Дж.АЛЕКПЕРОВА
За последние годы Азербайджан выполнил ряд требований ПАСЕ. На поверхности обычно заметно лишь освобождение арестованных оппозиционеров, правозащитников и журналистов. Об этом заявил Echo.az глава Правозащитного центра Азербайджана (ПЦА) Эльдар Зейналов.
«Но и на уровне отдельных министерств постоянно что-то меняется, но по мелочам. Например, долго требовали изменить законодательство против пыток. Как результат, в Уголовный кодекс ввели отдельную статью, в которой формулировка этого преступления ближе к международно-принятой, нежели была раньше. Какие-то улучшения постоянно вносят в Избирательный кодекс, и это отмечает ПАСЕ,» — сказал он.
«Были случаи отмены результатов голосования в некоторых округах после критики Европы. Много было претензий к правоохранительным органам — и целое Министерство национальной безопасности было реформировано, а десятки его сотрудников арестованы,» — сказал правозащитник.
По его словам, однако есть и проблема исполнения.
«Например, статья против пыток есть, но никого по ней не осуждают и даже должным образом не расследуют заявления о пытках. МНБ разогнали, но сфабрикованные там когда-то дела против гражданских активистов не были пересмотрены…,» — сказал он.
По его словам, обычно какие-то из рекомендаций ПАСЕ всегда выполняют.
«Куда легче прослыть «плохим парнем», когда с порога встречаешь все в штыки, отрицаешь недостатки и необходимость что-то менять. Куда грамотней те бюрократы, которые не отрицают наличия недостатков, подчеркивая при этом, что в целом больших реформ и не требуется. В советское время даже было такое расхожее словосочетание «пока еще имеющиеся отдельно взятые недостатки», которое именно такой подход и обозначало. С другой стороны, если не требовать каких-то революционных изменений, то бюрократам легче согласиться на устранение «отдельных недостатков». Особенно, если рекомендация содержит не длинный список этих недостатков и подсказку, как их исправить,» — сказал Зейналов.
«С 1996 г., когда Азербайджан получил статус «специального гостя» в ПАСЕ, было сделано очень многое. Именно, очень многое — по мелочам, которое не очень бросается в глаза», — пояснил он.
Как сказал эксперт, трудно сказать конкретно, с помощью каких именно мер Совет Европы планирует «повышение доверия к независимой системе правосудия» на этот раз. Ведь основная проблема тут — коррупция.
«Но есть, например, и проблемы с ролью адвокатов. В законе роли защитника и обвинителя в суде равны, но на практике принцип «равенства оружия» в суде нарушается. Даже были случаи, когда адвокатов наказывали или исключали из Коллегии посреди процесса. Есть проблемы с доступом защитников к арестованным, даже с количеством самих адвокатов. Есть корпоративное стремление прокуратуры и суда искусственно улучшить отчетность по уголовной преступности. Есть проблемы с самой отчетностью — многие данные из нее просто невозможно узнать,» — отметил Зейналов.
По его слвоам, одна из больных проблем — неполное выполнение нашими судами решений Европейского суда по правам человека.
«Например, ЕСПЧ устанавливает в деле нарушение права на справедливый суд. Человеку выплачивается денежная компенсация, а много ли было случаев наказания допустивших это нарушение судей? Или обобщения установленных ЕСПЧ однотипных (системных) нарушений с вынесением практических рекомендаций для национальных судов? Этим, видимо, и планируют заняться содокладчики», — считает правозащитник.
Как сказал Зейналов, сегодня все еще остались обязательства, которые Азербайджан взял перед Советом Европы, но до сих пор еще не выполнил.
«До конца не выполнены многие обязательства, которые были зафиксированы в июне 2000 года, в так называемом «Мнении 222 (2000)» по Азербайджану. Как правило, во исполнение этих требований создается новое законодательство, которое не до конца доработано или не исполняется. Из тех обязательств, которые не исполнены полностью, отмечу нератификацию Европейской хартии о региональных языках и языках нацменьшинств, непринятие закона о национальных меньшинствах, несоздание альтернативной гражданской службы для отказников от армии по убеждениям. А ведь при вступлении в СЕ Азербайджан подписался под этими обязательствами, причем без всяких оговорок. Внятных официальных объяснений этой позиции дано не было», — пояснил правозащитник.
Отметим, что два дня назад в Страсбурге, в рамках зимней сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы состоялось заседание Мониторингового комитета структуры, сообщает официальный сайт ПАСЕ. На заседании содокладчики по Азербайджану Стефан Шеннак и цезар Флорин Преда проинформировали членов комитета о визите, который они совершили в Азербайджан в начале этого месяца, и его результатах.
В заявлении содокладчиков ПАСЕ по Азербайджану Стефана Шеннака и Сезара Флорина Преда по итогам совершенного визита в Баку говорилось:
«Мы считаем важным придание нового импульса проводимым в Азербайджане реформам и продолжение диалога с властями, в частности, в судебной системе, в области свободы СМИ и обеспечения прав человека, в особенности касательно законодательства в сфере НПО. Мы готовы продолжить сотрудничать с правительством и народом Азербайджана для определения и реализации этих реформ».
Как подчеркнули содокладчики, дискуссии были сосредоточены на реформировании судебной системы в целом.