Асиф УСУБАЛИЕВ, кандидат политических наук ([email protected])
Всемирно известный американский политолог З.Бжезинский называет Баку ключом от каспийских энергозапасов, при этом отмечая: «Нефть — это источник счастья и несчастья Азербайджана».
Слова до боли знакомые, более того, в том или ином контексте они периодически находят свое отражение в риторике различных политологов и политиков. Кроме того, достаточно много высказываний и о транзитном потенциале нашей страны. Это потенциал, который в случае своего развития может приумножить не только экономическую мощь страны, но и ее политическую значимость в системе международных отношений.
Таким образом, данные факторы в совокупности с рядом иных обстоятельств, среди которых немалую долю занимает активная политика главы государства в направлении глобальной пропаганды интеграционных ценностей межкультурного диалога, указывают также и на растущий геополитический потенциал страны.
Конечно, далеко не все об этом говорят открыто, но в завуалированном виде подобные мысли все же имеют место быть. Развивая геополитический контекст, необходимо также отметить и иную мысль. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что «Нагорный Карабах» — это исключительно предмет конфликта между Азербайджаном и Арменией. Прошу прощения, но «Нагорный Карабах», а именно данный конфликт в руках «третьих стран» — это в первую очередь инструмент манипуляций для реализации существующих здесь их геополитических задач.
Цель данной геополитической игры — это не только выход к Каспийским энергетическим запасам, но и расширение их сфер влияния. В этом собственно и суть геополитики. При этом необходимо учесть, что для ведущих игроков в реализации этих стратегически значимых задач нет ограничений в средствах. А наличие замороженного конфликта — это почти идеальный инструмент давления. Поэтому отсутствие подобной задачи как раз и могло бы привести к правовому и справедливому урегулированию конфликта.
Более того, вообще не было бы этого конфликта, как и многих иных очагов напряжения в мире. Отчасти именно поэтому, анализируя ситуацию, нельзя упускать из внимания геополитический контекст. Тем более в тех случаях, если одна из конфликтующих сторон имеет все необходимые потенциалы стать источником стабильного роста для всего региона.
Подобно тому, как паразиты легко развиваются там, где ослабленный организм и, наоборот, там, где иммунитет достаточно сильный, паразиты не уживаются — для того, чтобы иметь возможность для политического давления, очевидное превалирование одного государства в регионе и стабильный рост данного региона препятствуют скорому расширению политического влияния «третьих государств».
Необходим открытый либо латентный конфликт для того, чтобы была «необходимость» в посредниках, т.е. возможность открытого вмешательства во внутренние вопросы конфликтующих сторон. Ведь ко всему прочему, наличие конфликта будет еще и сдерживающим фактором для страны, которая претендует на региональное лидерство. Вот отчасти почему в системе международных отношений все еще имеют место быть двойные стандарты. А борьба за распространение так называемых демократических ценностей — это и есть часть борьбы за расширение сфер влияния.
«Запасной картой» для политических маневров в данном конфликте является еще и исламский фактор. Официальный Ереван и «Армянская церковь» не брезгуют и этим инструментом. Более того, «Армянскую церковь» смело можно называть одним из основных звеньев политической системы этой страны. Будучи идеологом, «Церковь» в Армении страхует социальные недовольства и выступает источником сплочения в борьбе с «мусульманским» Азербайджаном.
Необходимо признаться, что эта стратегия на протяжении веков приносила им немалые политические дивиденды, как минимум, в вопросах нахождения своих международных союзников из «христианского мира». Церковь — это еще и источник диаспорского единения армян мира. Собственно говоря, благодаря редакции газеты «ЭХО», на полях данного издания, неоднократно делились мыслями по поводу роли их церкви в реализации армянской мечты о «Большом Арарате».
Глава государства Ильхам Алиев, отдавая предпочтения дипломатии, переговорному процессу и мирному урегулированию существующего конфликта, на самом деле реализовывает цель, стратегическая суть которой заключается в том, чтобы выйти из статуса объекта глобальной геополитики и стать полноценным субъектом всех геополитических сценариев данного региона. Только этот статус и такое отношение к Азербайджану могут стать причиной отказа от двойных стандартов и принятия волевого решения по принуждению официального Еревана к исполнению всех международных обязательств, которые были на них наложены международными организациями.
Азербайджан — это не только экономический транзит, источник обеспечения энергетической безопасности Европы и источник экономико-политической стабильности в регионе, Азербайджан — еще и «культурно-религиозный амортизатор» возможных мировых идеологических трений. Находясь между Западом и Востоком, на пути пересечения культур, наша страна находит в себе силы быть неким «гуманитарным мостом», дарующим надежду на то, что пугающий современный мир сценарий о столкновении цивилизаций, несмотря на устремления ряда государств, все же не найдет своего развития.
Да, конечно, эта, пожалуй, на сегодня единственная стратегия мирного урегулирования конфликта имеет достаточно много изъянов. Она требует времени, терпения, ресурсов, профессионализма и практически абсолютного народного единения.
Более того, она требует придерживаться определенных приоритетов, которые ведут к реализации данной стратегии.
Однако эта стратегия, которая выводит нашу страну на абсолютно новый геополитический статус — статус не ведомой, а ведущей страны мира. Хочу заметить, что для оформления такого статуса необходимы также и качественные изменения в общественном социально-политическом сознании. А в этом вопросе уже обособляется роль потенциалов культурной политики.