НУРАНИ
Новый президент США Дональд Трамп продолжает формировать свою «команду». Новый хозяин Белого дома уже заявил, что считает позором ситуацию, в результате которой формирование его администрации до сих пор не завершено из-за противодействия демократов.
«Это позор, что кабинет министров до сих пор не на месте, самая длинная такая задержка в истории нашей страны. Обструкция (со стороны) демократов!», — написал Трамп в своем микроблоге в Twitter, передает РИА «Новости».
Как напоминает агентство, Трамп вступил в должность президента 20 еще января. В тот же день свои посты заняли министр обороны и министр внутренней безопасности. Однако затем процесс утверждения кандидатур в сенате замедлился, а голосование по ним проходило с трудом. Демократы подчас бойкотировали заседания, чтобы не допустить рассмотрения кандидатур. Днем ранее впервые в истории США вице-президенту Майку Пенсу, который по должности является председателем сената, пришлось принять участие в голосовании и фактически утвердить на должность министра образования Бетси Девос, поскольку голоса сенаторов разделились поровну — 50 на 50.
Кроме того, спустя две с лишним недели после инаугурации не утверждены такие важные члены администрации, как министры финансов, торговли, энергетики, а также генеральный прокурор, возглавляющий минюст страны. Всего, по данным на 8 февраля, из 21 кандидата администрации Трампа, которые требуют согласия сената, утверждены и приступили к обязанностям лишь шесть человек.
Тем не менее политика не ждет, и вот уже президент США Дональд Трамп провел телефонный разговор с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом. Одним из первых об этом сообщило издание Daily Sabah со ссылкой на турецкие источники. Как отметил «Росбалт», по словам этих источников, первый телефонный разговор с Эрдоганом, который Трамп провел после вступления в должность президента США, был «позитивным». Подробности разговора не сообщаются, отмечает издание.
Затем детали разговора раскрыла уже пресс-служба Белого дома. Как указывается в ее сообщении, президент США Дональд Трамп обсудил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом двусторонние отношения и борьбу с терроризмом. Беседа продолжалась 45 минут и прошла в позитивном ключе. «Президент Дональд Трамп поговорил по телефону с президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом о тесных и давних отношениях между США и Турцией и их общей приверженности борьбе с терроризмом во всех его формах», — говорится в сообщении.
«Президент Трамп вновь заявил о поддержке США Турции в качестве стратегического партнера и союзника по НАТО и приветствовал вклад Турции в кампанию по борьбе с ИГ», — отмечают в Белом доме. Отметим: сам факт упоминания партнерства и союзничества с Турцией в рамках НАТО показывает, насколько поторопились авторы прогнозов, которые то предрекали выход Турции из Североатлантического альянса, то обещали распад этого самого альянса после известных заявлений Дональда Трампа.
Впрочем, это было ясно еще после телефонного разговора президента США Дональда Трампа с генсеком НАТО Йенсом Столтенбергом. Как тогда сообщал Bloomberg со ссылкой на Белый дом, Трамп выразил решительную поддержку НАТО, хотя и отметил необходимость странам альянса платить больше за свою защиту.
Известно, что стороны договорились продолжить тесную координацию и сотрудничество для решения полного спектра проблем безопасности, стоящих перед НАТО. Кроме того, президент США согласился присоединиться к встрече лидеров НАТО, которая состоится в конце мая. Теперь же партнерство в рамках НАТО обсуждается между Вашингтоном и Анкарой, и это еще одна плохая новость для Москвы.
Впрочем, не менее интересные процессы разворачиваются и на «американо-турецком» треке. В последние недели и месяцы едва ли не главной новостью были переговоры в Астане по сирийскому урегулированию с участием России, Ирана и Турции. Москва демонстрирует политическую поддержку проекту газопровода «Турецкий поток» (притом что в самой Европе мало охотников покупать российский газ).
Наконец, уже объявлено, что в первой половине марта состоится визит лидера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Россию. На повестке — налаживание двусторонних отношений, заявил посол Турции в РФ Хусеин Дириоз, передает «Росбалт» со ссылкой на «Интерфакс». «Приезд в Москву президента ожидается в первой половине марта. В ходе этого визита состоится его четвертая встреча с президентом РФ Владимиром Путиным за последние полгода», — отметил он.
«Как ожидается, в ходе контакта с российским президентом будут обсуждаться шаги по дальнейшему налаживанию наших отношений, возможно, речь пойдет и об улучшении отношений в других сферах двустороннего сотрудничества», — сказал посол. Ранее сообщалось, что Анкара планирует предложить РФ отмену виз для некоторых категорий граждан — бизнесменов, политиков.
Все это вместе взятое, конечно, заставляет нынешнюю вашингтонскую «команду» относиться к связям со своим ключевым ближневосточным союзником с особым вниманием. Тем более что из Анкары поступают совершенно понятные «месседжи». После победы Дональда Трампа на выборах президента в ноябре 2016 года Реджеп Тайип Эрдоган выразил надежду на то, что приход Трампа «станет причиной позитивных изменений для всего мира в сферах прав и свобод человека, демократии, региональных событий».
Затем, в конце января Эрдоган заявил о своем намерении встретиться с Трампом, чтобы оздоровить турецко-американские отношения. Одна из тем, которую турецкий президент собирался обсудить с американским коллегой — экстрадиция оппозиционного исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого Анкара обвиняет в организации попытки военного переворота в июле прошлого года. Но не только. Во времена Барака Обамы США слишком уж активно заигрывали в Ираке и Сирии с курдскими группировками, в том числе и теми, которые власти Турции не без оснований считали ответвлениями небезызвестной РКК.
Другое дело, что телефонный разговор Трампа и Эрдогана состоялся уже после иранских ракетных испытаний, которые резко взвинтили напряженность в отношениях этой страны с США, и не только США. Во всяком случае, «Вестник Кавказа» цитирует статью Daily Sabah под красноречивым заголовком: «Конфликт с Ираном способствует сближению США и Турции».
По мнению авторов статьи, «с избранием Дональда Трампа президентом США стало очевидно, что американские отношения с Ираном будут ухудшаться и соглашение по ядерной программе будет под угрозой. Однако удивительна та скорость, с которой портятся отношения между Вашингтоном и Тегераном и страны обмениваются ударами. Все началось с того, что Иран и США обменялись угрозами, что привело к войне слов. Но после того как проиранские шиитские ополченцы обстреляли ракетами саудовское судно, события начали стремительно развиваться. Иран провел испытания баллистических ракет средней дальности, которые могут доставлять ядерные боеголовки, что нарушает ядерное соглашение между Ираном и западными державами. США ответили введением новых санкций в отношении иранских частных лиц и компаний. Иран наносит ответный удар, испытывая еще больше ракет во время военных учений».
По мнению газеты, «кажется, что Трамп в эти дни задумался о роли Турции, и события, которые разворачиваются вокруг него, помогают ему принять решение. США нуждаются в Турции как никогда в ходе противостояния с Ираном. Турция не только главная сила в своем регионе, но и уравновешивающий фактор. Турция находится на пути к нормализации отношений с Израилем, в виду чего Трампу и президенту Реджепу Тайипу Эрдогану будет проще сотрудничать в отношении Ирана.
Помимо этого, Турция всегда была очень осторожна и избегала какого-либо прямого столкновения с Ираном в прошлом, предпочитая искать способы наладить отношения между Тегераном и Западом. Именно Анкара начала процесс налаживания отношений между Ираном и западными державами, который привел к ядерному соглашению».
Однако напоминает газета и о другом: «Турция также выступала против санкций в отношении Ирана и пыталась помочь Тегерану в трудные времена. Но, похоже, иранские лидеры забыли дружбу Анкары и помощь в трудные времена, фактически отвернувшись от Турции в наиболее критические моменты после того, как ядерная сделка с западными державами была заключена. Иран был инициатором антитурецкой позиции центрального багдадского правительства в отношении Анкары.
Иран настаивает на антитурецкой повестке в Сирии. Иран подозревается в поддержке РКК. Между Турцией и Ираном существует скрытое соперничество, но обе стороны делают вид, что его нет. На самом деле Анкара крайне недовольна, что Иран использует шиитов для персидской экспансии в регионе». Однако, по мнению A+Daily Sabah, «сегодня ситуация меняется. Иран видит растущее влияние Анкары в регионе, несмотря на свое собственное негативное отношение.
Кроме того, Анкара наряду с Россией вовлекла Тегеран в мирные переговоры в Астане». Но самое главное, «тот факт, что Трамп отвернулся от поддерживаемых РКК сирийских курдских боевиков и отказался от плана администрации Обамы использовать их для освобождения Ракки в Сирии от ДАИШ, предполагает, что новая администрация США понимает невозможность продвинуться в сирийском вопросе без активного сотрудничества с Анкарой.
Таким образом, у президента Эрдогана складываются четкие основания для осмысленного разговора с Трампом в ближайшие дни. Обама не понимал значение Турции в регионе и ее вклад в глобальный мир. Будем надеяться, что Трамп не повторит ту же ошибку».