подписал мемориальную книгу.
В ходе своей встречи с послом Исламской Республики в Армении Сейед Казем Джавади армянский духовный лидер назвал двусторонние отношения ценными и устойчивыми, старательно и умилительно сообщает ИРНА.
Как отмечает официальное информагентство Исламской Республики Иран, католикос также считает, что политические отношения между двумя странами и уважение к ценностям божественных религий являются важными в укреплении стабильности и мира в регионе. Посол Ирана также, в свою очередь оценил человеческий взгляд католикоса всех армян и сказал, что религиозные отношения между двумя странами показывают дружбу Ирана и Армении, который может играть важную роль в мирной жизни мусульман и армян.
Здесь бы, конечно, поинтересоваться, какое такое «уважение к божественным религиям» проявила паства Гарегина II? Если кто подзабыл, еще в марте 2015 года депутат Милли меджлиса (парламента) Хангусейн Кязымлы, выступая на конференции на тему «Памятники на оккупированных территориях: оценка нанесенного ущерба», заявил, что установлены конкретные факты разрушения религиозных памятников на оккупированных Арменией территориях Азербайджана — в Нагорном Карабахе и в прилегающих районах разрушены 67 мечетей. Добавим от себя: разрушают даже азербайджанские кладбища.
Ни о чем подобном посол ИРИ в Армении со своим дорогим гостем не говорил. Другое дело, что не приходится спорить с Гарегином II в том, что у Ирана и Армении действительно весьма близкие отношения во многих сферах. Перед тем, как иранскую дипмиссию посетил католикос Гарегин II, посол Ирана в Армении Сейед Казем Джавади встречался с генеральным прокурором Армении Артуром Давтяном. И заявил в ходе встречи, что значительно увеличилось число поездок граждан Армении в Иран и граждан Ирана в Армению.
В свою очередь, Артур Давтян подчеркнул важность существующих между двумя странами отношений на высоком уровне. По его словам, есть потенциал для повышения эффективности сотрудничества в правовой сфере. Стороны обсудили вопросы, касающиеся правовой помощи по уголовным делам, передачи осужденных, и выразили готовность углублять отношения. Также посол передал генеральному прокурору Армении визит генерального прокурора ИРИ посетить с визитом Иран.
Правда, при этом у сотрудничества Ирана и Армении нет внятного экономического базиса. Нефть и газ Армения покупает в России и даже не имеет полномочий решать, у кого и за сколько приобретать энергоносители: все эти вопросы отданы на «аутсорсинг» Москве. Исламскую Республику Иран коньяк по понятным причинам не интересует. На экспорте в Армению фисташек или даже ковров много не заработаешь: рынок крошечный и не ахти какой платежеспособный. Другое дело — политическое сотрудничество. Недавний визит в ИРИ министра обороны Армении Вигена Саркисяна дает здесь изрядную пищу для размышлений.
Во всяком случае, сайт armtimes.com по этому поводу возвещал: «Состоялся официальный визит министра обороны Армении Вигена Саркисяна в Исламскую Республику Иран. Ирановеды считают этот визит историческим. Подчеркивается, что в последний раз министр обороны Армении с официальным визитом посещал Иран семь лет назад, и ожидается, что этот визит приведет к важным договоренностям в области обороны, которые, по известным причинам, останутся в тайне».
Кое-какие догадки у ереванских экспертов, впрочем, есть: «Особенно обращают внимание на то, что министр обороны посетил компанию «Электронная промышленность Ирана», которая специализируется на планировании и разработке технологических решений в сфере обороны. В СМИ распространилась информация, что Вооруженные силы РА передали Ирану какую-то информацию о прострелянных во время апрельской войны израильских беспилотниках.
А ирановеды отмечают, что Армения и Иран, возможно, разрабатывают совместный проект борьбы с израильскими беспилотниками». Специалисты, правда, предупреждают: технологический уровень развития Ирана и Армении к осуществлению подобного рода проектов как-то не очень располагает. Так что куда логичнее предположить, что основные переговоры шли вокруг военной логистики. Тем более, что, судя по многим признакам, в Армении вновь готовятся «играть на обострение». Строго говоря, попытка проникновения через линию фронта армянской разведывательно-диверсионной группы, которую азербайджанские войска уничтожили накануне, уже дает здесь изрядную пищу для размышлений. Плюс ко всему одним этим фактом дело не ограничивается.
В Армении развернута и соответствующая подготовка общественного мнения. Так, в беседе с корреспондентом Tert.am бывший «депутат парламента Нагорного Карабаха» (здесь и далее кавычки наши — Ред.) и участник боевых действий начала девяностых Ваан Бадасян, комментируя перестрелку на линии фронта, происшедшую накануне, заученно заявил: дескать, это такой-сякой Азербайджан готовится к новой, более широкомасштабной войне, принимая во внимание свои ошибки, допущенные во время апрельской войны.
По словам Бадасяна, Азербайджан намеревается развязать войну, чтобы решение «вопроса Арцаха» пошло бы по его сценарию. На вопрос о том, был ли ответ армянской стороны соразмерным, было ли этого достаточно для подавления противника, экс-депутат ответил: «Нужно давать не эквивалентный отпор, а предпринять неравнозначные меры». Какие именно меры имел в виду Бадасян, Tert.am не раскрывает, зато сообщает о другом.
На вопрос о том, продолжит ли азербайджанская сторона интенсивно нарушать режим прекращения огня, Ваан Бадасян ответил: «Да, это будет продолжительным, та же самая логика. Посмотрите, в 2014 г. Азербайджан начал интенсивно обострять ситуацию на границе, что в дальнейшем привело к логическому завершению, то есть начались широкомасштабные действия. Сейчас они готовятся к широкомасштабной войне с учетом своих ошибок во время апрельской войны».
И, конечно, заявление бывшего боевика и бывшего «депутата парламента» никем не признанного «недогосударства» вряд ли заслуживало бы внимания, если бы в тот же день уже «Голос Армении», весьма близкий к правящим кругам, не поместил бы на своих страницах статью под красноречивым заголовком: «Право силы отменить нельзя». По мнению газеты, «армянской стороне необходимо изменение модели противодействия».
Перечислив — в армянской, естественно, версии — последние инциденты на линии фронта, «ГА» глубокомысленно изрекает: «Безусловно, этот ряд следует рассматривать в общем контексте внешнеполитических процессов». В их числе «и экстрадиция блогера Лапшина со всеми вытекающими отсюда последствиями (или же их отсутствием)», и «визит Алиева в Брюссель», где, к вящему ужасу Еревана, ему удалось «добиться своей цели в плане нефтегазовых интересов».
После чего продолжает: «Все эти политические развития идут своим чередом и будут идти дальше. Однако с точки зрения интересов армянской стороны по-прежнему не может не беспокоить ситуация на передовой — в частности, безнаказанность политики нарушений режима прекращения огня и убийств армянских военнослужащих. Как и продолжение фактического поощрения этой преступной политики посредниками из Минской группы — либо полным отсутствием реакции, либо безадресными и беззубыми заявлениями с трепетным соблюдением порочного паритета.
Единственное, чем отметилась «тройка» за прошедшие с нового года месяц и неделю, так это дежурными сообщениями о намерении устроить встречу министров иностранных дел, которыми обменялись российский и американский сопредседатели. По поводу провокаций на границах армянских государств, сопровождавшихся потерями с обеих сторон, убийств военнослужащих снайперами и ответных действий «ВС НКР» и РА, как и о постоянном взвинчивании ситуации со стороны Баку, они предпочитают молчать».
В переводе вся эта слезливая тирада означает: несмотря на все вопли и стенания, на провокации разного рода околоправозащитной публики и т.д., на политической и дипломатической арене Армения терпит одно поражение за другим. Из чего газета «Голос Армении» делает свой вывод: «Приведем в связи с этим мнение политолога Алена Гевондяна, высказанное в соцсети «Фейсбук». Отмечая, что модель противодействия с нашей стороны нуждается, скорее всего, в изменении, он пишет: «Хорошо осознавая все риски и последствия, видимо, давно нужно было исключительно силовым методом принудить противника к адекватному поведению.
Возможно, право силы сумеет принудить к тому, что не могут обеспечить «международное право» и дипломатия». Похоже, апрельское поражение Армению ничему не научило, и здесь опять готовятся к реваншу. А война, как известно, требует бесперебойной поставки оружия, боеприпасов, комплектующих…
Как напоминает Armtimes, «во время пресс-конференции, состоявшейся 27 января, Виген Саркисян сделал очень интересное заявление. Отвечая на вопрос о поставках купленного у России вооружения на 200 миллионов долларов, Саркисян отметил, что большая часть этих вооружений уже находится в Армении, поставлена вооруженным силам: «Мы также продолжим диалог с российской стороной о продолжении этого проекта, потому что в действительности то, что мы получаем от России на основании нашего сотрудничества в рамках ОДКБ, не может обеспечить потребность в ультрасовременных вооружениях наших вооруженных сил.
Следовательно, мы ищем все возможные пути как на российском рынке, так и у других союзников, чтобы пополнить наши вооруженные силы необходимым вооружением». Министр обороны отметил, что составлен график посещений с целью ознакомления с такими вооружениями. «Это входит в наши планы, и по графику мы обязательно осуществим такие визиты», — сказал он. Трудно сказать, был ли этот визит в Иран частью указанного графика.
Военные эксперты могут только ответить на вопрос: какие страны могут поставлять Армении те виды ультрасовременного вооружения, которые невозможно приобрести в рамках сотрудничества с Россией. Но такое заявление министра обороны Армении и акценты, сделанные во время его визита в Иран, звучат странно.
Возможно, мы что-то пропустили, но не можем вспомнить, с каких пор Армения начала искать ультрасовременные вооружения вне российского рынка, в других странах». А вот здесь нужно пояснение. Дело в том, что Армения российское оружие получает в подарок. А так как других желающих дарить ей танки, самолеты, ЗРК или «Искандеры», кроме России, не просматривается, то все разговоры министра о «других рынках» — не более чем пиар.
Другое дело, что Иран для Армении неоценим с точки зрения «военной логистики» — другого надежного способа доставить оружие из России в ее зажатый форпост, напомним еще раз, нет. А в Иране еще и надеются, что кое-что из этого оружия перепадет и ИРИ в качестве «платы за транзит». Такая вот получается «дружба на случай войны».