НУРАНИ
История близких и тесных межгосударственных отношений может начинаться с самых разных и порой неожиданных «импульсов». Нередко в основе лежит общность языка и культуры, как в случае Азербайджана и Турции, а уже потом возникают и совместные экономические и инфраструктурные проекты уровня Баку-Тбилиси-Джейхан.
Бывает, что все начинается как раз с коммерции, как, к примеру, в случае Азербайджана и Италии, а гуманитарное и политическое сотрудничество развивается уже на экономическом «базисе». А вот отношения Ирана и Армении — случай уникальный, потому как их историческую основу составило…сотрудничество двух террористических группировок: армянской АСАЛА и проиранской «Хезболлах».
Эти две группировки, которые точнее было бы назвать бандами, сотрудничают еще с восьмидесятых годов, когда независимой Армении на карте мира просто не существовало. Теперь же Армения и Иран, где террор по-прежнему не считается чем-то предосудительным, дружат уже на межгосударственном уровне — прежде всего против Азербайджана и Турции. И теперь СМИ Армении старательно освещают визит в Тегеран министра обороны Вигена Саркисяна, прибывшего в Исламскую Республику Иран по приглашению ее министра обороны Хосейна Дехгана.
В рамках визита запланированы переговоры Вигена Саргсяна с министром обороны Ирана Хосейном Дехганом, объявлено, что министр обороны Армении также встретится с высшими должностными лицами исполнительной и законодательной органов Ирана, посетит различные исследовательские и промышленные предприятия. В ходе визита министр обороны Армении встретится также с представителями армянской общины Ирана.
Виген Саркисян уже провел переговоры с министром иностранных дел Ирана Мохаммадом Джавадом Зарифом, сообщает ереванская «Панорама» со ссылкой на иранское информагентство МЕХР. Детали переговоров не уточняются. Также Вигена Саркисяна принял секретарь Высшего совета национальной безопасности ИРИ Али Шамхани — в ходе встречи обсудили вопросы, касающиеся двусторонних отношений и региональных проблем. Об этом сообщает иранское информагентство Tasnim.
Согласно информации, Али Шамхани на встрече с Вигеном Саркисяном, отметив тенденции развития и расширения армяно-иранского сотрудничества в сфере безопасности и обороны, подчеркнул, что политика, проводимая ИРИ по отношению к соседям, основана на принципе добрососедства. Министр обороны Армении, в свою очередь, отметив важность роли ИРИ в регионе, указал, что Армения готова расширить сотрудничество с Ираном и повысить уровень двусторонних отношений.
В Армении на уровне экспертного сообщества и не думают скрывать, против кого дружат с Тегераном. Ирановед Вардан Восканян прямо заявляет журналистам, что по результатам проведенных министром обороны Армении в Иране встреч и имеющейся повестки, надо предположить, что в оборонительной и военной сферах Армения и Иран, по сути, идут на формирование нового в качественном аспекте сотрудничества, что преследует цель достичь того высокого и доверительного уровня политических отношений, который наличествует между двумя странами, и это наверняка вызовет резкую реакцию Азербайджана.
Правда, деталей договоренностей не раскрыл и он: «Естественно, что оборонительная и сфера военной безопасности являются той областью, многие детали, сведения относительно которой не афишируются. Но, исходя из откликов различных СМИ, а также от визита в целом, надо предположить, что Армения и Иран значительно углубят сотрудничество в некоторых сферах. Отмеченные сферы, несомненно, охватят высокотехнологическое сотрудничество, которое, кажется, будет направлено на сотрудничество в сфере противовоздушной обороны», — заявил политолог в беседе с Tert.am. По словам ирановеда, между Арменией и Ираном существует весьма серьезный потенциал сотрудничества.
«Это область обеспечения защиты, где иранцы зафиксировали весьма серьезные успехи, и следующей областью, можно предположить, будет военно-образовательное сотрудничество», — сказал он и отметил, что в ходе визита министра были достигнуты предварительные договоренности, которые будут подытожены во время ответного визита министра обороны Ирана в РА.
«Не надо исключать, что некоторые соглашения будут осуществлены, и сведения относительно этого не распространяются, но необходимо отметить, что Армения и Иран в этой сфере также идут по пути установления сотрудничества, что, прежде всего, направлено на обеспечение безопасности двух стран, а также осуществление собственных повесток также в оборонительной и военной сферах, что исходит как из интересов Армении, так и Ирана», — сказал он.
Однако еще на «старте» визита весьма показательный комментарий разместила на своих страницах ереванская «Лрагир», по мнению которой, визит министра обороны Армении в Иран — верный признак, что страна, дескать, строит «альтернативную безопасность». Как напомнила «Лрагир», «28 января в День Армии Виген Саркисян, говоря о предстоящем визите, сделал примечательное заявление. Он сказал, что закупаемого в рамках армяно-российского сотрудничества и ОДКБ вооружения недостаточно для обеспечения требований безопасности Армении, поэтому мы проводим переговоры об укомплектовании арсенала вооружений как с Россией, так и другими странами-партнерами».
Что же касается Ирана, то, по мнению «Лрагир», «зачастую гарантии невмешательства, политической поддержки и логистические договоренности становятся важнее закупок вооружений». И добавила: «После того, как в сентябре в Дню независимости Армении на параде показали «Искандеры» российского производства, у многих возник вопрос, как эти ракеты оказались в Армении. Армения граничит с Турцией и Азербайджаном, с которыми у нее закрыты границы, а также с Ираном и Грузией. И, надо полагать, логистика осуществляется либо через Иран, либо Грузию».
Добавим от себя: несмотря на все разговоры о «потеплении» между Москвой и Тбилиси после прихода к власти «Грузинской мечты», транзит по территории Грузии «Искандеров», из которых в 2008 году стреляли по жилым кварталам Гори, представить себе не получится. То, что власть такой транзит разрешила, но в прессу об этом не просочилось ни слова, не получится тем более — не так давно нешуточный шум в газетах Грузии поднялся после того, как на улицах Тбилиси заметили два крытых российских грузовика «армейской» модификации (потом выяснилось, что б/у автомобили приобрел один из местных коммерсантов).
Словом, важность логистического сотрудничества с Ираном для Армении действительно не стоит недооценивать. Важно другое: насколько союз с Ираном подходит под определение «альтернативной безопасности», о которой вроде бы заговорил Виген Саркисян? На самом деле беспокойство Армении можно понять. В Ереване сделали ставку на союз с Россией, но сегодня обстановка вокруг Кремля становится все более напряженной. Санкции против РФ были введены после того, как она в Крыму и на Донбассе проделала ровно то же самое, что и Армения в Карабахе более чем двадцать лет назад.
Если на Западе наконец вспомнили о таких основополагающих понятиях, как территориальная целостность, уважение границ и недопустимость их силовой перекройки, для Армении это не означает ничего хорошего. Если же правы участники многочисленных ток-шоу на российских федеральных каналах, которые нарушения основополагающих норм международного права со стороны Кремля и реакции на него со стороны мирового сообщества не видят в упор, а предпочитают рассуждать, что Запад, дескать, «сдерживает» Россию, потому как та «встала с колен», то и такой поворот не обещает Армении серьезные неприятности: если «сдерживают» метрополию, «форпосту» тоже перепадет неприятностей.
Или, как говорят в молодежной среде, «прилетит». Конечно, логичнее всего для Еревана искать заступников и возможных союзников на Западе. Только вот в реальности на западном направлении особых прорывов не предвидится. Во-первых, решение вопросов безопасности в Ереване уже давно передано «на аутсорсинг» Москве.
А во-вторых, Армению на Западе не то чтобы ждут с распростертыми объятиями. Так, комментируя очередную серию неудач в ПАСЕ, ереванский «Голос Армении» тоном плаксивой ябеды тянет: «ГА» достаточно подробно освещал ход сессии, посему остановимся сегодня на другой теме. А именно: удастся ли ПАСЕ скинуть с себя ярлык насквозь коррумпированной структуры, фактически контролируемой подкупленными Азербайджаном депутатами во главе с председателем ассамблеи Педро Аграмунтом, чье активное участие в грязных бакинских играх давно доказано?
Удастся ли честным и принципиальным политикам, каковые, несомненно, имеются в рядах ПАСЕ, преодолеть сопротивление любителей икры и нефтедолларов и искоренить икорную дипломатию Азербайджана и Турции, которая омерзительным вирусом расползлась не только в ПАСЕ, но и в ЕС, а также среди сенаторов и конгрессменов США? Ответ на этот вопрос, к сожалению, отнюдь не однозначен». Вряд ли имеет смысл напоминать: в переводе вся эта тирада означает, что Армения безнадежно растеряла прежнюю монополию на сочувствие мирового общественного мнения.
Что же до воплей о «коррупции», «икре» и «нефтедолларах», то они объясняются очень просто: в Армении так привыкли «решать вопросы» при помощи подарочного коньяка, что не представляют себе иных «дипломатических технологий». В.Арьев, глава украинской делегации в ПАСЕ, открытым текстом рассказывал о том, как представители Армении бегали за ним с бутылкой коньяка. А пятью годами раньше, напомним, та же «Лрагир» с горечью констатировала: «Восточная привычка не ходить в гости с пустыми руками распространилась в Армении на все сферы жизни — от дипломатии до выборов.
Пресса пишет, что посол Армении в Великобритании Карине Казинян встречалась с руководителем наблюдательной миссии ПАСЕ на парламентских выборах в Армении Эммой Николсон и по выходе из кабинета оставила бутылку коньяка в коробке. Николсон рассказала, что после ухода Казинян заметила коробку с коньяком, который отдала в благотворительную организацию, поскольку британские законы запрещают чиновникам получать подарки. Говорят, в 2008 году международные наблюдатели покидали Армению с дорогими подарками.
«Это очень серьезная проблема, но на дворе 2012-й, а не 2008 год», — сказала Николсон,» — отмечала тогда газета. Напомним: речь идет о тех самых выборах, где наблюдатели успели опубликовать хвалебные оценки, а затем на улицах Еревана армейский спецназ расстреливал протестующих. Можно, конечно, поинтересоваться, считать ли подарки, преподнесенные в Ереване европейским наблюдателям, «восточной» или как раз «западной» привычкой.
Важно другое: при нынешнем «падении политических цен на коньяк» Армении на западном направлении, увы и ах, «нечего ловить». Остается только надеяться на Иран и представлять его как «реальную альтернативу» России.
Тем более что начавшийся было процесс постепенного снятия санкций с ИРИ дает здесь определенные надежды. Одно плохо: в ближайшее время санкции против ИРИ могут быть возобновлены — в ответ на иранские испытания баллистической ракеты. Так что желанные «поиски альтернативы» могут обернуться для Армении очередным крахом надежд.