С.АЛИЕВА
Продуктовое изобилие на полках столичных супермаркетов заставляет задуматься на тему того, куда же девается нераспроданный товар при истечении его срока годности.
Как отметил в интервью Еcho.az председатель Союза свободных потребителей Эюб Гусейнов, за 20 лет, которые он работает в ССПА, он принял участие в публичной утилизации просроченных продуктов всего два раза.
«Я неоднократно обращался в государственные структуры, чтобы эту процедуру сделали прозрачной, но наши обращения игнорируются. Можно предположить, что просроченные продукты возвращаются на полки магазинов уже с новыми сроками хранения. Чаще всего данная просроченная продукция отправляется в регионы страны, где высокий уровень бедности, граждане вынуждены брать продукты в магазинах в долг. Это система, когда хозяин магазина выдает продукты гражданам в долг и записывает сумму, которую ему должен покупатель. Так вот, часто, именно пользуясь подобным положением дел, сбываются просроченные продукты питания,» — отметил Гусейнов.
«Кстати, Министерство экономики и промышленности страны опубликовало данные о том, что за 5 месяцев текущего года из продуктовых магазинов страны было изъято 5 тонн просроченной продукции. То есть получается, что каждый месяц на прилавках магазинов страны реализуется порядка 1 тонны просроченных продуктов. Но это только официальная статистика, то, что удалось обнаружить, а какое количество продукции остается вне внимания госструктур, не ясно. Думаю, что реальные масштабы данной проблемы может быть в раз 10 больше,» — отметил он.
По словам Гусейнова, все усугубляется тем, что вся продукция в отечественных супермаркетах облагается налогом, даже если она не была реализвана.
«То есть даже если товар не продан, а срок его истекает или уже истек, хозяин магазина все равно обязан платить за него налог себе в убыток. Думаю, что для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо менять, в первую очередь, законодательство, иначе страдать так и будет потребитель. Совершая покупки в магазине или торговом центре, покупатели стараются обращать внимание на надпись на упаковке: «Срок реализации до…» или «Срок годности до…». Но многие не придают значения этим датам и даже не вспоминают, какое же сегодня число,» — сказал он.
Кому-то все равно, кто-то надеется на честность продавцов и бдительность контролирующих инстанций. И мало кого волнует, куда же деваются просроченные продукты. Куда исчезают с прилавков нереализованные кондитерские изделия, колбасная продукция, конфеты? А все просто, они вновь оказываются на нашем столе», — говорит Э.Гусейнов.
По словам главы ССПА, в Азербайджане на утилизацию практически ничего не уходит, большинство товаров идут на вторичную переработку.
Как он отметил, Азербайджану неплохо было бы обратиться к западному методу борьбы с просроченными продуктами питания.
«Точнее там этот вопрос решается еще до момента, когда продукт становится негодным для употребления в пищу. В Европе есть сеть торговых центов, в которых товары продаются по очень хорошей скидке, если срок годности продукции на половину уже истек. Конечно, все в курсе, что за рубежом проводится жесткий контроль в этой области, весомая часть просроченных продуктов списывается и выбрасывается,» — сказал он.
«Я давно говорю, что в Азербайджане просто жизненно необходимо построить предприятие, которое будет заниматься утилизацией просроченных продуктов питания, пока что у нас подобного завода по утилизации продуктов просто нет».
По словам экспертов, существует несколько способов избавления от проспроченных продуктов. Вариант первый — это возвращение товара поставщику. Такая возможность может быть предусмотрена договором с ним. Кроме того, есть обязательный выкуп, прямо предусмотренный законодательством для просроченного хлеба и хлебобулочных изделий.
Вариант второй — это продажа товара для утилизации. Часто просроченные продукты покупают на корм животным, некоторые фрукты — для переработки на джем либо для производства спирта или уксуса. Но если не получилось вернуть товар поставщику или продать на утилизацию, то придется его уничтожать. Уничтожение товара надо оформить актом, к примеру, о списании. Иногда для уничтожения привлекают специализированные организации.
Как отмечал в беседе с Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев, во всем мире принято считать, что в среднем 10% от всех реализуемых продуктов питания теряется в силу различных причин, в том числе и истечения срока годности.
«Предприниматели всеми силами пытаются реализовать даже просроченные продукты питания, а потому у нас потери в супермаркетах составляют не более 3%. Я, например, часто прохожу мимо ресторанов, домов торжеств и никогда не наблюдаю, чтобы там массово выбрасывались продукты питания, хотя там, как известно, нередко очень большое количество несъеденной пищи после свадеб, застолий. Куда это все девается? Что-то раздается неимущим людям, а что-то идет на повторное использование,» — отмечал Агаев.
«То же самое и в маркетах — повторной переработке подвергается, скажем, хлебобулочная продукция, практически ничего не пропадает и не выбрасывается. Это, с одной стороны, может и не плохо, но с другой стороны, как все это отражается на здоровье граждан — большой вопрос», — говорил Н.Агаев.