За рубежом, Эхо

За кулисами «кибервойны»

НУРАНИ

Военная разведывательная служба Норвегии отмечает усиление кибернетических угроз  для королевства — преимущественно со стороны России, а также Китая. Об этом говорится в  открытом докладе Fokus, в котором ведомство ежегодно указывает на мировые тенденции,  имеющие значение для скандинавской страны и ее интересов, передает ТАСС.

«Угрозы для политических, военных и экономических целей в цифровом пространстве  усиливаются. Как следствие, в этом году мы ожидаем проведения масштабных цифровых  операций против Норвегии. Россия осуществляла подобные операции, чтобы повлиять на  предвыборную кампанию в США, и нельзя исключать той возможности, что иностранные  державы предпримут попытку тем или иным образом повлиять на исход выборов здесь в  Норвегии и других государствах Европы в 2017 году», — говорится в открывающем документ  обращении главы ВРС Мортена Хаги Лунде.

Генерал-лейтенант считает, что цифровые угрозы являются одной из трех главных  тенденций, которые могут затронуть интересы страны. Два других — угроза проведения  терактов в Европе исламистскими группировками, а также сохраняющиеся геополитические  противоречия между РФ и Западом, которые потенциально способны привести к прямой  конфронтации двух сторон, несмотря на то, что ни одна из них не хочет подобного развития  событий.  России посвящена первая и самая большая по объему часть 85-страничного доклада. В  документе подчеркивается, что РФ намерена наращивать военный потенциал, «несмотря на  экономические трудности», и уделять повышенное внимание защите своих интересов в  Арктике, а также ближнем зарубежье.

Авторы доклада ожидают более активного участия  РФ в боевых действиях на территории Сирии в 2017 году, а также усиления проводимой  Москвой «дестабилизирующей политики в отношении Украины». «Острое стратегическое  соперничество России и Запада на фоне конфликтов в Украине и в Сирии осложняет задачу  по прогнозированию будущего. Вместе с тем, при сохранении подобного климата легко  могут возникнуть ситуации, чреватые более серьезными последствиями, чем те, в которых  могут быть заинтересованы стороны», — говорится в докладе.  Это уже не первый такого рода документ.

Как напоминает ТАСС, на минувшей неделе  Полицейская служба безопасности Норвегии (ПСБ) в своем ежегодном докладе также  уделила повышенное внимание цифровым угрозам и якобы осуществляемой в Норвегии  активной деятельности российских разведслужб. Через два дня после публикации доклада  в ПСБ заявили о том, что хакеры, предположительно связанные с Россией, в январе  пытались взломать учетные записи электронной почты норвежских госслужащих, в том  числе сотрудников МИД, минобороны и самой ПСБ.

Неделей ранее ПСБ сообщила о якобы  имевших место попытках российских спецслужб повлиять на решения Норвежского  нобелевского комитета и не допустить присуждения премии мира за 2015 год президенту  Украины Петру Порошенко, фамилия которого могла находиться в секретном списке  выдвинутых на нее лиц и организаций. Российские дипломаты, как того и следовало  ожидать, выразили разочарование представленной ПСБ оценкой угроз безопасности  королевства, подчеркнув, что «антироссийские обвинения ничем не обоснованы и являются  очередной попыткой устроить «охоту на ведьм», настроить общественное мнение против» РФ  и запугать норвежских граждан, «искренне заинтересованных в развитии связей с Россией».

Только вот убедить всех и вся, что киберугрозы со стороны РФ — это просто миф и  «русофобия», уже не удается. Доказательств хватает, и они продолжают множиться.  А тем временем тема «русских хакеров» захватывает уже и сферу, имеющую к политике  весьма опосредованное отношение. Известный британский футболист Дэвид Бекхэм стал  жертвой компьютерного взлома. Хакеры взялись заБекхэма и требовали от него миллион евро. В случае, если он откажется платить,  они угрожали ему выложить в сеть личную переписку спортсмена, сообщает киевская  газета «Сегодня» со ссылкой на The Telegraph.

По данным издания, шантаж начался еще в начале прошлого года, когда с Бекхэмом  связался человек, назвавшийся Артемом Ловузовым, и стал угрожать опубликовать  переписку бывшего футболиста. «Одно щедрое пожертвование, и вы можете быть уверены,  что вся информация, которой я обладаю, будет уничтожена», — заявлял футболисту  вымогатель. Спортсмен не стал сотрудничать с киберпреступниками и сразу же обратился  в полицию. Расследование началось год назад в Португалии, где располагаются серверы  агентства Саймона Оливейра, представляющего публичные интересы бывшего  футболиста. Несмотря на это, Ловузов продолжал присылать угрозы и даже хотел лично  встретиться с Бекхэмом.  В итоге после года неудавшихся попыток шантажа хакеры выложили в сеть личную  переписку бывшего футболиста, из которой следует, что спортсмен занимался  благотворительностью только ради получения рыцарского титула.

«Если честно, это унижение. Если бы я был американцем, то получил бы нечто подобное  (титул рыцаря) уже 10 лет назад», — говорится в одном из писем. Достоянием  интернет-сообщества также стали грубые высказывания Бекхэма в адрес некоторых британских  лордов и резкий отказ спонсировать торжественный ужин ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН) в  Шанхае. Позже Дэвид Бекхэм признал подлинность украденной хакерами личной переписки,  сообщает Daily Mail, хотя и отметил, что многие сообщения были отправлены «сгоряча», а  некоторые части беседы были и вовсе отредактированы. Примечательно, что ЮНИСЕФ,  послом которого является Дэвид Бекхэм, встал на сторону пострадавшего от хакеров  футболиста, сообщив, что он тратит очень много своих сил и энергии на работу с детьми.

Эксперты, однако, замечают: взлом переписки с последующим вымогательством — это  классическая схема, по которой работают, а вернее сказать, работали члены группировки  «Шалтай-Болтай», той самой, членов которой недавно с шумом арестовали в Москве.  Правда, они «ломали» почту не спортивных или эстрадных «звезд», а политиков и  госчиновников высшего ранга, которым потом делали интересное предложение: плати, или  переписка будет выложена в открытый доступ.  Члены «Шалтай-Болтая» арестованы и, если верить правоохранительным органам РФ, дают  показания. Однако вместе с тем были арестованы и сотрудники ФСБ, также занимавшиеся  вопросами кибербезопасности. И тут уже заговорили о госизмене.

Как напоминает, в  частности, BFM, были арестованы начальник управления Центра информационной  безопасности ФСБ Сергей Михайлов и его зам Дмитрий Докучаев. Они обвиняются в  передаче секретной информации ЦРУ. Арестован также глава отдела расследований  компьютерных инцидентов «Лаборатории Касперского» Руслан Стоянов.  Однако на этом фоне Юлия Латынина на страницах «Новой газеты» рассматривает «дело  хакеров» с неожиданной стороны.

Перечислив слухи, витающие в Москве вокруг громких  арестов, журналистка отмечает: «Все эти слухи, как тепловые ловушки, отстреливаемые  оказавшимся под атакой истребителем, должны объяснить простое и очевидное  совпадение: почему арест группы приближенных к ФСБ хакеров, ломавшей почту  российских чиновников и продававшей взломанное обратно за деньги, — совпал с  публикацией доклада разведки США о том, что сервер Демпартии взломала группа  приближенных к ФСБ хакеров?

Сколько, в конце концов, у ФСБ таких групп? Сто, что ли?»  После чего раскрывает собственную версию: российских госчиновников, Демпартию США,  бундестаг и т.д. «ломали» одни и те же хакеры. «Начну я, если можно, с одной фразы,  которую мне сказал давным-давно один из разработчиков эстонского электронного  правительства. Мы обсуждали DDoS-атаки на эстонские правительственные серверы во  время Бронзового солдата. Атаки эти, кстати, привели к тому, что центр НАТО по борьбе с  киберпреступностью был размещен после этого именно в Эстонии. «Понимает ли ваше  правительство, — грустно сказал мне эстонец, — что оно связалось с уголовниками»? Это  — важный момент», — отмечает Латынина. По ее словам, «хакер — сравнительно новая  уголовная профессия, и она окутана особым покровом тайны».

Однако, уверена  журналистка, «хакер — это такой же преступник, как и любой другой, а любой преступник —  это прежде всего недалекий человек», и «в принципе ремесло хакера, как и ремесло  торговца интернет-порнухой, не требует даже хорошего знания математики. Половина всех  этих «русских хакеров», которых ловят на Западе косяками, по своему уровню не  превосходит обычного сисадмина. Они нанимают программистов и покупают базы данных в  Интернете. Чего требует ремесло хакера, как и любой другой вид преступной деятельности,  — это готовности нарушать закон. 99% хакеров лезут в ваш комп не из любопытства,  свободы слова и социальной справедливости. Они лезут туда, чтобы тупо спереть деньги.  Чтобы отправить фишинговую ссылку, нужно немногим больше ума, чем для того, чтобы на  нее попасться. Это вам не Google создать».

После чего переходит к главному: » Отсюда и  вопрос моего эстонского собеседника: «Понимают ли ваши, что они связались с отребьем?»  С людьми, которые торгуют порнухой. Наркотиками. Со спамерами. С мелкими  уголовниками, одним словом. Зададим себе тогда следующий вопрос. Что случается, когда  спецслужба пытается использовать террористов? Ответ: террористы начинают  использовать спецслужбу. Тогда агент Богров убивает Столыпина, а агент Ходов приводит  террористов в Беслан. А что случается со спецслужбой, когда она пытается использовать  уголовников? Ответ: она срастается с уголовниками. Мы наблюдали это на примере  покойного деда Хасана. Мы наблюдаем это на примере Шакро. То же самое происходит и с  хакерами. Если вы используете хакеров — вы срастаетесь с ними».

Потом, напомнив о хакерах из группы Cozy Bear, «которая ломала американские сервера,  работала по Москве с 9 до 5, использовала самое дорогостоящее оборудование и при этом  не гналась за коммерческими целями, а ломала тех, кто досадил Кремлю», Латынина  предлагает посмотреть на происходящее глазами самих хакеров: «Они-то что получали от  этого? Шестьдесят тысяч в ведомости и премию сверху?

И все это — при фантастическом  оборудовании? При полной вседозволенности? При психологии мелкого преступника,  который ищет везде, где урвать, да еще — с непробиваемой крышей? Притом что  некоторых из них, возможно, просто-напросто завербовали в тюрьме, пообещав скосить  срок за уже совершенные киберпреступления?

Ответ: конечно, нет. Они получали от этого  право безнаказанного заработка на стороне. Используя те же методы и те же навыки.  Может быть, то же оборудование. Они получали от этого право ломать почту российских  чиновников и продавать им обратно за деньги ее содержимое».

В этом и состоит главный  секрет российского закулисья «электронной войны». Которая с арестом «Шалтай-Болтая»  вряд ли закончится, если российские спецслужбы не пересмотрят своих методов работы. А  вот на это шансов немного.