За рубежом, Эхо

Кто заплатит за «армянскую мечту»?

armenia-turkey-genocide-rallyНУРАНИ

В Армении дан старт очередному витку антитурецкой истерии.  На сей раз в центре внимания — Каро Пайлан, армянин по  национальности и депутат парламента Турции от Партии  демократии народов, той самой, которую в Анкаре не то чтобы  без оснований считают «легальным крылом» РКК.

Как радостно сообщали еще несколько дней назад армянские  СМИ, Каро Пайлан в Великом Национальном Собрании Турции  поднял вопрос о «геноциде армян» (здесь и далее кавычки наши  — Ред.). За что был удален из зала заседания. Как поясняет  Tert.am, в ходе дискуссий о переходе к президентской  республике Пайлан заявил, что, оказывается, армяне,  ассирийцы, греки и евреи, имеющие в 1913-1923 годах прописку  в стране, «в результате «геноцида» были изгнаны с этих земель  или подверглись жестоким страданиям».

Заявление Пайлана  возмутило подавляющее большинство депутатов. Вице- спикер  Ахмед Айдан потребовал скорректировать свои слова,  напомнив, что «в те времена были обоюдно тяжелые события,  которые, однако, не могут быть квалифицированы как  геноцид».

Однако Пайлан продолжал выступление со словами:  «В свое время мы составляли 40% населения, сегодня нас — 1 из  1000. То, что произошло, я называю геноцидом, как бы вы его не  квалифицировали. Давайте повернемся к этому лицом». Депутат  от правящей партии Метин Кюлунк потребовал убрать слово  «геноцид». Заседание было прервано.

После перерыва депутаты  от правящей АКР, оппозиционной кемалистской СНР и МНР  осудили слова Пайлана. В виде наказания армянскому депутату  запрещено участвовать в трех заседаниях парламента, а слова  Пайлана изъяты из протокола заседания.  Как того, возможно, и следовало ожидать, Каро Пайлан тут же  стал этаким «супергероем» для политизированной верхушки  армянской диаспоры. Так, рок-музыкант армянского  происхождения Серж Танкян назвал Каро Пайлана настоящим  героем, о чем сообщил на своей страничке в соцсети Facebook.

«В этот особенный день, когда мы вспоминаем Мартина Лютера  Кинга и все то, во имя чего он боролся, правительство Эрдогана  в Турции отстраняет депутата за упоминание о Геноциде армян.  Каро Пайлан — истинный герой. Легко говорить правду в  обществе, в котором не будет последствий, однако крайне  опасно делать это там, где последствия неизбежны. Мне выпала  особая честь встретиться с ним в прошлом году. Мы с тобой,  Каро!» — прочувствованно поведал Танкян.

Каро Пайлан «поймал мяч на лету». И в интервью Tert.am уже  принялся рассуждать: «К несчастью, меня снова сделали  мишенью, я в опасности, но в Турции в опасности находится  каждый». По его версии, армяне являются нацменьшинством в  Турции, и он обеспокоен дальнейшей судьбой общины. «Я  беспокоюсь не только за армянскую общину, но и за  проживающие в Турции другие религиозные меньшинства, —  сказал он. — Если вы в курсе моего заявления, то вы знаете, что я  сказал им: «Вы допустили ошибку 100 лет назад, а спустя 100  лет готовитесь повторить эту же ошибку. Эту ошибку они  называют конституцией».

И, конечно, заверил, что он будет  продолжать борьбу и произносить слово «геноцид» при каждом  удобном случае.  Здесь, пожалуй, нужно пояснение. Напомним в который уже раз:  никто, в том числе и в самой Турции, не отрицает, что в годы  Первой мировой войны в Анатолии действительно имели место  трагические события, что их жертвами стали сотни тысяч людей  — турок, греков, ассирийцев, армян… Но вот политики  намеренного уничтожения тех или иных этнических групп  Османская Империя не проводила. И доказательств, что имел  место именно «геноцид», нет — ну, за вычетом фальшивок,  изготовленных с разной степенью профессионализма.

Другое  дело, что тезис, будто бы в 1915 году имел место именно  «геноцид», а не мятежи армян, поднятые в тылу турецкой армии,  позволяет уже предъявлять претензии к Турции как к  государству. Программа — «максимум» здесь — притязания  территориальные, но если их реализовать не получится, то хотя  бы материальные.

И вот уже ереванская «Лрагир» радостно  возвещает: «Наступило время следующего шага — имущество  армян в Турции». По мнению газеты, «избрание Пайлана в  турецкий парламент и его выступления действительно  беспрецедентны. И они выглядят симптоматично на фоне  процессов, которые спустя 100 лет происходят вокруг Турции,  ставя под сомнение правомерность действий государства. Речь  идет, например, о судебном процессе в Европейском суде по иску  католикоса Великого дома Киликийского Арама Первого с  требованием вернуть армянской церкви резиденцию в Сисе. Суд  принял к производству иск.

Примечательным может стать и  судебный процесс в США по иску армян, претендующих на  территорию, которую США арендуют у Турции под авиабазу  Инджирлик. В 2010 году Алекс Бакалян, Анаис Арутюнян и  Рита Мгдессян подали в суд такой иск, но в 2013 году  американский суд отказался удовлетворить его. Сейчас  готовится новый иск, к которому могут присоединиться еще 13  армян, имеющих документы на земли в Киликии».

В том, что  мировое сообщество поддержит армянские притязания,  «Лрагир» уверена. Редакцию волнует другое: «Поддержит ли  восстановление прав армян в Турции Республика Армения?  Директор Национального архива Армении анонсировал  издание в 2017 году книги, в которую войдут документы о праве  собственности армян на территории современной Турции. Есть  масса документов, подтверждающих право собственности, и  нужен только прецедент возвращения каких-то объектов  собственности». А этих объектов немало.

В армянской среде уже  несколько лет гуляет по рукам некий список будто бы  подлежащего «реституции» имущества, включающий, по  армянской версии, 2538 церквей, 451 монастырь, 1996 школ, 29  лицеев и 42 сиротских приюта.  Насколько этим подсчетам можно верить, в особенности на фоне  готовности объявлять «армянскими памятниками» и грузинские  церкви, и албанские монастыри, и даже турецкие мавзолеи-  тюрбе, вопрос риторический. Важно другое.

Напомним: в конце девяностых в мире разразился нешуточный  скандал вокруг «спящих счетов» в швейцарских банках —  депозитах, принадлежавших людям, ставшим жертвами  Холокоста. Речь шла о суммах весьма внушительных,  швейцарским банкирам расставаться с ними не хотелось…  На этом фоне несколько оборотистых американских адвокатов  армянского происхождения — Варткес Егиаян, Брайан Кабатек и  Марк Герагос — начали шумную кампанию по реанимации  «армянских спящих полисов», то есть страховых полисов, будто  бы приобретенных анатолийскими армянами накануне первой  мировой войны.

Осведомленные люди поясняли: для адвокатов  такой процесс — настоящее «золотое дно». Лучшую рекламу  трудно придумать. Если удастся выторговать хоть что-то,  «крючкотворы» свою долю не упустят. Но если даже не удастся,  с авторов иска они свой гонорар успеют «слупить».  В конце концов, адвокаты добились того, что несколько  крупных американских компаний решили выплатить исковые  суммы.

В частности, в 2004 году им удалось заключить  соглашение с влиятельной страховой компанией New York Life  Insurance Company (NYL). Как подсчитали господа Егиаян,  Кабатек и Герагос, за время, прошедшее с 1915 года, на  страховые полисы набежали проценты, в результате чего в иске  фигурировала астрономическая сумма в 20 миллионов  «зеленых». Правда, из этой суммы, которую после откровенного  скандального нажима нью-йоркские страховщики обязались  выплатить «жертвам», наследникам полагалось 17 миллионов  долларов, причем из этой же суммы предполагалось оплатить и  услуги адвокатов.

Интересно другое: три миллиона из  оговоренной суммы должны были достаться 9 армянским  благотворительным организациям, действующим в США и, по  официальной версии, «защищающим политические интересы  жертв «геноцида». То есть армянских лоббистов.

Но даже после того, как NYL согласилось «позолотить ручку»  армянским адвокатам, юристы продолжали задавать неудобные  вопросы: как так получилось, что в довольно-таки глухих  районах Османской империи местные армяне сплошь  застраховались в американских компаниях? Притом что до  первой мировой войны США не особенно активно участвовали в  европейских делах? Почему суммы в полисах указаны в  долларах и фунтах, а не старых турецких лирах? Случайно ли,  что о «спящих полисах» вспомнили только после того, как  грянул скандал со «спящими счетами» в швейцарских банках?

Наконец, как по прошествии стольких лет наследники будут  доказывать, что имеют право на страховые выплаты, и какова  вероятность, что они представят целехонькие страховые полисы,  тронутые желтизной? Когда же Минюст Армении стал  публиковать на своем сайте — и в армянской прессе — советы  «наследникам жертв геноцида», как им следует поступить, если  страховой полис не сохранился, подозрения эти еще больше  усилились.

А затем вся страховая афера рухнула. По инициативе президента  США Барака Обамы Верховный суд США «армянский  страховой рэкет» прекратил. Но это было только начало  неприятностей. Куда более громкий скандал грянул потом,  когда адвокаты Марк Герагос и Брайан Кабатек выдвинули иск  против коллеги Вардкеса Егияна.

Он, по их версии, нечестно  распорядился средствами, отсуженными у страховых компаний,  точнее, той их частью, которая шла армянским  «благотворительным организациям». Деньги ушли на счета  фиктивных организаций-однодневок, уверяли Герагос и  Кабатек. Егиян в ответ сам обвинил недавних коллег, что это  они нажились на деле потомков «жертв геноцида», взяв себе 17  млн. долларов.» То есть адвокаты банально передрались между  собой.

Теперь же, судя по всему, адвокаты уже прикидывают, сколько  они смогут заработать на имущественных исках.  И на этом можно было бы поставить точку, если бы не одно  обстоятельство. Вся эта мышиная возня как минимум таит в себе  нешуточный риск провокаций вокруг армянской общины  Турции. Той самой общины, чье мирное и благополучное  существование, со своими школами, газетами, церквями, никак  не укладывается в теорию «геноцида» и т.д.

И если армянские  лидеры в годы первой мировой войны были готовы превратить  своих соотечественников в этаких образцово-показательных  жертв, но не услышали в свой адрес даже простого «ай-я-яй», то  нет и не может быть надежной гарантии, что нечто подобное не  попытаются сотворить и через сотню лет.