За рубежом, Эхо

Армения — заложник чужой войны

vardan-vaskanianНУРАНИ

Историю международного терроризма в разных странах  отсчитывают от разных событий. В России за основу берут факты  едва ли не античной истории, на Западе первыми террористами  считают российских народовольцев.

Но в чем нет сомнений, так  это в том, что террор с захватом заложников — это армянское  изобретение. Впервые такие, с позволения сказать,  «политтехнологии» применили террористы-дашнаки, захватившие  заложников в Оттоманском банке в Стамбуле в августе 1896 года.

Но сегодня Армения сама рискует оказаться в роли заложника,  причем заложника чужого, в общем-то, конфликта. Речь идет о  стремительном взлете напряженности между Вашингтоном и  Тегераном.  Введение новых санкций против Ирана со стороны президента  США Дональда Трампа не приведет к серьезному изменению  ситуации в армяно-иранских отношениях, но, тем не менее, новые  санкции в отношении Ирана, возможно, будут иметь косвенное  влияние на отношения между Арменией и Ираном — такой  невеселый прогноз в беседе с Tert.am высказал ереванский  ирановед Вардан Восканян.

Как пояснил эксперт, по сути, США не  сняли с Ирана часть санкций, отменены только введенные со  стороны международного сообщества санкции. Что касается  влияния этого решения на повестку армяно-иранских отношений,  то в ответ на это ирановед отметил, что Армения и Иран прежде  всего руководствуются собственными интересами. По его словам,  есть одно важное обстоятельство — Армения и Иран строят  отношения не на краткосрочной основе, а имеют многовековую  историю отношений.

Однако не стал отрицать, что введение новых  санкций в отношении Ирана, возможно, косвенным образом  повлияет на отношения между Арменией и Ираном.

«Как  говорится, все на свете взаимосвязано», — отметил он. После чего  напомнил, что прежде, до снятия санкций с Ирана, у Армении  были некоторые льготные условия в отношениях с Ираном, и в  случае предполагаемых ужесточений у РА вновь должен быть  привилегированный статус.

Ирановед коснулся также роли  Армении в отношениях Иран-ЕАЭС, которая, по словам различных  экспертов, в некоторых экономических и политических вопросах  является отступлением от суверенитета Армении, поскольку в этих  вопросах Армения не может проводить с Ираном двусторонних  переговоров. «Мы должны зафиксировать одно важное  обстоятельство. Иран неоднократно заявлял, что членство  Армении в ЕАЭС является важным преимуществом, поскольку  Иран рассматривает Армению в качестве важнейшего связующего  звена между собой и экономической зоной ЕАЭС», — отметил  Вардан Восканян.

Еревану и впрямь есть о чем беспокоиться. Рост напряженности  между Вашингтоном и Тегераном заметен невооруженным глазом.  Напомним: новый президент США Дональд Трамп еще во время  своей предвыборной кампании обещал ужесточить политику в  отношении Ирана. Однако теперь, после своих ракетных  испытаний, Тегеран сам предоставил Белому дому прекрасный  повод для жестких мер. Еще в конце минувшей недели Минфин  США расширил санкции против Ирана в ответ на испытания  исламской республикой баллистической ракеты.

В санкционный  список вошли 13 физических лиц и 12 организаций, в том числе  компании из Ирана, Китая, Ливии и ОАЭ.  Как объяснили в Минфине, под санкции попали те лица и  компании, которые занимались закупкой материалов и техники  для поддержки иранской баллистической ракетной программы, а  также оказывали помощь (или действовали от имени) Корпуса  стражей исламской революции. В заявлении ведомства  баллистическая программа признается «дестабилизирующей»  ситуацию в регионе.

Введение санкций полностью соответствует  обязательствам США в рамках резолюции Совбеза ООН по  иранской ядерной проблеме, отметили в Минфине, о чем  информировало РБК. Тогда официальный представитель МИД  Ирана Бахрам Гасеми заявил, что обвинения Вашингтона  являются «безосновательными, повторяющимися и  провокационными». Вместо того, чтобы благодарить Иран за  борьбу против терроризма, правительство США фактически  оказывает услугу террористам, отмечает иранское  внешнеполитическое ведомство.

Затем Иран начал учения с  применением ракетных комплексов и радаров ПВО, сообщили в  Корпусе стражей исламской революции (КСИР). Целью учений  названа «полная подготовка к отражению угроз», в том числе  «унизительных санкций».  Градус пикировки тем временем растет. Президент США Дональд  Трамп назвал Иран «террористическим государством номер один».  Об этом глава государства заявил в интервью телеканалу Fox  News, фрагмент которого был показан в воскресенье в эфире,  передает ТАСС.

Он не дал прямого ответа на вопрос о том,  существует ли в настоящий момент угроза открытого столкновения  между США и Ираном. «Нет, запугивать их никто не собирается.  Просто они демонстрируют полное неуважение к Соединенным  Штатам», — продолжал президент. «Иран нас (США) совершенно не  уважает. Это же террористическое государство номер один. Они  повсюду рассылают деньги и оружие», — подчеркнул Трамп.  Он в очередной раз раскритиковал ядерную сделку с Исламской  Республикой и посетовал на то, что в рамках ее выполнения США  «подарили иранцам $1,7 млрд наличными».

Кроме того, новый хозяин Белого Дома дал понять, что США  намерены воздействовать на Иран с помощью санкций, а недавнее  ужесточение которых было лишь началом. Трамп утвердительно  ответил на вопрос о том, считает ли он предпочтительным в  настоящий момент воздействовать на Иран с помощью санкций.  «Да, и это только начало», — предупредил Трамп. Он дал понять,  что в отличие от своего предшественника Барака Обамы не станет  действовать угрозой применения силы и предупреждать об этом  заранее.

«Я всегда критиковал президента Обаму за то, что он  заведомо оповещал о переброске авианосцев или войск, например  в Мосул. Они указывали дату, время, название (части или  корабля). Я никогда не верил в действенность таких методов», —  пояснил глава государства.  Показательно, что эти заявления Трампа уже не на шутку  встревожили Москву. Кремль не считает Иран террористическим  государством и намерен развивать отношения с этой страной,  заявил журналистам пресс-секретарь президента РФ Дмитрий  Песков. «Мы не согласны с такой постановкой вопроса»,  — цитирует его ТАСС. «Вы знаете, что РФ имеет партнерские добрые  отношения с Ираном, мы взаимодействуем по целому ряду  вопросов, мы дорожим нашими отношениями в  торгово-экономической области и надеемся на их дальнейшее развитие»,  — подчеркнул Песков.

Отвечая на вопрос, может ли разница в  подходах к Ирану помешать нормализации связей между Россией и  США, пресс-секретарь российского лидера отметил: «Ни для кого  не секрет, что по целому ряду вопросов международной и  региональной политики позиции Москвы и Вашингтона  диаметральным образом расходятся». «Это, вместе с тем, не может  и не должно являться препятствием для выстраивания  коммуникаций и прагматических взаимовыгодных отношений  между Россией и США», — заключил представитель Кремля.

Затем в защиту Ирана выступил глава МИД РФ Сергей  Лавров. Иран вносит вклад в борьбу с террористической  организацией «Исламское государство» и должен быть  участником «антитеррористического фронта», заявил он. «Иран  никогда не был замечен в каких-либо связях ни с ИГИЛ (прежнее  название ИГ — прим. ТАСС), ни с «Джебхат ан-Нусрой»,  — подчеркнул министр. — Более того, Иран вносит свой вклад в  борьбу с ИГИЛ».  «Мы давно выступаем за то, чтобы сформировать подлинно  универсальный фронт борьбы с терроризмом. Убежден, что если  мы будем объективно подходить к потенциальным участникам  такой коалиции, Иран должен быть частью наших общих усилий»,  — отметил Лавров.

То, что Иран оказывал и оказывает поддержку  таким террористическим группировкам, как «Хезболлах»,  «Исламский джихад» и «Хамас» (и это далеко не полный список),  в Москве предпочитают не видеть в упор. И даже рассчитывают,  что и США простят Тегерану взрыв собственного посольства в  Бейруте, атаку на казармы морской пехоты и множество других  кровавых «акций».

Шансы, что в Вашингтоне тут же перекроят  свою иранскую политику по призыву Москвы, по совести говоря,  равны нулю. Другой вопрос, что серия столь резких заявлений  Кремля не оставляет сомнений: в Москве всерьез обеспокоены  ростом напряженности между Вашингтоном и Тегераном.  И можно понять, как такое развитие событий тревожит Армению.

Отношения с Ираном для нее имеют чрезвычайную важность.  Более того, именно через Иран в страну доставляется российское  оружие. Ужесточение санкций против ИРИ, а возможно, и более  жесткие меры, чего не исключает Дональд Трамп, будут иметь для  Армении последствия куда более тяжелые, чем агрессия РФ  против Грузии в 2008 году.

Конечно, в Ереване по понятным  причинам предпочитают не конкретизировать деталей своей  оружейной логистики, но заявление ирановеда Вардана Восканяна  показывает: перспектива роста напряженности между  Вашингтоном и Тегераном всерьез пугает Армению. Которая  рискует в этой ситуации оказаться заложником чужой войны.