За рубежом, Эхо

«Иранские мечты» российского форпоста

iran-armenia-flagНУРАНИ

В Армении — новый всплеск «больших надежд». Поводом для них на сей раз стала открывшаяся в Ереване «Неделя энергетики — 2017». Еще перед открытием в центре внимания оказались поставщики технологий и оборудования для «альтернативной энергетики» — солнечной, ветровой и т.д. Как отмечает, в частности, PanARMENIAN, цель «недели» — представить последние новинки развития в сфере энергосбережения и возобновляемой энергетики в Армении.

И напоминает, что еще летом 2015 года был дан старт инвестпрограмме в сфере возобновляемой энергетики стоимостью в 58 миллионов долларов. Основной этап программы, предусмотренной на 5-6 лет, стартует в 2017 году. Тема, конечно, для Армении весьма и весьма острая. Своей нефти, несмотря на отчаянные усилия в конце девяностых, здесь так и не нашли. Армения в силу географии контролирует самый выгодный маршрут транспортировки в Европу нефти и газа из Прикаспия, но сегодня и трубопроводы, и железные дороги Армению обходят.

Нефть и газ она получает из России, по территории Грузии, которая с Россией в состоянии «замороженной войны», да и Москва подталкивает свой «форпост» к игре на обострение в отношении Грузии. Рядом, правда, Иран, но газовые сети Армении принадлежат российскому «Газпрому», а значит, ответ на вопрос, у кого, где и за сколько покупать «голубое топливо», определяется не в Ереване, а в Москве.

Есть и экономическая сторона вопроса. Достаточно долго Армения получала из России газ по «специальной» цене «для своих». В результате здесь экономика в значительной степени оказалась «заточена» под дешевое «голубое топливо». Теперь же ситуация изменилась. Армения вроде бы по-прежнему получает у РФ дешевый газ, но местная «дочка» «Газпрома» продает его потребителям уже по далеко не смешной цене.

Есть, правда, АЭС, но и для нее топливо доставляется из России гражданскими авиарейсами в гражданский же аэропорт «Звартноц», что повергает в шок всех без исключения специалистов в сфере авиационной и радиационной безопасности. Так или иначе, на этом фоне в Армении уже несколько лет с упоением строят планы по развитию «возобновляемой», «альтернативной» и тому подобной энергетики.

Несколько лет назад здесь один местный ученый обещал «энергетический прорыв» с помощью установки, позволяющей получать биогаз из самого обычного навоза, другой уповал на солнечные батареи, третий… Только вот оказалось, что навоза, как в популярном анекдоте, много, но толку с него маловато. Чуть более популярны солнечные батареи. Но и с ними неувязочка: такие установки очень дорогие и пока еще не настолько эффективные, чтобы действительно составить конкуренцию энергетике «традиционной».

Тем не менее в Ереване с упоением строят «энергетические планы». Армения старается развивать солнечную энергетику, имея необходимый потенциал. Об этом заявил замминистра энергетики и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян. По его словам, за последние три месяца (с ноября 2016-го года) около десяти солнечных микроэлектростанций уже подключены к энергосистеме Армении. «Мы хотим привлечь международные инвестиции. Здесь есть более 40 иностранных инвесторов. Проведем конкурс, рассмотрим разные ценовые предложения», — сказал он.

Замминистра отметил, что в Армении есть также серьезный потенциал выработки ветряной энергии. По его словам, Армения богата ресурсами возобновляемой энергетики и можно говорить о том, что «страна стала торговым энергетическим центром». Следовательно, в Армении существует серьезный потенциал для того, чтобы стать страной, экспортирующей энергию, передает Sputnik-Армения.

У Армении большой потенциал развития солнечной энергетики, проникновенно заявил президент Армении Серж Саргсян на открытии инвестиционной конференции по солнечной энергетике в Ереване. Президент подчеркнул, что за последние годы примерно на 80% снизилась себестоимость фотовольтажных солнечных станций. Благодаря этому солнечные технологии стали конкурентоспособными в промышленном масштабе. «Армения начинает приглашать международные компании для участия в конкурсах на строительство солнечных станций большой мощности.

В ближайшие годы мы намерены значительно увеличить долю возобновляемой энергетики в общем энергобалансе страны, путем строительства солнечных, ветряных и геотермальных электростанций», — добавил глава государства. Но самое главное, Серж Саргсян уверял: Армения, как член Евразийского союза, может стать мостом для инвестиций и торговли между Ираном и ЕАЭС. «В долгосрочном плане инициативы, основанные на «зеленой» энергетике, более устойчивы. Именно поэтому мы считаем важным развитие возобновляемых отраслей энергии: солнечной, ветряной, геотермальной.

Согласно многочисленным экспертным исследованиям, у Армении большой потенциал солнечной энергетики. Для создания привлекательного поля инвестиций мы провели ряд законодательных реформ, применив наилучший международный опыт», — сказал Серж Саргсян.

Как радостно сообщают СМИ, Армения всерьез намерена поставлять электроэнергию в Иран. Правда, в такие благостные планы верят не все, даже в Ереване. Активизация энергетического диалога Иран-Туркменистан отнюдь не означает, что армяно-иранское сотрудничество может оказаться в кризисе, но Армения может потерять Иран в качестве рынка электроэнергии, заявил в беседе с Tert.am эксперт в области энергетики Ваге Давтян, касаясь заявления властей Туркменистана о том, что до 2020 года планируется развить электроэнергетические инфраструктуры до такой степени, чтобы стало возможным в 5 раз увеличить объемы экспорта электроэнергии в зарубежные страны, доведя этот показатель до 6 млрд кВт/часов в год.

По словам Ваге Давтяна, речь идет об Узбекистане, Таджикистане, Афганистане, Турции, Пакистане и, разумеется, Иране. Иран же, по словам эксперта, является ключевым потребителем туркменской электроэнергии. Эксперт также отметил, что туркмены реализуют весьма претенциозные логистические проекты: между Ираном и Туркменистаном действует соглашение, согласно которому, планируется провести линию электропередачи Мары (Туркменистан) — Мешхед (Иран).

По словам Давтяна, предусматривается максимально развить инфраструктуры электросетей. «Очевидно, что все это существенно поспособствует резкому росту объемов экспортируемой в Иран электроэнергии. Складывается ситуация, при которой не имеющая дефицита энергетических мощностей Армения, рассматривая Иран в качестве важнейшего рынка для экспорта, вновь может быть вытеснена из региональных стратегических коммуникаций», — отметил он.

Известно, впрочем, и другое. Об этом в Ереване не любят говорить вслух, но еще в июне 2015 года, как о том уже сообщала наша газета, глава офиса Всемирного Банка в Армении Лора Бейли провела пресс- конференцию, где представила по-настоящему сенсационный аналитический отчет экспертов ВБ о состоянии электроэнергетической отрасли Армении. По мнению его авторов, Армении необходимо в течение 3-4 лет увеличить генерирующие мощности за счет тепловой энергетики, так как в противном случае республика столкнется с серьезным энергетическим дефицитом.

По мнению аналитиков ВБ, функционирующие в стране в настоящее время тепловые генерирующие мощности, в основном, очень затратны, и находятся в плохом техническом состоянии. Наконец, тем же горячим летом 2015 года ереванские СМИ цитировали письмо тогдашнего главы «Электросетей Армении» Бибина: по его словам, если в ближайшее время не будут повышены тарифы на электроэнергию, поддерживать в рабочем состоянии все хозяйство энергетики не смогут, и о бесперебойном снабжении страны электроэнергией придется забыть.

В Ереване, где еще не забыли, что такое «веерные отключения» в начале девяностых, вняли рекомендациям, повысили тарифы… и получили в ответ «Электромайдан» — «сидячие» протесты молодежи. ЭСА, находившиеся в собственности российского энергомонополиста — РАО ЕЭС России, быстро передали российскому олигарху армянского происхождения Самвелу Карапетяну, вопрос с повышением тарифов отложили, но вот «обнулился» ли в Армении риск возобновления веерных отключений — вопрос по меньшей мере открытый. И это явно не та ситуация, когда в Ереване могут позволить себе строить планы «энергетической экспансии».

Другое дело, что слова Сержа Саргсяна — это явный ответ на последние «подвижки» в отношениях Армении и Ирана.

Как передавал еще на минувшей неделе «Голос Армении», «ожидается, что к концу этого года начнет свою работу свободная экономическая зона (СЭЗ) в Сюникской области, близ границы с Ираном. Об этом 19 января заявил заместитель министра экономического развития и инвестиций РА ОванесАзизян во время презентации инвестиционного проекта по созданию СЭЗ. Согласно проекту, в течение 10 лет объемы ожидаемых инвестиций в экономическую зону составят порядка 350-400 млн долларов, а среднегодовой экспорт из нее — 80-100 млн долларов».

А как передавала в те же дни «Лрагир», «Иран сократил гарантийный тариф для временно въезжающих из Армении на территорию ИРИ автомобилей более чем на 400 долларов (США)». Газета назвала это решение «серьезнейшей уступкой Армении».

Только вот при этом между двумя странами по-прежнему нет ни одного масштабного экономического проекта. Да, Иран сегодня выходит из-под действия санкций и стремительно набирает мощь, но вот экономическая ситуация в Армении к масштабным инновациям как-то не располагает.

Другой вопрос, что с приходом к власти в США президента Дональда Трампа «ядерная сделка» с Ираном, на основании которой и начался процесс постепенной приостановки санкций, может оказаться под угрозой. А значит, Ирану вновь могут понадобиться «коридоры» для обхода рестриктивных мер. До «ядерной сделки» для этой цели весьма активно использовалась Армения. И теперь о ней, судя по всему, вспомнили вновь.