За рубежом, Эхо

«Ядерная сделка» с Ираном под угрозой

iran-usa-nuclear-nuke-yadernА.ШАКУР

Ситуация вокруг Ирана стремительно ухудшается. Накануне стало известно, что Иран провел испытания баллистической ракеты средней дальности. Эти испытания стали первыми с момента вступления Дональда Трампа в должность президента США, напоминают «Вести».

Как указывает российский телеканал, принятая в июле 2015 года резолюция ООН 2231 призывает Иран не проводить подобные испытания. Тем не менее, с июля 2016 года это, по меньшей мере, уже второе испытание. К тому же иранские официальные лица в прошлом неоднократно подчеркивали, что эта резолюция, оказывается, не запрещает Ирану развивать ракетную программу, ее положения на эту тему носят лишь рекомендательный характер.

Как уточняет РИА «Новости», испытательный пуск был произведен в воскресенье за пределами города Семнан в 225 километрах от Тегерана. Ракета пролетела примерно 966 километров перед тем, как взорвалась. Сказать, что сообщение о ракетном испытании в ИРИ вызвали тревогу, ничего не сказать, Эксперты уже напомнили: ракетный тест Тегеран провел в то время, как «ядерная сделка» с Ираном проходит проверку на прочность. Напомним: соглашение по иранской ядерной программе было заключено 14 июля 2015 года в Вене.

Согласно ему, Иран сократил число центрифуг, дал гарантии мирного характера своей ядерной программы и добился в ответ смягчения санкционного режима. Однако теперь эти договоренности под вопросом. Как напоминает, в частности, российский «Взгляд», новый глава Белого дома Дональд Трамп еще во время предвыборной кампании неоднократно обещал аннулировать договоренность с Тегераном, которую Обама не раз записывал в свой актив.

В марте 2016 года Трамп заявил, что при заключении соглашений США представляли «очень глупые люди», а ранее называл сделку «позором» для Соединенных Штатов и заявлял о намерении разорвать соглашение. В начале декабря еще не вступивший в должность вице-президент США Майкл Пенс сообщил, что советники Трампа уже приступили к обсуждению судьбы иранской сделки.

Со своей стороны, еще в декабре официальный представитель МИД исламской республики Бахрам Гасеми назвал нарушением ядерного соглашения одобрение сенатом Конгресса США законопроекта о продлении антииранских санкций еще на 10 лет. Очередным этапом ухудшения отношений стала мера, принятая уже собственно администрацией Трампа — Иран, как известно, оказался в списке стран, для чьих граждан ограничен въезд в США. Теперь же ракетные испытания, проведенные в ИРИ, могут послужить этаким «детонатором» для накопившегося напряжения.

Как передает тот же «Взгляд», после нынешних сообщений о ракетном пуске первым тревогу забил Израиль. «Иран вновь пренебрег резолюциями Совета Безопасности ООН и раскрыл свои истинные намерения. Международное сообщество не должно зарывать свою голову в песок перед лицом этой иранской агрессии», — ранее заявил постоянный представитель Израиля при ООН Данни Данон.

trump-iranОн подчеркнул, что действия Ирана угрожают не только Израилю, но и всему Ближнему Востоку. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху намерен обсудить с Трампом возможность возобновления санкций против Ирана. Это может стать одной из тем на встрече, которая запланирована на середину февраля, сообщила пресс-служба израильского правительства. Иран не стал ответственным партнером в регионе после заключения сделки по его ядерной программе.

С таким утверждением выступил постоянный представитель Великобритании Мэттью Райкрофт, комментируя сообщения о том, что Исламская Республика провела новое испытание баллистической ракеты, передает ТАСС. По его словам, если эта информация подтвердится, то действия Тегерана «будут противоречить резолюции 2231», принятой в поддержку соглашения между Ираном и «шестеркой» (пять постоянных членов Совета Безопасности ООН и Германия) — Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).

По его словам, Совбез собрался сегодня на встречу, чтобы обсудить дальнейшие действия. «Во-первых, нам надо получить подтверждение того, что испытание проводилось. В таком случае расследование будет подходящим следующим шагом», — сказал дипломат, направляясь на закрытую встречу СБ. Как заявил Райкрофт, «есть широкий круг вопросов, касающихся Ирана», в том числе проведенное страной ракетное испытание, «будущее СВПД, а также роль Ирана в регионе». «Все эти вещи взаимосвязаны», — полагает британский постпред.

«Когда мы подписывали СВПД, мы хотели, чтобы Иран стал своим, превратился в ответственного регионального партнера. Если посмотреть на политику Ирана по Сирии, по Ираку, по Йемену, то этого не видно. Видно, что Иран продолжает препятствовать установлению мира в регионе. Так что мы будем говорить с США, с нашими коллегами в Совете Безопасности и в более широком кругу о том, как нам поступить», — подчеркнул он. Перед началом закрытой встречи Совбеза его председатель Олаф Скуг воздержался от однозначной оценки действий Тегерана.

«Нужно посмотреть. Мы всегда призывали все вовлеченные стороны проявлять сдержанность. Эта информация вызывает тревогу, но еще слишком рано говорить, у нас еще очень мало информации, чтобы давать подобные комментарии», — сказал шведский дипломат. Весьма жестко отреагировали и в Вашингтоне. Пресс-секретарь президента США Дональда Трампа Шон Спайсер сообщил, что Белый дом в курсе проведения Ираном запуска, указывает «Взгляд».

Глава сенатского комитета по иностранным делам, республиканец Роберт Коркер, в свою очередь, заявил, что намерен работать вместе со своими коллегами и Белым домом с целью привлечения Ирана к ответственности за проведение ракетных испытаний, «обеспечив при этом самое жесткое применение существующих ограничений в отношении его ядерной программы».

«Ирану больше не будет позволено постоянно нарушать запрет на баллистические запуски, поддерживать терроризм, нарушать права человека и совершать другие враждебные действия, которые угрожают международному миру и безопасности», — предупредил сенатор Коркер.

Это, возможно, еще не решение об отмене ядерной сделки. Однако очевидно, что нынешние ракетные испытания, проведенные Ираном, сделали такое развитие событий куда более вероятным, чем прежде.