С.АЛИЕВА
В отличие от европейских стран, в Азербайджане практика взыскания морального ущерба не так широко распространена, и лишь относительно недавно в отечественной судебной практике появилось само понятие «моральный ущерб».
Моральным вредом признаются нравственные или физические страдания, проявившиеся вследствие действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина или сопряжены с посягательством на его нематериальные блага. Причем физические страдания должны возникать в связи с нарушением именно нематериальных прав человека.
К моральному вреду можно отнести унижение чувств пострадавшего, приведшее к появлению у него негативных эмоций и ощущений, в результате которых был нанесен вред его психике или физическому состоянию.
Как заявил в беседе с Echo.az юрист Рамиз Алиев, к нематериальным благам относятся: достоинство личности, жизнь и здоровье, честь и доброе имя, личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, право свободного передвижения, личная и семейная тайна, деловая репутация, выбор места жительства, право на имя, авторское право.
«Когда в суде рассматриваются иски о взыскание морального ущерба, суд учитывает все заслуживающие внимания обстоятельства и степень вины нарушителя. Помимо этого суд обязан учитывать степень нравственных и физических страданий лица, которому причинен вред. При этом перенесенные страдания пострадавшего должны находиться в причинно-следственных связях с противоправным деянием против его нематериальных благ или неимущественных прав. Доказывать их наличие обязан потерпевший, причем законодательство, включив в понятие моральный ущерб и физические страдания, обязало пострадавшего предоставлять и их доказательства. Вообще во всех сферах законодательства Азербайджанской Республики предусмотрено возмещение морального ущерба,» — отметил юрист.
«Гражданин имеет право на получение денежной компенсации за понесенный моральный ущерб. Этот вопрос разрешается независимо от принятого по делу постановления, в порядке гражданского судопроизводства. Обычно на практике моральный ущерб возмещается в той сумме, которую суд признает справедливой, конечно же, если иное не предусмотрено законодательством Азербайджанской Республики. Справедливой считается та сумма выплаты, которую ответчик в силах выплатить»- заявил Р.Алиев.
По его словам, согласно статье 38 38.2.Кодекса Азербайджанской Республики об административных проступках, в уголовных делах иск о возмещении морального ущерба может быть предъявлен прокурором только по просьбе потерпевшего.
«При наличии спора о возмещении морального ущерба, причиненного административным проступком, вопрос о таком возмещении разрешается в соответствии с законодательством Азербайджанской Республики. Например, в 5-й статье закона Азербайджанской Республики «О возмещении ущерба, причиненного физическим лицам в результате незаконных действий органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда» гласит, что каждому лицу должен быть возмещен причиненный моральный ущерб,» — сказал он.
Между тем, как отметил в беседе с Echo.az председатель Центра исследований устойчивого развития Нариман Агаев, несмотря на то, что в Азербайджане имеется практика рассмотрения такого рода судебных дел, в реальности подобного рода иски составляют всего 0,01% от общего числа судебных разбирательств.
«Конечно, на практике иногда такие дела получают громкий резонанс и у нас в стране, но чаще всего это происходит, когда речь идет о звездах шоу-бизнеса, которые нередко ссорятся. Вообще, у нас в стране особенности менталитета не особо благоприятствуют тому, чтобы граждане подавали в случае необходимости судебные иски за причинение морального ущерба,» — сказал эксперт.
По словам Агаева, данный вопрос чаще всего решается на начальном этапе конфликта, участники которого стараются не доводить дело до суда.
«Если же дело не было разрешено в досудебном порядке, то, конечно, судья попытается разрешить конфликт. Если говорить о суммах компенсаций, то у нас в стране, в отличие от той же Европы, судьи исходят из реального положения вещей. То есть обязывать обидчика выплатить миллион или миллиард никто не станет. Сумма компенсации будет назначена, исходя из реальных доходов обвиняемого в причинении морального ущерба», — отметил Н.Агаев.
В свою очередь председатель Союза свободных потребителей Азербайджана Эюб Гусейнов в беседе с Echo.az признался, что за двадцать лет своей работы ни разу не столкнулся с тем, чтобы простые обыватели подали иск за причинение морального ущерба и выиграли его.
«Потребители в Азербайджане часто становятся жертвами обмана со стороны производителей различных товаров, жертвами врачебных ошибок, все это, безусловно, наносит моральный ущерб гражданам, но компенсаций за это никто потребителям выплачивать не спешит. Объясняется это банальным конфликтом интересов различных структур,» — сказал Гусейнов.
«Рассмотрим элементарный пример: человек отравился после того, как поел колбасу, купленную в супермаркете. Он вызывает «скорую помощь», которая везет его в больницу, там ему делают промывание желудка, и никто не проводит анализ, не выявляет истинных причин, вызвавших отравление. Тем более ни один врач не напишет вам справку о том, что же именно стало причиной отравления. А все почему? Потому что если врач выдаст такую справку, супермаркет может обвинить тот же Минздрав, который выдал гигиенический сертификат на испорченную колбасу, а это никому не нужно. В итоге получается такая круговая порука, жертвы которой рядовые потребители, и о никаком возмещении морального ущерба говорить не приходится», — отметил Э.Гусейнов.