С.АЛИЕВА
Религия в любом светском государстве живет своей собственной жизнью, по своим законам. Финансируется она в основном за счет пожертвований прихожан, и этими средствами мечеть, церковь или какая-то иная религиозная структура распоряжаются на свое усмотрение.
Но насколько это правильно и стоит ли государству вмешиваться в вопрос отчетности по финансовым вопросам религиозных структур?
Некоторые страны, кстати, уже задались этим вопросом, а как дела обстоят в Азербайджане?
Как заявил в беседе с Echo.az юрист Рамиз Алиев, религиозные организации, в большинстве своем, существуют именно за счет пожертвований прихожан, расходуя их по своему собственному усмотрению, которое далеко не всегда сопряжено с общеполезностью.
«В том случае, если жертвователь, мотивирующий свои намерения совершить пожертвование в пользу храма или церкви именно общеполезностью, в целях ее соблюдения целесообразно оговорить все условия договором. Понятное дело, что речь тут идет о больших суммах, но если прихожане жертвуют небольшие суммы на нужды религиозного учреждения, то тут, как ни крути, средства будут расходоваться уже по усмотрению религиозной организации», — отметил юрист.
В свою очередь, как отметил в беседе с Echo.az профессор, доктор философских наук, бывший глава Госкомитета по работе с религиозными образованиями Рафик Алиев, к сожалению, в Азербайджане тема пожертвований религиозным учреждениям является полностью закрытой, об этом не принято говорить, и подобная «закрытость» сразу же наводит на целый ряд размышлений.
«Между тем, еще в 2005 году во время визита в Азербайджан министра по делам религии Ирака мы разговорились с ним на тему пожертвований. Так вот, он сказал о том, что практически во всех исламских странах мечети отчитываются перед государством по всем пожертвованиям, и это правильно,» — отметил Алиев.
«Понятно, что у нас «религия отделена от государства», и я воспринимаю эту фразу как то, что с этих пожертвований не нужно платить налогов, но отчитываться все религиозные учреждения по всем финансовым поступлениям просто обязаны. Но у нас этого не происходит, и можно с уверенностью догадываться, что пожертвования оседают в карманах не тех людей, кому они предназначались,» — сказал он.
Как отметил Алиев, каждое пожертвование по исламу должно делиться на четыре части.
«Первая — это деньги, которые пойдут на ремонт мечети. Вторая часть — деньги, предназначенные для нуждающихся, больных прихожан. Третья часть — деньги, которые пойдут на зарплаты работникам мечети. И четвертая часть — это неприкосновенный запас мечети, эдакий фонд. Выходом тут могли бы стать специальные терминалы для пожертвований, которые будут все автоматически фиксировать. В данном вопросе мы, безусловно, должны перенять опыт Казахстана, где такие терминалы имеются», — резюмировал Р.Алиев.
А вот, как отметил в беседе с Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев, если говорить о переводе пожертвований в законное русло, то для Азербайджана и, правда, был бы полезен опыт Казахстана по установке специальных терминалов для пожертвований в религиозных учреждениях.
«В Азербайджане, как и во многих других светских государствах, религия отделена от государства, но, тем не менее, какая-то подотчетность все же должна быть. В Азербайджане около 500 мечетей, каждая из них получает немалые суммы пожертвований от прихожан, однако эти суммы нигде не фиксируются и не декларируются. Если религиозные учреждения не желают отчитываться перед государством, то перед своими последователями, религиозными людьми, которые жертвуют «свои кровные» в религиозные заведения, отчитываться они просто обязаны,» — считает эксперт.
«Рано или поздно этот вопрос все равно будет поднят, и инициатива должна исходить в данной ситуации от Управления мусульман Кавказа,» — сказал Агаев.
«Вообще, по религиозным канонам правоверный мусульманин должен жертвовать в мечеть треть от всех своих доходов, и такие люди, которые следуют данному правилу, есть. Учитывая данный факт, можно предположить, что суммы пожертвований могут быть весьма внушительными. Но помимо пожертвований те же мечети имеют и иные источники дохода — это продажа религиозной символики, книг и т.д. Еще один момент, связанный с отчетностью и прозрачностью в религиозной сфере, — это оплата за совершение паломничества в Мекку,» — сказал эксперт.
Как отметил Агаев, дело в том, что недавно в Азербайджане отменили оплату за хадж через банки и сообщили всем желающим совершить священный хадж, что отныне платить нужно в самом Управлении мусульман Кавказа.
«Думаю, данное изменение связано с непростой ситуацией в банковской сфере страны. Тем не менее, тут также должен осуществляться госконтроль. Если мы говорим о том, что у нас весь процесс вывоза валюты должен быть под контролем госорганов, то почему в данном вопросе государство не будет в курсе того, сколько денег вывозится? Ведь даже если оплата за хадж была произведена в манатах, то впоследствии эти деньги конвертируются в доллары и отправляются в Саудовскую Аравию. Одним словом, я считаю, что в религиозном сегменте необходимо все легализовать и переводить на законные рельсы», — отметил эксперт.