Экономика, Эхо

«Нефтяные» экспаты уезжают из Азербайджана?

expat-foreign-specialist-samolet-plane-biznes-businessС.АЛИЕВА

Нефтяной бум в Азербайджане пошел на спад, а вместе с ним начались сокращения персонала и в нефтяных компаниях, работающих на территории нашей страны. Компании начали сокращать не только граждан Азербайджана, но и иностранных специалистов, работающих тут по контракту.

Как заявил в интервью Еcho.az независимый экономист Сейфал Алиев, снижение цен на нефть привело к сокращению доходов нефтяных компаний, а потому они вынуждены были отказаться от услуг определенного процента экспатов, работавших по контракту в Азербайджане.

«Экспаты из стран Западной Европы имеют очень высокие заработные платы, которые им выплачиваются в долларах США, они превышают зарплаты таких же специалистов, но с гражданством Азербайджана в 8-10 раз. Именно поэтому некоторые фирмы отказались от их услуг, таким образом сократив свои расходы. Но число таких специалистов сократилось примерно на 20%. Так называемая средняя прослойка иностранных трудовых мигрантов, а их большинство, по-прежнему в стране», — сказал эксперт.

Здесь отметим, что президентским указом была установлена норма, что иностранцы могут заниматься трудовой деятельностью в стране в течение 3 месяцев без специального разрешения в случае, если они приглашены государственными организациями или компаниями с государственным участием в качестве консультантов, тренеров и т.п.

На 1 октября 2016 года число иностранных граждан, зарегистрированных в системе индивидуального учета Государственного фонда социальной защиты (ГФСЗ) Азербайджана, составило 33 тыс. 110 человек. Большинство иностранцев прибыли на работу в Азербайджан из Турции, Грузии, России, Узбекистана, Индии, Ирана, Китая, Республики Бангладеш, Пакистана, Ирландии, Великобритании, Украины, Туркменистана, Филиппин, США, Германии, Казахстана, Италии и тд.

ОТТОК ЭКСПАТОВ НА РУКУ АЗЕРБАЙДЖАНУ?

Как заявил в беседе с Еcho.az глава Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев, внутренние проблемы азербайджанской экономики никоим образом не сказались на доходах экспатов, работающих в Азербайджане, так как они получают заработную плату в долларах.

«Однако всемирный сырьевой кризис, связанный с падением цен на нефть, безусловно, скажется и уже сказывается на доходах нефтяных компаний. Их доходы сокращаются, и они будут вынуждены отказываться от услуг дорогостоящих экспатов из заграницы,» — сказал Агаев.

По словам эксперта, в текущем году их количество в Азербайджане будет сокращаться.

«Как будет складываться ситуация в дальнейшем, покажут время и цена на нефть. Возможно, что отток экспатов и на руку Азербайджану, ведь на их место можно привлекать отечественных специалистов. Конечно, такие высокие заработные платы, как платят иностранцам, им никто платить не будет, но в любом случае зарплаты в нефтяном секторе выше остальных», — отметил эксперт.

ЭКСПАТ — НЕ ЗНАЧИТ СПЕЦИАЛИСТ

В свою очередь, председатель Лиги защиты прав трудящихся Сахиб Мамедов в беседе с Еcho.az отмечал, что отток экспатов, занятых в нефтегазовом секторе Азербайджана, — вполне ожидаемое явление, которому не стоит удивляться.

«Большой приток экспатов в Азербайджан произошел, когда тут началось строительство нефтяных терминалов, платформ. Сейчас, когда цены на энергоносители во всем мире падают, будет наблюдаться только отток экспатов. Сегодня трудно сказать, на сколько сократится их число, но оно точно сократится. Вообще невозможно даже назвать точное число экспатов в Азербайджане, так как фирмы грубо нарушают азербайджанское законодательство и заключают свои внутренние договора с экспатами, они не регистрируют их как трудовых мигрантов. В итоге куча нарушений, а пользы азербайджанской экономике никакой,» — отмечал Мамедов.

Я не раз говорил, что большой процент экспатов, так называемых «специалистов», которые едут на работу в Азербайджан, на деле никакими специалистами не являются. Их работу с легкостью могут делать выпускники отечественных вузов, той же Нефтяной академии. Однако специалистам с азербайджанским гражданством никогда не будут платить столько же, сколько платят экспату с Запада. Я слышал о том, что их зарплаты могут доходить до 100 тысяч долларов в месяц, а что они делают за эти деньги? Скажу вам точно, в подавляющем большинстве случаев ничего особенного они не делают,» — сказал Мамедов.

По его словам, некоторое время назад Лига провела исследование, в результате которого стало очевидным, что иностранных специалистов, работающих в Азербайджане, можно разделить на четыре категории.

«Первая категория — это специалисты, которые попали в Азербайджан по распределению своих транснациональных корпораций, имеющих представительства в нашей стране. В основном это граждане стран Западной Европы. Они составляют высшую касту экспатов в нашей стране, так как их заработная плата может превышать зарплату граждан нашей — страны-специалистов аналогичного профиля в десятки раз. Вторая категория — это те же сотрудники транснациональных корпораций, но граждане других стран, не европейских, а в основном стран Юго-Восточной Азии. У них заработные платы не такие высокие, как у экспатов из первой категории, но все равно намного больше, чем у наших граждан. Третья категория — это люди, которые сами нашли работу в нашей стране, приехав из Азии или Африки, но даже у них зарплаты выше, чем у работников из Азербайджана. Четвертая категория — это нерегулируемые участники трудового рынка, гастарбайтеры из разных стран мира.

По словам эксперта, то, что иностранцы в Азербайджане получают гораздо больше граждан страны, является серьезным нарушением законов как Азербайджана, так и международных трудовых соглашений.

Однако, как подчеркнул С.Мамедов, многие иностранные компании в Азербайджане устанавливают свои собственные правила и не обращают внимания на законы страны, в которой они работают.

По его словам, отток трудовых мигрантов из Азербайджана вряд ли приведет к тому, что на их места начнут брать отечественных специалистов.

«В основном все эти экспаты заняты в нефтяных компаниях, а там идет сокращение кадров, а потому в ближайшее время набора в эти компании ждать не стоит», — отметил эксперт.