Это интересно, Эхо

Храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света

О.БУЛАНОВА

В 1100 г. н.э. войска крестоносцев остановились в маленькой деревушке в Малой Азии. Их лидер недоуменно осмотрелся вокруг: это место оказалось совсем не таким, каким он ожидал. Он ведь читал в древних текстах, что это большой и многолюдный морской порт, в котором находит пристанище множество кораблей.

Но все было не так: море находилось почти в трех милях, а сама деревня расположена в болотах, и корабли даже не просматриваются отсюда. Полководец окликнул прохожего и спросил, на самом ли деле этот город называется Эфес. Прохожий ответил, что теперь это место называется Аясалок. Но полководец не отставал и продолжал допытываться: где залив, где торговые суда и где тот великолепный греческий храм, о котором они наслышаны.

Эта история была описана в одной из летописей, в которых отображались Крестовые походы. И дальше в ней можно прочитать, что теперь в недоумении был прохожий: «Какой храм?! У нас здесь нет никакого храма». Вот так, спустя лишь восемь веков даже коренное население Эфеса не могло припомнить о существовании одного из семи Чудес Света — Храма Артемиды Эфесской. Однако слава храма живет в веках.

Древние историки сохранили для будущих поколений описание прекраснейшего творения рук человеческих. Попробуем подробно рассказать об истории строительства, расцвете и о разрушении Седьмого Чуда Света, а также о самом городе Эфесе. Нет никакого сомнения в том, что храм был действительно великолепен. Афинский архитектор Пхилон описывал его так: «Я видел стены и Висячие Сады Вавилона, Статую Зевса на Олимпе, Колосса Родосского и гробницы Фараонов, но когда я увидел храм в Эфесе, возвышающийся до облаков, то понял, что все прочие чудеса померкли в его тени».

Храм Артемиды был расположен около древнего Эфеса. Место для строительства святилища Артемиды было выбрано не случайно, поскольку еще в бронзовом веке оно использовалось в ритуальных целях. В ходе раскопок археологом Дэвидом Джорджем Хогартом были найдены остатки нескольких храмов в слоях, лежащих последовательно друг над другом.

Первое святилище для богини Артемиды было построено примерно в VIII в. до н.э. на болотах вблизи Эфесской реки. Считается, что к его строительству причастны амазонки, которые населяли эту местность в то время. Сооружение возвели в честь богини охоты, целомудренности и плодородия, известной также в Древнем Риме под именем Дианы. Артемида весьма почиталась греками.

В Эфесской мифологии богиню изображали в виде многогрудой девы, что символизировало плодородие. Гречанки молились ей о ниспослании ребенка, а земледельцы — о богатом урожае. Этот храм был разрушен в ходе наводнения, которое случилось в VII в., но уже в следующем столетии его восстановлением занимался архитектор Харсефрон. Для формирования фундамента участок болотистой земли был поднят на 2 м по сравнению с предыдущим основанием — чтобы избежать затопления. К слову, болотистая местность была выбрана не случайно.

Харсефрон считал, что мягкая подушка водянистой почвы послужит хорошим амортизатором при землетрясении, которые были частым явлением в этих местах. При жизни Харсефрона построены колоннада и стены, а завершили проект его сын Метаген и зодчие Деметрий и Пеонит. Сооружение из дерева и камня было отделано мрамором. В то время Эфес переживал период расцвета, поэтому городская казна имела достаточно средств на возведение колоссального здания. Храм Артемиды богато украшался за счет граждан и паломников.

Бронзовые статуи, отлитые Фидием, Кресилусом и Поликлетисом, являлись далеко не единственным украшением храма, сохранились упоминания о золотой и серебряной отделке интерьера. Сведения о других элементах декора, к сожалению, до нас не дошли. Не очень точные данные остались в истории и касательно главной статуи богини Артемиды.

Разные источники выдают противоречивые сведения, но все же большинство авторов склоняются к тому, что статуя была сделана из золота и слоновой кости. Есть мнение и о том, что в отделке было использовано благородное черное дерево. Возможно, эти свидетельства относятся к разным эпохам — ведь храм восстанавливался неоднократно.

В 550 г. до н.э. Эфес и другие города Малой Азии захватил лидийский царь-завоеватель Крез. Храм вновь подвергся частичному разрушению. Однако Крез оказался щедрым победителем и отдал приказ восстановить святилище во всем великолепии. В истории сохранилось имя архитектора — его звали Теодорус. По его плану был построен храм высотой в 300 футов и длиной в 150. Площадь вокруг была в четыре раза больше самого строения. Более ста колонн поддерживали массивную крышу. Это сооружение было поднято еще на 2,4 м по сравнению с предыдущим, что и было обнаружено впоследствии, в ходе раскопок. Новый храм был гордостью земли Эфесской вплоть до 21 июля 356 г. до н.э., когда подвергся разрушению от рук Герострата.

История гибели величайшего архитектурного творения печальна, поучительна, но вместе с тем и интересна. Итак, будущий поджигатель Герострат был родом из Эфеса. Молодой человек всеми силами пытался увековечить свое имя в истории и не нашел ничего лучшего, кроме как совершить акт вандализма — сожжение великого храма Артемиды. Горожане были необычайно возмущены этим поступком, и власти издали указ, согласно которому имя злоумышленника должно быть предано забвению.

Отчасти Герострат достиг успеха, его имя действительно вспоминают спустя тысячелетия, однако оно стало нарицательным, олицетворяя безумные акты вандализма. Несмотря на полное уничтожение святыни, неунывающие эфесцы начали строительство нового храма. На этот раз под руководством Скопаса из Пароса, который являлся одним из самых известных скульпторов того времени. Храм возвели в той же болотистой местности, что и предыдущие строения. Для подготовки фундамента было уложено несколько слоев древесного угля, поверх которого уложили мешки с шерстью. Этот храм был полностью построен из мрамора — невиданная роскошь! — а 36 колонн в нижней своей части были украшены вырезанными фигурами. В святилище размещались различные произведения искусства, в том числе четыре бронзовые статуи амазонок.

Плиний писал об этом новом храме, что длина его 141 м, а ширина — 75. Некоторые из 127 колонн достигают 20 м в высоту. По сравнению с Парфеноном, развалины которого стоят по сей день в Афинах, храм Артемиды выглядел гораздо более внушительным.

Строительство нового Храма Артемиды Эфесской, по словам Плиния, заняло в общей сложности более 120 лет, хотя современные эксперты предполагают, что это было преувеличением — скорее всего, в два раза меньше. Известно, что когда Александр Македонский пришел в Эфес в 333 г. до н.э., храм был еще в стадии строительства. Полководец изъявил желание финансировать завершение строительства только в том случае, если его имя будет вырезано на стенах храма.

Городские власти не пожелали этого, но не могли напрямик отказать и дали-таки тактичный ответ: «Невозможно, чтобы один Бог (имея в виду Александра) построил другому храм». Согласно другим источникам, Александр Македонский все же спонсировал постройку храма, и только благодаря нему он возвысился во всем величии, превзойдя по красоте и пафосности многие другие сооружения той эпохи.

Говорится и о том, что храм, исполненный по велению Александра, украшала чудесная картина Апеллеса, на которой был изображен Зевс с молнией в руке, поразительно походящий лицом на македонского завоевателя. Труд художника высоко оценили заказчики и одарили творца баснословной по тем временам суммой в 25 тысяч талантов золотом.

Воссозданный вновь Храм Артемиды был, пожалуй, самым великолепным из всех существовавших до него вариантов. Он просуществовал несколько столетий и был местом паломничества тысяч путешественников и верующих, приезжающих посмотреть на чудо чудное со всех концов света. Вокруг храма был организован рынок, на котором продавались различные товары, в том числе и своего рода сувенирная продукция — храмы Артемиды в миниатюре.

Артемисиону верующие доверяли не только свои сокровенные молитвы, но и денежные средства. Можно сказать, что храм являлся неким подобием античного банковского учреждения. Он был полностью независим от городских властей и управлялся могущественными жрецами. Так, историк Ксенофонт перед путешествием в Персию положил на хранение в храм свой капитал, а вернувшись, нашел его в целости и сохранности. На эти средства он затем в благодарность богине воздвиг точную уменьшенную копию храма в Скеллунте, что в Элладе. Вообще в те годы храм был не только местом для молитв и подношений, но и деловым, и финансовым центром.

Интересна история апостола Павла, который прибыл в Эфес в 57 г. н.э. с целью обращения греков в христианство. Он выступал против поклонения идолам, в том числе и Артемиде. Один из торговцев сувенирами по имени Деметрий очень опасался потерять свой доход в случае отвращения граждан от храма и поэтому решил схватить Павла и его сотоварищей. Для апостола злоключения закончились неплохо — его после недолгого ареста всего лишь выдворили из города, и он уехал в Македонию.

Заметим, что христиане в конечном итоге все же повлияли на судьбу храма. В 262-263 гг. н.э. святилище разграбили готы. В это время Эфес переживал упадок и не устоял перед натиском врага. Позже римский император Константин восстановил большую часть Эфеса, но Храм Артемиды восстонавливать отказался, потому что к тому времени уже принял христианство и не был заинтересован в распространении на территории империи язычества. Город постепенно пришел в полный упадок.

Бухту, куда приставали корабли, постепенно заполнил речной ил, и Эфес перестал существовать как крупный портовый центр в Малой Азии, превратившись в захолустный, ничем не примечательный населенный пункт. Большинство жителей переселились из заболоченной местности в близлежащие районы.

В период правления римского императора Феодосия Великого Храм Артемиды закрыли окончательно. В 391-392 гг. храм был разобран, облицовка содрана и использована в качестве строительного и отделочного материала, скульптуры и статуи разрушены и стерты в порошок. В 1863 г. Британский музей отправил на поиски руин храма архитектора Джона Вуда. Он встретил на своем пути множество препятствий: местность вокруг Эфеса наводняли бандиты, а работников для раскопок было не сыскать, поскольку бюджет выделялся крайне скромный.

Но основной трудностью являлось полное неведение касательно месторасположения храма. Джон Вуд вел поиски в течение шести лет, подвергаясь постоянной опасности. И вот в 1868 г. был обнаружен фундамент храма. Для этого рабочим пришлось вырыть котлован глубиной в 20 шагов, шириной в 10 м и длиной в 16. Остатки фрагментов скульптур Вуд отправил в Британский музей, где они хранятся до сих пор и выставляются в экспозиции на всеобще обозрение.

В 1904 г. Британский музей вновь снарядил экспедицию под руководством Хогарта, который продолжил раскопки и обнаружил доказательства существования пяти храмов, основания которых последовательно возвышались друг над другом.

Сегодня развалины храма практически полностью исчезли, лишь одна собранная из обломков колонна горделиво возвышается, напоминая потомкам о некогда величественном шедевре античности под названием Храм Артемиды Эфесской.

По материалам сайтов terra-z.com и build.rin.ru